Павел Рудяков: Положение "ни войны ни мира" наиболее выгодно украинской партии войны - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Павел Рудяков: Положение "ни войны ни мира" наиболее выгодно украинской партии войны

Читать в
Единственная возможность провести выборы в Донбассе до передачи границы под контроль Киева состоит в том, чтобы организовать голосование в электронном формате, считает директор украинского информационно-аналитического центра «Перспектива» Павел Рудяков

Ростислав Ищенко интервью
Ростислав Ищенко: Донбасский конфликт – лишь маленькая часть глобального кризисаРазрешение донбасского конфликта будет зависеть от того, чем завершится системный глобальный кризис, считает обозреватель МИА «Россия сегодня» Ростислав Ищенко
- Павел Николаевич, сейчас активно обсуждаются сообщения немецких СМИ о том, что Россия якобы готовит Украине какой-то ультиматум по Донбассу. Действительно ли Москва активизировалась в этом направлении и почему это произошло именно сейчас?

— Я не знаю, можно ли говорить об «ультиматуме» к Украине прямо или через посредников в лице Германии или Франции. Это тонкие и деликатные вопросы. Тут меньше информации в открытом доступе, которой я пользуюсь. Но для того чтобы говорить, что Россия действительно активизирует свои действия в поисках решения по установлению мира и переходу к политическому урегулированию конфликта на Донбассе, основания есть.

Одним из важнейших оснований может служить возникшая из ничего с точки зрения публичного освещения встреча в Берлине 3 июля на уровне политических советников. Хотя со стороны Украины и России и Ермака, и Козака вряд ли можно назвать политическими советниками. У них другая функция. Поэтому основания к тому, чтобы говорить об активизации России в этом направлении, есть.

- Можно ли, на ваш взгляд, в принципе выполнить Минские соглашения, чтобы Донбасс вернулся в состав Украины на правах широкой автономии?

— О реинтеграции Донбасса в состав Украины на особых условиях есть основания продолжать думать и говорить, несмотря на все сложности и все отягчающие обстоятельства, возникшие после подписания комплекса мер по выполнению Минских соглашений в феврале 2015 года, и несмотря на все отягчающие обстоятельства, которые возникли уже после избрания и вступления в должность президента Владимира Зеленского.

Но, мне кажется, что говорить о том, что Минские соглашения и комплекс мер в том виде, в котором они существуют, могут будет выполнены, оснований очень мало. Все равно они подлежат пересмотру, ревизии, уточнению и приведению в состояние с новыми политическими реалиями. Мне кажется, что об этом можно и нужно говорить.

Мне кажется, что чем раньше эти предложения будут положены на стол переговоров, тем лучше будет для всех участников нормандского формата, минского процесса и для всех тех, кто действительно заинтересован в установлении мира и переходе к политическому урегулированию, которое является предварительным условием реинтеграции Донбасса и целью Минских соглашений.

- А подписание условного «Минска-3» возможно, если «Минск-2» будет дезавуирован?

— «Минск-2» вряд ли будет дезавуирован. Может быть, он будет адаптирован к новой ситуации, которая сложилась после февраля 2015 года к июлю 2020-го. Здесь есть целый ряд моментов, которые включены в повестку дня новых переговоров и консультаций вокруг Донбасского конфликта. И российско-украинско-германско-французских, и двусторонних, и многосторонних.

В самое ближайшее время, думаю, они будут выведены в публичную плоскость. Или, по крайней мере, будут использоваться в менее закрытом формате. Встреча в Берлине 3 июля, мне кажется, дала серьезный повод об этом говорить, как и те комментарии, которые последовали от участников этой встречи.

Фактически ничего не сказал с нашей стороны Андрей Ермак, все комментарии которого свелись к тому, что Украина, Германия и Франция якобы выступили с консолидированной позицией, что якобы стало неожиданностью для России и якобы заставило ее взять паузу для того, чтобы ответить на эту консолидированную позицию.

Мне кажется, что это слишком общая формулировка. Даже если судить по тем вещам, которые есть в открытом информационном пространстве, говорить о консолидированной позиции Киева, Берлина и Парижа — слишком большое преувеличение. Даже по каким-то вопросам, например, проводить или не проводить Украине запланированные местные выборы 25 октября на неподконтрольной территории.

С другой стороны, господин Козак после этого заявил, что мы договорились на уровне политических советников (будем так их называть, раз они так себя называют), что в ближайшее время будет разработан комплекс дополнительных мер, который позволяет перевести в плоскость практических действий пожелания прочного мира на линии разграничения. Это тоже очень важно.

Там есть ряд других менее проявившихся в публичной плоскости вещей, сигналы к которым пошли сразу со стороны России, Германии и Франции, согласовано или отдельно друг от друга. Они пока не предъявлены публике, но позволяют говорить о том, что будут предъявлены какие-то требования по выполнению тех обязательств, которые Киев на себя взял 9 декабря прошлого года в Париже.

- К слову о консолидированной позиции Германии и Франции. Сейчас многие эксперты говорят, что если Берлин и Париж якобы увидят, что Киев не собирается выполнять Минские соглашения, то чуть ли не снимут санкции с Россией. Возможно ли это?

