Оборона Одессы 5 августа — 16 октября 1941 года прославлена многими своеобразными эпизодами. Одним из них стало появление самодельного танка НИ, что расшифровывалось как «На испуг» или «На истребление». Другие названия этого устройства — «Январец» и «Одесский танк».

По сути это был не танк, конечно (танк предполагает самостоятельную конструкцию), а бронетрактор. Т.е. сугубо гражданский механизм, оснащённый бронёй и вооружением.

В осаждённой Одессе было выпущено свыше полусотни (по разным данным, от 55 до 69) таких машин в нескольких версиях. Основными производителями были завод им. Январского восстания (отсюда «Январец»), а также Судоремонтный завод №1, Канатный завод, Завод им. Ленина и завод «Красная гвардия». Особую роль играли трамвайные мастерские, где имелся карусельный станок для нарезки зубчатых венцов погона башни.

В качестве базы чаще всего использовался трактор СТЗ-5.

НИ: чисто одесский танк

Бронирование состояло из двух листов корабельной (по другим данным — котельной) стали толщиной 8-10 мм, между которыми были вставлены дубовые доски и/или слой резины. По городской легенде, на танки ставили броню с броненосца «Потёмкин», но на корабле не могло быть брони столь ничтожной толщины.

В центральной части корпуса бронетрактора устанавливалась вращающаяся башня с люками, в которую устанавливали вооружение. Первые два бронетрактора изначально получили башни с короткоствольным 37-мм орудием от не подлежавших восстановлению двухбашенных танков Т-26, но центр тяжести у них оказался расположен слишком высоко, и после испытаний на полигоне пушки в башнях заменили на пулеметы.

«И назван мой город героем». Золотая звезда 12 городов и одной крепости
«И назван мой город героем». Золотая звезда 12 городов и одной крепости
© РИА Новости, Алексей Филиппов | Перейти в фотобанк

Следующие бронетракторы были оснащены самодельной вращающейся башней, в которую устанавливали пулеметы. Как правило, вооружение танка составляли два 7,62-мм пулемета ДТ, но в воспоминаниях говорится о машинах с тремя и даже четырьмя пулеметами. Минимум на один танк была установлена 37 мм горная пушка и на еще один — огнемёт (они тоже производились в Одессе). По некоторым данным, были и машины с 45 мм танковой пушкой 20К (штатное вооружение советских лёгких танков Т-26 и БТ). Но более вероятно, что это были просто муляжи орудий.

Скорость некоторых бронетракторов достигала 20 км/ч, но нормой было 7-8 км/ч.

Трактора довольно интенсивно использовались в боях. Впервые они были использованы в конце августа 1941 года, когда взвод в составе настоящего танка и трёх НИ обратил в бегство румынскую пехоту.

Название же «На испуг» появилось после того, как в ночь на 20 сентября 1941 года 20 танков атаковали румынские позиции с включёнными фарами и сиренами, чем произвели на вражеских солдат огромное впечатление. Вообще же НИ были очень шумными и ненадёжными, а их бронирование — условным.

При эвакуации Одессы большая часть этих машин была уничтожена, но порядка полутора десятков были просто брошены и использовались румынами в качестве учебной техники.

НИ: чисто одесский танк

В литературе обычно утверждается, что появление танка НИ — чисто одесская инициатива. Однако это не совсем так. Планы относительно использования тракторов и грузовиков в качестве эрзац-танков и бронеавтомобилей разрабатывались ещё в 20-е годы (тогда это было актуально, потому что технические характеристики сельскохозяйственного трактора и танка различались несущественно).

Решение же о производстве импровизированной боевой машины ГКО принял ещё 19 июля 1941 года. Вполне вероятно, что разработка танка в Одессе велась во исполнение (или с учётом) этого постановления.

Помимо НИ довольно большой серией был выпущен бронетрактор ХТЗ-16 на основе трактора СХТЗ-НАТИ. На тракторе изменили некоторые узлы (чтобы увеличить размер кабины), установили броню (до 30 мм в лбу), пушку 20К и пулемет. Всего на ХТЗ было выпущено 142 бронетрактора, большая часть которых была потеряна в боях 1941-42 годов в районе Харькова.

75 лет освобождению Одессы: «золотой мост» для генерала Холлидта
75 лет освобождению Одессы: «золотой мост» для генерала Холлидта
© РИА Новости, Георгий Зельма | Перейти в фотобанк

Ни одного НИ на настоящий момент не сохранилось, но есть несколько артефактов, которые на НИ выдаются.

Два из них находятся в Одессе — на постаменте на пересечении улиц Разумовской и Мясоедовской и на мемориале 411-й береговой батарее. Это самоходные макеты, сделанные для съёмок в кино, и они наиболее похожи на сохранившиеся фотографии и описания реальных машин.

В бронетанковом музее в подмосковной Кубинке выставлен послевоенный макет, больше похожий на ХТЗ-16 (версия этой машины в музее «Боевая слава Урала» в Верхней Пышме более похожа на оригинал и, главное, не прикидывается НИ).

НИ: чисто одесский танк

Есть НИ в музее Северного флота — это тоже весьма приблизительно исполненный послевоенный макет, без башни и вооружения.

В Киевском музее Великой Отечественной войны под табличкой НИ стоит неизвестный науке зверь. О нём можно сказать только то, что он послевоенный, базируется на тракторе и вооружён стволом от 37 мм зенитки 61К.