Украина: хорошие самолеты, плохие авиакомпании - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Украина: хорошие самолеты, плохие авиакомпании

Читать в
Несмотря на популярность украинских самолетов в мире, дела у авиастроителей и авиаперевозчиков - не очень

14 мая в австралийском городе Перт приземлился самый большой самолет в миреАн-225, что дало повод украинским СМИ в очередной раз напомнить об успехах в отрасли.

И действительно, это не первая радостная новость для авиации Украины. Ранее государственному предприятию «Антонов» удалось заключить в Индии контракт на совместное создание и производство многофункционального транспортного самолета для нужд военных, десантников и коммерческого использования. Всего планируется создать 500 машин общей стоимостью свыше 5,3 миллиарда долларов в течение 15 лет.

«Небольшое количество тактических возможностей этого самолета компенсируется современной авионикой и навигационными системами с электродистанционной системой управления, применяемыми в любую погоду и время суток», — сообщил индийский партнер «Антонова» компания Reliance Defence Ltd.

Примечательно, что одновременно с этим поступили известия о замораживании совместного российско-индийского проекта Multi-role Transport Aircraft (MTA), одну из ведущих ролей в котором играло Авиационное объединение Ильюшина. Фактически, украинцы «отжали» у россиян обширный рынок среднемагистральных перевозок в Индии.

Казалось бы, это может говорить о блестящем положении дел в украинской авиастроительной отрасли. На деле же реальность гораздо более сложна. Так, в январе 2016 года стало известно о расформировании государственной корпорации «Антонов». Эта ГК объединяла Государственное предприятие «Антонов», Харьковское государственное авиационное производственное предприятие и 410-ый завод гражданской авиации. Причина — все три предприятия в 2015 году вышли из состава концерна и перешли в «Укроборонпром».

Так завершилась недолгая история украинского аналога российской Объединенной авиационной корпорации. Примечательно, что в состав госконцерна «Антонов» не вошел такой гигант авиапромышленности, как ЗМКБ «Прогресс» имени Ивченко. Тем не менее, корпорация была лакомым кусочком для возможных покупателей. Еще в 2010 году во время визита президента РФ Дмитрия Медведева в Харьков активно обговаривался амбициозный проект слияния украинского ГК «Антонов» с российской ОАК. Тогда планировалось, что 50% плюс одна акция «Антонова» будут внесены в ОАК, которая оплатит этот актив собственными акциями. Если бы тогда удалось совершить задуманное, мир бы получил нового монстра авиапромышленности с закрытым циклом производства различных летательных аппаратов. Но соответствующий проект соглашения между правительствами РФ и Украины так и не был подписан. Позже совместное предприятие все же было создано. Но его деятельность ограничилась лишь работой по проектам Ан-70, Ан-124, Ан-140.

После майдана для отрасли наступили непростые дни. В 2014 году Кабмин уволил главу госконцерна «Антонов» авиаконструктора Дмитрия Киву. По концерну поползли слухи о грядущей приватизации.

«Нашу фирму активно готовят к приватизации. Я это как работник профкома говорю. Почти все заказы на самолеты аннулируются из-за войны, хотя самолеты у нас гражданские. Перед выборами опять привели сюда рейдеров. Пока зарплату только задерживают, но есть угроза, что потом платить вообще перестанут», — сообщал один из работников предприятия.

Позже Киву в должности восстановили. Параллельно с этим стали рваться отношения с российскими предприятиями, с которыми совместно производилась продукция.

«Мы стараемся менять вектор сотрудничества. Если раньше мы тесно сотрудничали с Россией, то сейчас мы диверсифицируем наши производственные связи, развиваем сотрудничество с другими партнерами, в том числе с Китаем, Индией, Ираном и Польшей», — заявлял Кива.

Позже в СМИ появились сообщения о проблемах с новым украинским самолетом Ан-178. Созданный на базе успешного Ан-148 (о его популярности говорит следующий факт: несмотря на наличие в России конкурирующего проекта Sukhoi Superjet, Ан-148 закупили даже для Специального летного отряда «Россия»), Ан-178 оказался не таким надежным. По сообщениям СМИ, у него были проблемы с центровкой, ради исправления чего пришлось использовать дополнительный балластный груз в 1,32 тонны.

Кроме того, не все было безоблачно и на уровне торгово-экономических связей. Осложнение политических отношений с Россией привело к выгоду «Антонова» из совместного предприятия с ОАК. В таких условиях осложнилось сотрудничество с Воронежским авиастроительным объединением (ВАСО), с которым «Антонов» вместе производил Ан-148. Тем не менее, в марте 2016 года ВАСО выпустило для ВКС России очередной экземпляр Ан-148.

© МЧС РФ / Перейти в фотобанкДемонстрационные учения в рамках салона "Комплексная безопасность-2015"
Демонстрационные учения в рамках салона Комплексная безопасность-2015

С выигрышем индийского контракта и более тесным сотрудничеством с ВВС Индии, у украинских авиапроизводителей появляется шанс стать одной из важнейших по наполнению экономики страны деньгами отраслью промышленности. Достаточно напомнить, что ВВС Индии до сих пор эксплуатируют более 100 самолетов Ан-32. Их обслуживание и ремонт сможет дать бюджету Украины дополнительные поступления. Тем более, после «Арабской весны» часть амбициозных ливийских проектов была свернута по понятной причине, а сам «Антонов» переживал непростые времена: в 2012 году его прибыль сократилась на 80% до 39,3 миллиона гривен.

А вот перспективы Украины в области гражданских авиаперевозок туманны. В очередной раз «отличился» олигарх Игорь Коломойский. Его компанию МАУ американское издание Business Insider признало одной из худших в мире по комфорту.

МАУ — практически монополист на украинском рынке авиаперевозок. В 2015 году на ее долю приходилось 60% рейсов. В том же году рынок покинула  дочерняя компания крупнейшего лоукостера Европы авиакомпании Wizz Air — «Визз Эйр Украина», что упрочило положение МАУ. Отсутствие конкуренции в авиаотрасли серьезно отразилось на качестве услуг, предоставляемых «Международными Авиалиниями Украины». В конце 2015 года Госавиаслужба Украины рекомендовала лишить авиакомпанию «МАУ» ряда лицензий на эксплуатацию воздушных линий.

Примечательно, что одним из обещаний постмайданных украинских властей было подписание «Открытого неба» с ЕС. Это позволило бы зайти на рынок иностранным перевозчикам, в т.ч. и лоукостерам. Однако этого так и не сделали. Последнее обещание по договору дал в марте 2016 года тогда еще премьер-министр Арсений Яценюк. Он заявил, что документ подпишут к концу года. Ну а пока украинцам, и иностранцам, желающим путешествовать по стране, придется пользоваться услугами отечественных авиаперевозчиков.

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала