— Дмитрий, как родилась идея создания книги «История Луганской Народной Республики»?
— Учебная литература чаще всего создаётся в рамках государственного заказа либо коммерческого проекта. В нашем случае учебное пособие «История Луганской Народной Республики» является результатом частной инициативы.
Работа была полностью написана на общественных началах, но это давало возможность вкладывать в неё в первую очередь собственные мысли и чувства. При этом в ходе работы над текстом с ним знакомился широкий круг коллег-преподавателей из ЛНР и ДНР, Российской Федерации, а также политические деятели, принимавшие участие в событиях Русской весны 2014 года.
То есть проект в полной мере является народным. Так что, помимо двух авторов — Дмитрия Крысенко и Галины Королёвой, список авторов мог бы включить несколько десятков имён.
— Философия учит нас, что история — не столько факты, сколько интерпретация идей и смыслов. Какие ценности в своей работе отстаиваете вы?
— Древние римляне говорили: «Historia magistravitae est», что в переводе с латыни означает «История — учительница жизни». Дискуссии о её роли и научном статусе продолжаются и в наши дни, но, вне всякого сомнения, история не слагаемое фактов, механически сведённых в хронологическую таблицу. Историю государства или региона нельзя написать, лишь меняя «+» на «-», а также оценки «чёрное» на «белое».
История — ценностное древо, «стволом» которой является определённая идея. Например, в СССР такой идеей была борьба народов за социально-экономические права и движение к коммунизму. В нынешней Украине такой идеей была борьба «вековечного» украинского народа против России (во всех формах её государственного существования). По нашему мнению, центральная идея истории и является национальной идеей.
Для народа Донбасса такой идеей было и остаётся последовательное движение в сторону единства с Россией. Это движение имеет несколько составляющих, среди которых в качестве важнейших мы выделили три: труд, интернационализм, духовность.
Рамочно эти идеи были очерчены в принятой в Донецкой Народной Республике в 2018 году «Концепции исторического развития Донбасса», а также в «Манифесте народа Луганской Народной Республики» 2019 года.
Можно иронизировать над советским тезисом о том, что «труд сделал из обезьяны человека», но в случае Донбасса труд — основа его становления и своеобразия. Описание истории ЛНР закономерно происходит через раскрытие темы народа-труженика, построившего в дикой, засушливой степи один из крупнейших промышленных центров Европы, создавшего самую большую в Европе агломерацию.
Трудовой Донбасс — это многонациональный Донбасс. Второй из важнейших концептуальных идей его истории является интернационализм. В формирование Донбасса вносили вклад представители каждого из почти двух сотен советских народов.
Поэтому для жителей нашего региона национализм неприемлем ни в какой форме. Именно тенденция фашизации Украины (а не экономический кризис) заставила нас поднять восстание против хунты, захватившей власть в Киеве в 2014 году.
Третьей из основополагающих идей истории Донбасса является духовность. С онтологической точки зрения это означает, что Донбасс стал тем регионом, где человеческая личность преодолевала свою зависимость от Природы и заданных ею первичных потребностей.
На наш взгляд, такая концепция может и должна быть предложена в качестве философии истории и другим регионам бывшей Украины. Она позволит им говорить на одном языке и строить общее будущее.
- А почему ничего не говорится о доктрине «Русский Донбасс»? Опять «многонационалия» и «интернационализм», опять о русских ничего? Луганск за Русскую идею поднялся в 2014 году или за «интернационализм»?
— Я бы сказал, что между русскостью и интернационализмом нет противоречий. Полностью соглашусь с выражением «Русскость — не национальность, а состояние души». Поэтому русскость не исключает, а включает в себя все те 100 народов, чьи представители живут на территории ЛНР.
С тезисом о недостатке внимания к русской идее не соглашусь, поскольку единственным государственным языком в ЛНР был провозглашён русский, внимание к нему и культуре в целом постоянно растёт. В некотором смысле, Луганск и Донецк — более русские города, чем города Российской Федерации.
— С учётом вашего опыта работы в системе высшего образовании Донбасса, как следует вести политику памяти на Украине, если наши, конечно, покончат с украинским национализмом?
— Специальная военная операция по защите Луганской и Донецкой Народных Республик, а также денацификации и демилитаризации Украины ребром поставила вопрос о её дальнейшем переформатировании.
Причём не только административно-территориального устройства, но и массового сознания её жителей. Уже сейчас становится очевидной чрезвычайно высокая степень политической ангажированности в духе украинского национализма и враждебности по отношению к Русскому миру.