— Мне кажется, что это слишком прямолинейные увязки, поскольку Германия и Франция и до последнего нормандского саммита в Париже и после него видят, что Украина уже при новом президенте и составе Верховной Рады с максимальной настойчивостью уклоняется от исполнения Минских соглашений как таковых и тех обязательств и по прекращению огня на линии разграничений, и по увеличению точек разведения сил и средств, кроме тех трех, которые были сделаны в преддверии саммита.

Они видят, что наша страна максимально уклоняется от исполнения своих обязательств. В том числе тех, которые президент Зеленский взял на себя в Париже и о которых говорил на заключительной пресс-конференции лидеров стран. Поэтому это для немцев и французов не новость.

Руслан Бортник интервью
Руслан Бортник: Россия нацелена использовать Донбасс для давления на УкраинуНикаких «красных линий» для переговоров по Донбассу не существует, при желании стороны могут достичь компромисса по любому вопросу, считает директор Украинского института политики Руслан Бортник
Но санкции в меньшей степени связаны с конфликтом в Донбассе, а в большей степени связаны с «аннексией» Крыма. Кроме того, санкции, которые ввела Европа и недавно продлила на следующие полгода, являются не только европейской фишкой и европейской инициативой, а действиями, тайно и явно согласованными с американской стороной в рамках так называемого евроатлантической солидарности, на которой они продолжают настаивать, несмотря на то что эта солидарность рушится прямо на глазах в связи с позицией и действиями президента Трампа.

Поэтому эти вещи напрямую не связаны. Но то, что со стороны Парижа и Берлина будет оказываться давление на Киев с целью активизации его усилий по реальному участию в Минских соглашениях, в самое ближайшее время ожидать можно.

- Как, на ваш взгляд, в рамках Минских соглашений можно решить спор вокруг выборов/границы и других противоречий?

— Здесь пока что трудно говорить. У нас есть 13 пунктов комплекса мер. Есть определенный порядок, в котором они записаны, и есть группы этих пунктов: политическая, гуманитарная и вопросы безопасности. Если я не ошибаюсь, комплекс мер подписан в феврале 2015 года.

Но зимой начала 2016-го экс-президент Порошенко очень удачно для себя лично и для официального Киева нашел тезис о том, за который немцы и французы по своим мотивам охотно ухватились. Он сказал, что сначала должна быть безопасность, потом политика, потом все остальное. И под политическими моментами и всем остальным подразумевались выборы в ДНР-ЛНР/ОРДЛО, которые контролируются местными людьми с под гласной или негласной эгидой России, о чем много говорилось и говорится на международном уровне.

Тогда немцы и французы эту формулу Порошенко поддержали, и тогда возникла вот эта коллизия, что же важнее, украинско-российская граница, которую мы требуем, или выборы в местные органы ДНР/ЛНР, которые записаны в комплексе мер. Они должны пройти при участии международных наблюдателей.

Если международные наблюдатели говорят о том, что они состоялись в соответствии с демократическими процедурами и в соответствии с украинским законодательством, как это записано в «Минске», то на следующий день после выборов начинается процесс передачи под контроль границы украинской стороне (это не одномоментное действие, о чем наша украинская сторона забывает) и заканчивается после «всеобъемлющего политического урегулирования». Эта формулировка не наполнена конкретикой, но она существует. Поэтому в данном случае важнейшее значение имеют эти выборы, которые должны состояться 25 октября, но пока что Банковая и Ермак об этом не говорят.

Наш общественный деятель Андрей Портнов недавно предложил свой вариант проведения выборов в формате электронного голосования как ключ для разблокирования всего Минского процесса, чтобы Верховная Рада приняла соответствующий закон. Таким образом, это позволит не нарушать украинский закон, не голосовать под дулом автоматов и не переходить тех «красных линий», которые нарисовал для себя Зеленский и которые националисты и «партия войны» ему указали, и Ермак это тоже признавал.

Портнов призвал к широкому обсуждению этого, но никакой реакции так и не последовало. Провести выборы в каком-то другом формате в ситуации, когда мы не контролируем эти районы, мне лично не представляется возможным. Поэтому можно говорить только об электронном голосовании. Но официально Киев даже не намекает на то, что это обсуждается. И если немцы и французы заинтересованы в том, чтобы выборы состоялись, то они тоже рано или поздно будут к этому Киев склонять. Если какое-то давление и будет оказано, то только такое. Других вариантов нет.

Если же вернуться к тому, что говорил Дмитрий Козак по горячим следам встречи 3 числа в Берлине, и собрать в один комплекс мер, то тогда это должно было выглядеть таким образом: подписание комплекса дополнительных мер по прекращению огня, параллельно с этим принятие политического решения о проведении выборов в электронном формате с согласия Парижа и Берлина и при условии того, что Киев пойдет навстречу им, если они об этом заговорят. Но пока что эти вещи выглядят гипотетически. Подтверждения того, что в этом направлении что-то начинает меняться, я пока не вижу.

- А какой из сторон украинского кризиса больше всех выгодна текущая ситуация, когда нет ни войны, ни мира?

— Это выгодно нашей «партии войны». О ней меньше говорят, потому что есть консолидированная позиция бывших президентов и всех остальных, но это, безусловно, выгодно Киеву.

ДНР/ЛНР в данный момент выступают в роли жертвы. Но я думаю, что они уже меньше думают о реинтеграции в состав Украины, а больше — о каких-то других вещах. Если мое предположение верно, ситуация «ни мира, ни войны», но с перспективой отказа от реинтеграции в состав Украины становится выгодна Донецку и Луганску.  

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала