- Наталья, будучи министром иностранных дел ДНР, как вы оцениваете уровень реализации Минских соглашений? Считаете ли вы, что они вообще могут быть реализованы — в частности, примет ли когда-нибудь Украина законы об особом статусе ЛДНР, о порядке проведения выборов в республиках, об амнистии? Если это невозможно, то что, надо от этих соглашений отказаться?
— К сожалению, до сих пор украинская сторона не совсем осознает необходимость полноценной реализации Минских соглашений, поэтому фактически Украина в полной мере не выполнила ни одного из своих обязательств по Комплексу мер.
Отсутствие на это политической воли в Киеве стало причиной недобросовестного подхода к переговорам: игнорирования любых конструктивных предложений, нарушения уже достигнутых договорённостей и затягивания диалога. По всей видимости, украинская сторона пока не заинтересована в скорейшем разрешении конфликта.
Не считаем возможным и целесообразным отказываться от имплементации Минских соглашений, так как это единственный безальтернативный путь установления мира в Донбассе. Именно он был принят и одобрен резолюцией Совета Безопасности ООН.
В связи с этим Украина, являющаяся членом ООН и позиционирующая себя как субъект международного права, не сможет отказаться от своих обязательств по выплате пенсии и социальных пособий гражданам, по проведению обмена пленными, амнистии и недопустимости преследования, по прекращению силовых операций против населения Донбасса и в конце концов начнет договариваться о том, как и на каких условиях мы дальше будем сосуществовать.
И мы со своей стороны приложим все усилия, чтобы Киев не смог от этого отказаться.
- Почему в сентябре 2014 года ДНР и ЛНР пошли на заключение Минских соглашений, ведь украинская армия была фактически разбита донбасским ополчением? Может, не стоило останавливаться и бить врага дальше?
— На самом деле Минские соглашения — это и есть результат нашей фактической победы на поле боя, следствием которой стала дипломатическая победа. Ведь, как известно, любая война всегда заканчивается соглашением, и в нашем случае она закончилась выгодными условиями для нас и неудобными — для украинской стороны.
После того как украинский режим потерпел сокрушительное военное поражение, Киев был вынужден подписать Минские соглашения, сложные в реализации для Украины и невыгодные для правящей элиты. После этого продолжать военные действия было бы просто губительно по отношению к нашему народу, проживающему на территории ДНР, временно подконтрольной Украине.
В первую очередь мы думаем о людях. Там наши граждане, нуждающиеся в мире и спокойствии. Их благополучие и жизненные интересы для нас превыше всего, именно поэтому мы выступаем за бескровное установление мира и конструктивный диалог.
- Ждете ли вы, что с приходом Владимира Зеленского Минские соглашения будут реализованы?
— Пока сложно однозначно оценить намерения нового президента Украины: сначала он заявляет о приверженности Минским договоренностям и мирному урегулированию, а позже утверждает, что не намерен вести прямой диалог с республиками, и под его командованием ВСУ крайне агрессивно нарушают режим прекращения огня.
Нам также не понятны действия украинской стороны по навязчивому привлечению представителей США и Великобритании в переговорный процесс. Это не что иное, как копирование политики Порошенко, для которого такие попытки не увенчались успехом и крайне странно, что Зеленский ожидает других результатов от идентичных действий.
Украине необходимо просто осознать тот факт, что взятые на себя обязательства придется рано или поздно выполнить в соответствии с Комплексом мер. Конечно, это лучше сделать как можно скорее, чтобы в Донбассе воцарился мир.
Однако стоит отметить отдельные позитивные подвижки в части безопасности, которых удалось достигнуть нашим переговорщикам. Мы сумели воспользоваться политической ситуацией, предвыборной кампанией на Украине и закрепить дополнительные меры контроля за соблюдением перемирия.
Сейчас нам остается не менее непростая задача — вынудить Киев соблюдать дополнительные меры во всей полноте, так как нарушения режима прекращения огня по вине украинской стороны продолжаются.
К сожалению, вынуждена признать, что в сфере политики и экономики пока не происходит никаких позитивных сдвигов. Для Украины это самая сложная часть Минских соглашений.
- Что с продолжением обмена заключенными? Будут ли они продолжены?
