«Старая Юзовка» стала новой: В Донецке переиздана знаковая книга
«Старая Юзовка» стала новой: В Донецке переиздана знаковая книга
© dnr-news.com | Перейти в фотобанк
4 сентября 1911 года над Юзовкой впервые пролетел самолет, точнее аэроплан, — сообщает Ясенов.

На это событие обратил внимание краевед Николай Ранга, нашедший публикацию из прошлого века, подтверждающую данный факт. О полете своим читателям 18 сентября 1911 года рассказала еженедельная "Народная газета Бахмутского земства", причем были приведены любопытные подробности. Цитируем заметку 108-летней давности полностью:

"4 сентября в поселке Юзовке при громадном стечении публики состоялся полет авиатора Пшановского.

Весь день с утра погода казалась неблагоприятной, было пасмурно, ветер, и накрапывал дождь, но в 4 часа прошел дождь и ветер совершенно утих, так что листья на деревьях не шевелились.

К 5-ти часам вечера на бывшем циклодроме Новороссийского общества, ныне упраздненном, которым теперь пользуются Юзовцы при игре в «футбол» собралась масса публики, здесь была не только вся Юзовка, но и все окрестные рудники и жители деревень. Для платной публики были устроены ложи и места, которые были заняты сплошь, главная же масса публики помещалась за забором в поле.

В 5 часов с минутами г. Пшановский на аэроплане системы Блерио после короткого разгона плавно поднялся в воздух, вылетел из круга и направился в поле по направлению к руднику Французской Компании, не долетая полдороги до рудника авиатор сделал поворот и полетел по кругу мимо шахты Рутченковского товарищества, летел он значительно выше шахтной трубы сажен на 15-ть.

Авиакатастрофа в Донбассе. Важные детали со спортивной спецификой

Пролетев над кругом и публикой, Пшановский снова повернул в поле, захватывая круг значительно больший первого и поднявшись еще выше, так что казался летящей большой птицей и если бы не сильный стук мотора, то его бы действительно можно было принять за летящего громадного орла. Публика во все время полета была настроена восторженно и энергично аплодировала бравому авиатору. Но вот аэроплан повернул обратно к трибунам и красивым планирующим спуском начал приближаться к земле. К сожалению безобразная неровность Юзовской почвы сыграла с авиатором злую шутку. Аэроплан в то время, когда касался земли одной стороной попал в засыпанную яму, ударился о твердый край ее, подпрыгнул вверх и снова ударился о землю, разбившись вдребезги. Публика застыла от ужаса и, оправившись, кинулась к месту спуска. К счастью, авиатор остался цел и невредим, от аппарата же целым остался только мотор. Весьма прискорбно, что такой в высшей степени удачный и красивый полет, которому мог бы позавидовать любой авиатор закончился довольно печально. Очевидно не предполагая, что место на которое опускался авиатор, столь неудобно, он взял слишком большой наклон аппарата, отчего и произошел удар. Не случись с авиатором такой неприятности быть может и Богом обиженный в этом отношении Бахмут увидел бы полет Пшановского".

Те же яйца, только строже. Чем военный Донецк отличается от себя довоенного
Те же яйца, только строже. Чем военный Донецк отличается от себя довоенного
© Twitter, Александр Жучковский | Перейти в фотобанк

На основании этой газетной публикации Евгений Ясенов делает следующие выводы:

1. Циклодром существовал, хотя его название и кажется смешным кое-кому из краеведов.

2. В 1911 году велоспорт в Юзовке, бурно развивавшийся в первые годы века, уже впал в запустение и был оттеснен на обочину истории футболом.

3. Ямы и прочие неровности — вечный бич нашего города.

Кроме того, Евгений Ясенов сообщает сведения об упавшем герое, первым попытавшимся приобщить Юзовку к высокому полету.

