Теперь средние цены на бензин А-92 — 21,39 грн/л (плюс 25 коп. к прежней цене), А-95 — 22,08 грн/л, а его премиальные марки (23,00 грн/л) и ДТ (18,82 грн/л) выросли на 24 коп./л. Эксперты прогнозируют дальнейший рост цен на бензин и дизтопливо еще на 2 грн/л. Правда, происходить это будет в течение летних месяцев. О причинах роста цен на бензин корреспондент ГолосUA расспросила президента Ассоциации операторов рынка нефтепродуктов Украины Леонида Косянчука.

— Леонид, почему дорожает бензин в Украине?

— Давайте начнем с того, что мы зависимы от цен внешнего рынка, от мировых цен. К сожалению, 85% нефтепродуктов, в том числе и бензина, мы импортируем. При этом, динамика цен с начала мая такова, что рост цен на бензин и дизтопливо идет вслед увеличением стоимости нефти. Если в апреле тонна бензина стоила 500 долларов, сегодня — 536 долларов. А далее — добавляются налоги и т. д.

«Стабилизация курса гривны и бедность населения сдерживают рост цен на бензин»

— А как изменилась стоимость дизтоплива?

— По дизельному топливу — то же самое: было 399 долларов за тонну, сегодня — 443 доллара. То есть, мы тоже видим 44 доллара повышения на тонне. Рост цен на нефть вызван беспорядками, происходящими в Венесуэле. Существуют проблемы с поставками нефти из Канады и Нигерии. Необходимо понимать, что мировые биржи — это, в какой-то мере, и спекулятивный инструмент. Там такие вещи очень быстро используют, начинают кричать об угрозе дефицита сырья. И, соответственно, цены сразу поднимают. Ведь когда такое было — 50 долларов за баррель нефти?

— Почему стоимость топлива на украинских заправках при падении цен на нефть подешевела несущественно и не сразу, а на рост цен отреагировала мгновенным ростом?

— Если говорить о нашем внутреннем рынке, у нас сегодня топливо примерно на 1 гривну на литре недооценено. Ведь покупательная способность населения крайне низкая, и за последние два года она упала почти в четыре раза. Если бы владельцы сетей АЗС устанавливали экономически обоснованные цены… Но мы знаем, что продажа нефтепродуктов — это, прежде всего, бизнес, а не благотворительность. И от объемов продаж очень зависит экономика самого бизнеса. Мы уже потеряли 30-40% потребителей, которые, к слову, перешли в теневой сектор в сжиженном газе. В этом сегменте на границе предлагается более низкая стоимость топлива. В результате, у продавцов бензина растут условно-постоянные расходы (затраты на АЗС — энергоресурсы, зарплаты, хранение) на литре топлива. Ведь с нового года очень выросла цена электроэнергии, составляющей 80% стоимости работы АЗС. Поэтому трейдерам чрезвычайно важно сейчас продавать как можно больше бензина. Ведь если мы поставим совсем уже недоступные для покупателей цены, упадут объемы продаж и вся запланированная прибыль превратиться в неизбежные убытки.

— Почему страх потерять клиентов не останавливает трейдеров от повышения цен?

— А что им делать? Работать в убыток? Да, мы все этого боимся. Если раньше, к примеру, в отделах маркетинга компаний-трейдеров сотрудники-лодыри играли в компьютерные игры на работе, сегодня у них на это времени нет, они постоянно мониторят рынок, чтобы как-то отследить ситуацию. Делаются очень сложные аналитические расчеты.

«Стабилизация курса гривны и бедность населения сдерживают рост цен на бензин»

— Можно ли прогнозировать, как будут меняться цены на бензин в летние месяцы?

— Сейчас об этом очень сложно говорить. Существует масса прогнозов по рынку топлива, но нет ни единого, отвечающего действительности. Сегодняшние цены на нефть — не спотовые, они отразятся на стоимости бензина в Украине только примерно через месяц-полтора. Есть один очень важный фактор, от которого зависит розничная цена бензина. Гривна пока, к счастью, держится на каком-то стабильном уровне, видимо, потому что г-жа Гонтарева на работу не выходит (глава НБУ Валерия Гонтарева — ред.). Если бы еще и гривна «поплыла», каждую неделю бы повышались цены на бензин. Но сегодня даже украинский производитель, не привязанный к импорту, торгует бензином по средним рыночным ценам. Вероятно, его вынудили платить налоги немногим больше, чем он это делал ранее, в неполном объеме.

Конечно, на цену «давит» и рост стоимости нефтепродуктов на внешних рынках. То есть, ситуация неблагоприятна в связи с мировыми ценами на энергоносители, однако есть и «противовес» — то, что гривна пока держится. Если этот баланс нарушится — не знаю, что мы будем делать. А ведь цены на внешнем рынке могут еще больше подняться, тенденция такая существует.

Марина Иванова

Оригинал публикации