Впервые бронепоезд (точнее — блиндированный поезд) был применён в 1848 году во время осады восставшей Вены. Позже они применялись в Гражданской войне в США (инициатором создания был полковник Русской Императорской армии Иван Турчанинов), франко-прусской и англо-бурской войн — для переброски войск, артиллерийской поддержки и патрулирования железных дорог.

День в истории. 23 октября: в Луганске начал боевой путь бронепоезд «За Родину!»
День в истории. 23 октября: в Луганске начал боевой путь бронепоезд «За Родину!»
© warspot.ru

Широкое распространение бронепоезда получили во время Первой мировой войны (российская армия на 1917 год имела семь бронепоездов) и Гражданской войны в России (разные стороны в ходе войны использовали свыше 200 бронепоездов), а также во Второй Мировой войне.

Уже тогда стал очевиден главный недостаток этого средства ведения боевых действий — уязвимость от поражения железных дорог силами авиации. Так, например, в результате близких взрывов крупнокалиберных бомб 10 сентября 1939 года сошёл с рельсов и был захвачен польский бронепоезд «Генерал Соснковский». Его даже посетил Адольф Гитлер. Это, впрочем, не помешало Германии до конца войны применять порядка 70 бронепоездов. В составе Красной (потом Советской) армии в ходе войны и борьбы с бандеровцами использовалось порядка 200 бронепоездов. С вооружения они были сняты в 1958 году.

Однако СССР, с учётом огромных размеров страны и развитой железнодорожной сети, от использования бронепоездов полностью не отказался.

С 1971 года на вооружение Советской армии поступили разработанные на Харьковском заводе транспортного машиностроения им. Малышева бронепоезда БП-1. В его состав входили бронированный тепловоз, два вагона (штабной и зенитный) и восемь платформ, на которых размещались два лёгких танка ПТ-76 и восемь бронетранспортёров БТР-40ЖД, которые сами могли передвигаться по железнодорожному пути (для этого использовались подвесные колёса).

В состав бронепоезда как воинского подразделения входили пять бронелетучек БТЛ-1, состоявших из бронетепловоза и двух платформ с установленными на них танками Т-54, Т-55 или Т-62. Танки и бронетранспортёры могли использоваться в обычном порядке.

Изначально бронепоезда применялись в Забайкалье и на Дальнем Востоке для прикрытия Транссибирской магистрали. В 1990 году минимум один поезд был переброшен в Нагорный Карабах для охраны железной дороги и сопровождения грузовых и пассажирских поездов.

Своеобразным вариантом бронепоезда стал и «поезд судного дня» — боевой железнодорожный ракетный комплекс 15П961 «Мо́лодец» (РТ-23 УТТХ), оснащённый межконтинентальными баллистическими ракетами РС-22 (натовское обозначение — SS-24 «Скальпель»). Двенадцать таких поездов несли боевое дежурство в составе Ракетных войск стратегического назначения в 1987-1994 годах. Дискуссии относительно целесообразности разработки новых БРЖК в России, США и Китае ведутся по сей день.

Во время войн в Чечне использовались пять бронепоездов (точнее — спецпоездов) заводской постройки и минимум три эрзац-бронепоезда, собранных из чего было под рукой. Вооружение поездов — две БМП-2 на платформах, зенитные установки ЗУ-23-2, пулемёты и автоматические гранатомёты.

Задачей бронепоездов было разминирование и боевое охранение, а также сопровождение эшелонов на железной дороге Моздок-Гудермес-Ханкала, восстановление и ремонт железнодорожной сети, охрана мест дислокации железнодорожных подразделений.

После завершения войны на хранении остались спецпоезда «Байкал», «Терек», «Амур» и «Дон».

Пока непонятно, почему этот задел не был использован в СВО. Новые бронепоезда создавались железнодорожными частями Центрального («Енисей») и Западного («Волга») военных округов. Они отличаются по конструкции.

Бронепоезд «Енисей» впервые засветился 8 марта — он обеспечил эвакуацию 248 иностранцев (граждан Турции, Египта, Азербайджана, Пакистана, Швеции, Италии, Бразилии, Индии и Марокко), в том числе 40 украинцев, из Херсонской области в Крым.

17 мая сообщалось о подрыве бронепоезда украинскими диверсантами, но эту информацию вынужден был опровергнуть даже Арестович: «Ни один оккупант по моей информации не погиб и поезд не пострадал».

Запись боевой работы (патрулирования) «Волги» появилась в социальных сетях 23 июня. Как пишет телеграм-канал «Блокнот перископа»: «Судя по характеру местности — это направление Валуйки-Купянск-Святогорск, а не таврическо-мелитопольское».

Впервые за восемь лет! В Крым снова пошли поезда из Украины
Впервые за восемь лет! В Крым снова пошли поезда из Украины
© РИА Новости, Константин Михальчевский / Перейти в фотобанк

Поезд включает частично бронированный (бронёй прикрыты баки для горючего и кабина) маневровый тепловоз ТЭМ18. Для работы в составе бронепоездов изначально применялись именно маневровые локомотивы, быстро развивающие большую мощность, хотя и не слишком выигрышные на длинных перегонах.

В состав поезда входит несколько бронированных вагонов, оснащённых ЗУ-23-2, пулемётами и гранатомётами, в составе «Енисея» также платформа с БМП-2.

Бронепоезда используются для противодействия диверсантам, сопровождения грузовых составов, технической разведки, разминирования железнодорожных участков. Собственно, запуск железнодорожного сообщения между Крымом и Мелитополем, запланированный на 1 июля, возможен в том числе и благодаря работе бронепоезда.