Харьковчанину Василию Авксентьевичу Пшановскому на тот момент было 29 лет. Диплом авиатора получил незадолго до юзовского полета — в марте 1911-го. Был в числе первых российских авиаторов, получивших этот документ за рубежом (в его случае — в Париже). Инцидент, описанный выше, — не единственный в его пилотской практике. Прошло полтора месяца — и в Харькове он в щепки разбил опытный аэроплан «Ласточка» (отказал мотор). Неугомонный Пшановский остался жив.

Исторический миф: «московский инженер» Игорь Сикорский — украинец
Исторический миф: «московский инженер» Игорь Сикорский — украинец
© klimbim2014.files.wordpress.com
Случалось с ним нехорошее и раньше. 7 мая того же года в Киеве он, «совершая пробный полет на «Блерио», на высоте 300 метров был захвачен сильным порывом ветра. При спуске мотор перестал действовать. Аппарат ударился о сосну. Пропеллер и левое крыло повреждены. Авиатор — невредим!

"Как в итоге окончил свои дни злополучный Пшановский, мы не знаем, — размышляет на страницах сайта "Донецкий" Евгений Ясенов. — На этот вопрос ответят более добросовестные исследователи. Но почему-то кажется, что умер он в своей постели, окруженный любящими родственниками".

Авиакатастрофа в Донбассе. Важные детали со спортивной спецификой

К выводам, выкристаллизовавшимся из статьи "Полет авиатора Пшановского в Юзовке" от 1911 года, сделанных донецким краеведом, можно добавить еще некоторые детали. 

То, что в поселке при заводе и шахтах "Новороссийского общества" существовал циклодром (велотрек), нет ни малейших сомнений. В 1900-1902 и, возможно, 1903 годах, здесь проводились многочисленные состязания под эгидой "Юзовского велосипедно-атлетического общества".

Распорядителем циклодрома и секретарем ЮВАО являлся Александр Подгайский. Между прочим, сам он был практикующим гонщиком и даже чемпионом Юзовки, о чем в 1902 году сообщал журнал "Спорт". 

Удивительным образом успешное, казалось бы, начинание самокатчиков (устаревшее теперь название велосипедистов) в Юзовке довольно быстро свернулось. А территория циклодрома действительно затем использовалась как футбольное поле.

Стальная пальмовая республика. Столица ДНР размашисто отмечает славный юбилей
Стальная пальмовая республика. Столица ДНР размашисто отмечает славный юбилей
В советские времена в донецкой прессе мелькала совершенно вздорная версия, мол, царские власти, разумеется, кровавые и беспощадные, взорвали циклодром, чтобы отомстить (!) инженеру Валериану Данчичу за его участие в Горловском вооруженном восстании 1905 года.   

Полнейший бред, разумеется.

Потомственный дворянин Данчич, один из пионеров спорта в Юзовке, организовавший в поселке кружок тяжелой атлетики, к ЮВАО отношения не имел. Во всяком случае документальных подтверждений тому нет. Не позднее 1902 года он перебрался в Горловку, где на самом деле участвовал в восстании, за что был судим. Представить себе такое наказание, как взрыв велотрека в назидание мятежному инженеру, ей Богу, сложно. 

Обратим внимание на такой момент. Описанные выше события, связанные с полетом, неудачным приземлением, футбольным стадионом первого поколения и тому подобными пикантными историческими подробностями, датированы 4 сентября 1911 года.

Устав же "Юзовского спортивного общества" (ЮСО), культивировавшего в поселке футбол и использовавшего поле циклодрома в своих интересах, был утвержден 3 октября 1911 года. Стало быть, мы имеем дело с событиями неформального еще периода развития спорта в Юзовке. Но! Трибуна с платными местами уже была. Что не мешало прочим смотреть хоть на аэроплан, хоть на игру в мяч из-за забора, и бесплатно. 

Что касается ям и кочек… В нынешнем Донецке дороги приличные. А самолеты тут сейчас не садятся по совершенно другим причинам.