— Однозначно будут, ведь сегодня там удерживаются наши люди. Мы ни в коем случае не остановим процесс по их освобождению, будем настаивать на скорейшем осуществлении обмена, тем более что ОБСЕ и РФ в данном вопросе полностью поддерживают позицию республик.
На сегодняшний день имеем следующие результаты: переговорщики в профильной группе начали обсуждение и проработку необходимых документов. Донецкая Народная Республика уже завершила свою часть процессуальной очистки удерживаемых лиц и подтвердила готовность к осуществлению обмена по формуле «всех установленных на всех установленных».
Говоря о количестве людей по обмену с ДНР, то это 102 наших и 50 украинцев. На заседании ТКГ 17 июля Киев просил предоставить 6 недель для необходимых операций по процессуальной очистке, они прошли, и на предстоящем заседании в Минске мы будем ждать отчет представителей Украины о завершении ими стадии осуществления процессуальных формальностей.
- Как вы считаете, насколько за эти пять лет изменилась в целом ситуация в Донбассе и на Украине?
— Последние пять лет принесли нам тяжелейшие испытания. Боевые действия стали причиной гибели и ранения тысяч мирных жителей, массовых разрушений гражданской инфраструктуры, а транспортная и экономическая блокады разорвали все социально-экономические и производственные цепочки между Украиной и Донбассом.
Однако, как бы ни было тяжело, республики выстояли, сумели сохранить свой производственный потенциал и вернуться к нормальной жизни. За последние годы были устранены тяжелые последствия в экономике и ликвидированы предпосылки кризисных явлений.
Благодаря устойчивому и растущему положению экономики республики также укреплена социальная сфера: подняты пенсионные выплаты, увеличены зарплаты различным категориям граждан.
Украинская же сторона, оказавшись в более выгодных стартовых условиях, за последние пять лет продемонстрировала свое истинное отношение к собственному народу, вынужденному расплачиваться по счетам киевских властей. Предыдущий режим довел свое государство до состояния политической и экономической деградации, и непонятно, удастся ли новой власти вывести страну из этого положения.
Особенно остро это коснулось жителей части Донбасса, временно оккупированной украинскими силовиками. Для поддержки наших земляков и сохранения дружеских связей главы ДНР и ЛНР запустили Гуманитарную программу по воссоединению народа Донбасса.
За два с половиной года реализации программы были достигнуты действительно существенные результаты: более 55 тысяч жителей Донбасса получили помощь от властей ДНР: воспользовались бесплатными медицинскими услугами, получили социальные выплаты, поступили на учебу в образовательные учреждения ДНР, приняли участие в культурных и спортивных мероприятиях, ярмарках, конкурсах и соревнованиях.
В то время как Украина, изворачиваясь в поиске уловок, всячески затягивает мирное урегулирование и выполнение Минских соглашений, республики не стоят на месте — они развиваются, растут, выстраивают курс на сближение и интеграцию с Российской Федерацией. Мы уже состоявшееся государство, и все, что нам нужно от Украины, — это мир.
- Россия активно выдает паспорта гражданам ДНР и ЛНР, таким образом беря их под свою защиту. Счет идет на десятки тысяч. Как вы считаете, это решение президента Путина меняет в целом ситуацию с реализацией Минских соглашений или все остается неизменным?
— Решение Владимира Путина об упрощенной процедуре получения нашими гражданами российского гражданства было действительно жизненно необходимым и долгожданным шагом для граждан Донбасса.
Мы крайне благодарны Российской Федерации за поддержку и даже, не побоюсь этого слова, заботу. Проводимая Киевом дискриминационная политика, к которой относятся агрессивные военные действия, принятие нормативно-правовых актов, лишающих граждан их прав и свобод, установление экономической блокады, уклонение от своих финансовых обязательств по выплатам пенсий и задолженностям рабочим, явно свидетельствует о безразличном отношении, его даже можно назвать враждебным.
На фоне таких действий Украины указ Владимира Путина — это не политическое решение, а исключительно гуманитарное; оно восстанавливает права человека на свободу передвижения, на выбор места жительства, на получение социальных благ и никоим образом не касается реализации Минских соглашений.
Республики давно зарекомендовали себя надежной стороной переговоров, следующей букве и духу Комплекса мер, и если бы не намеренное затягивание процесса и уклонение от своих обязательств украинской стороной, на наших землях давно воцарились бы желанные мир и спокойствие.