Особенно очевидным это становится при работе по интеграции северных районов Луганской Народной Республики, освобождённых от оккупации Украины в марте текущего года.
Важная роль в деле восстановления духовного здоровья жителей бывшей Украины принадлежит школе, в частности, предметам гуманитарного цикла. Историческая литература уже сама по себе является символом, своего рода «знаменем», постулирующим принадлежность региона к тому или иному государству.
Вне сомнений, логичным итогом СВО должно стать создание в границах бывшей Украины ряда субъектов (республик и краёв): Новороссии, Малороссии, Галиции, Волыни и т. д. При разработке основ их образовательной политики должен быть применён подход, характерный в целом для Российской Федерации: преподавание общего курса «История России» при параллельном изучении курсов региональной истории на основе общерусской идентичности.
- А в чём трудности интеграции Северной Луганщины с остальной ЛНР?
— В деле интеграции северных районов ЛНР существуют как объективные, так и субъективные сложности. Помимо прочего, это и результат их 8-летнего пребывания в составе не просто Украины, а Украины как Антироссии — рецидивного фашистского образования.
Несмотря на то, что в 2014 году эти районы были охвачены движением Русская весна, а 11 мая участвовали в общенародом областном референдуме о поддержке «Акта государственной самостоятельности Луганской Народной Республики», целенаправленная пропаганда украинской школы и СМИ в националистическом духе оставили свой след. Печальным «достижением» киевской хунты является, по сути, создание «Галичины в масштабе всей Украины».
- А как в учебнике освещена роль главы ЛНР Игоря Плотницкого и того, почему он ушел в отставку?
— Абсолютность — прерогатива Бога, поэтому личности войти в историю как абсолютно «белой» или абсолютно «чёрной» невозможно. Кроме того, со временем события становятся и более и менее понятными. Период становления нашей Республики — сложный и драматичный, но всё же, это период надежд.
Вместе с тем, учебник должен стремиться к однозначности, поэтому деятельность второго Главы ЛНР Игоря Плотницкого оценивается нами в позитивном ключе. Официальная причина его отставки — по состоянию здоровья.
- Что говорится о роли первого руководителя Валерия Болотова в событиях Русской весны и его отставке?
— В исторической науке существует дискуссия о роли личности и народа. Несмотря на то, что точку в этом споре поставить невозможно, в своём учебнике мы попытались дать взвешенную оценку роли военно-политических лидеров Донбасса.
Специфика ситуации состоит в том, что руководящая элита Народных Республик Донбасса сформировалась «снизу» — в её среде нет или почти нет представителей предыдущей областной администрации или функционеров Партии Регионов.
Особое место среди народных лидеров принадлежит первому Главе Республики Валерию Болотову, которого можно по праву назвать одним из её отцов-основателей. Иллюстрацией огромного уважения стало установление в 2020 году его бюста на площади Героев Великой Отечественной войны в Луганске. В качестве причины его отставки мы указали ранение.
- Как вы рассказываете о Мозговом и его конфликте с Болотовым и Плотницким?
— Об А. Б. Мозговом мы рассказываем исключительно в позитивном ключе, как о народном герое. Но его конфликт с Болотовым и Плотницким мы предпочли опустить.
- Что-то о роли Курченко в делах ЛНР в учебнике есть?
— Деятельность предпринимателя Сергея Курченко мы опустили.
- По поводу разгула махновщины и казачины, об «отжимах» и «подвалах» в 2014 году можно будет почитать?
— Деятельность казачьих организаций мы описываем в позитивном ключе, поскольку, вне сомнений, им принадлежала важная роль в организации обороны молодой Республики. При этом, как и на любой войне, не обходилось без крайностей. Войну невозможно вести «в белых перчатках». Но на «отжимах» и «подвалах» мы всё же, внимание не акцентировали.
— Кому может быть полезна и интересна ваша книга?
— Помимо учащихся общеобразовательных учреждений Луганской Народной Республики, книга может быть полезна широкому кругу читателей.
Несмотря на широкое освещение нашей тематики в российских СМИ, подробности истории Донбасса (особенно новейшего периода) остаются terra incognita. В ещё большей мере «белым пятном» наша история является для жителей регионов, остающихся под властью Киева.
Драматичные события 2014 года — блокада Луганска, преступления Вооружённых сил Украины против мирных граждан — могут шокировать, но адекватное понимание сути происходящих в наши дни событий невозможно без учёта прошлого.
Грань между прошлым, настоящим и будущим иллюзорна, время — это единый континуум. Поэтому в полной мере согласимся с выражением «История ничему не учит, но карает за незнание своих уроков».