Области региона конкурируют за переезжающий с Востока бизнес

На Закарпатье переехала почти половина из всех компаний, которые воспользовались программой релокации из восточных регионов страны. Количество эвакуированных предприятий, переехавших в Закарпатскую область и начавших здесь свою деятельность, ежедневно увеличивается. Об этом 26 мая сообщил заместитель председателя Закарпатской областной военной администрации (ОВА) Василий Иванчо.

«Деньги не ходят, бизнес не работает»: мэр Чернигова заявил о «построении коммунизма»
«Деньги не ходят, бизнес не работает»: мэр Чернигова заявил о «построении коммунизма»
© commons.wikimedia.org, Roman Naumov

«Сегодня уже 182 предприятия работают в нашей области. Мы лидеры на Украине по этому показателю: наш край принял около 45% всех релоцированных компаний. В общей сложности к нам прибыли 262 предприятия, 80 из них еще перевозят мощности или обустраиваются на новом месте», — отметил вице-губернатор Закарпатья.

Область приняла представителей IT-компаний, большое количество предприятий, специализирующихся на сфере услуг, производстве одежды, машин и оборудования, мебели, компьютеров, электронной и оптической продукции, обработке древесины и т. д.

По словам Василия Иванчо, уже более 160 компаний перерегистрировали свой бизнес в Закарпатье, то есть стали налоговыми агентами в области. Это дополнительные поступления в бюджеты, что позволит воплощать многие проекты и улучшать экономический потенциал региона.

«Сегодня каждому переехавшему к нам предприятию уделяют внимание все государственные и контролирующие органы, чтобы создать надлежащие условия для ведения бизнеса. Мы с удовольствием встречаем релоцированные компании, помогаем им в подборе локаций для работы и проживания, в логистике и со всем, что в нашей компетенции», — резюмировал чиновник.

Дополнительным «магнитом» для бизнеса может стать и тот факт, что Закарпатская область ныне единственная на Украине, где исчезли очереди на АЗС и можно свободно купить топливо для автомобилей. Бензин марки А-95 продается за 51 гривну за литр, дизель — на 6 гривен дороже.

Правда, 92-го бензина маловато, он есть только на некоторых АЗС и просят за него 49 грн/л. Водители довольны, потому что не тратят время на очереди. И добавляют: горючее подорожало, но качество его стало лучше.

«Упырей не пустим». Венгерский эксперт рассказал, что на самом деле происходит в Закарпатье
«Упырей не пустим». Венгерский эксперт рассказал, что на самом деле происходит в Закарпатье
© скриншот видео Россия 1

СМИ отмечают, что местные операторы значительно увеличили поставки топлива в Закарпатье.

Завозят его из Европы по договорам с компаниями из Словакии и Австрии.

Ранее из соседних стран на Закарпатье импортировали всего 5% от общей потребности в нефтепродуктах, а ныне такой импорт обеспечивают область третью необходимого горючего. Остальное — поставки общенациональных сетей АЗС.

При этом в конкурентной борьбе за переезжающий с Востока Украины бизнес на пятки Закарпатью наступает Львовская область. Здесь нашли убежище и возможность продолжить деятельность 147 предприятий, из них 88 уже приступили к работе.

По словам руководителя департамента экономической политики Львовской ОВА Степана Куйбиды, больше всего предприятий представляют отрасли легкой промышленности, машиностроения, торговли.

«Львиная доля релоцированных предприятий во Львовском районе, их здесь больше сотни. Следующими идут Стрыйский и Дрогобычский районы», — отметил чиновник 27 мая.

Всего же в отделе инвестиционной политики проработали уже 888 заявок на релокацию.

Львовская область будет превращена в командный пункт НАТО - эксперт
Львовская область будет превращена в командный пункт НАТО - эксперт
© AP, Vadim Ghirda


Так, компания «ВЕТРОПАРКИ УКРАИНЫ» релоцировались из Краматорска.

Это производство, которое разрабатывает, строит и обслуживает ветроустановки, генерирует и осуществляет снабжение электроэнергией, максимально используя при этом энергетический потенциал Украины.

На предприятии намерены начать производство грузовых автомобилей и готовы продолжать инвестиции в производство на территории Львовщины.

Промышленная компания «Пожмашина» переехала из Прилук Черниговской области. Это единственный производитель крупной специализированной противопожарной техники на Украине, лидер на рынке пожарной, специализированной и сельскохозяйственной техники. Компании удалось эвакуировать треть завода, во Львовской области будут развертывать производство сельхозтехники и сборку пожарных машин.

На Буковине уже развернули свои производства сотня предприятий с Востока Украины. Сюда едут из Днепра, Харькова и Николаева. Местные чиновники говорят: часть релоцированного бизнеса останется в регионе и после войны.

«Есть такие предприниматели, которые уже перерегистрировались. Есть предприниматели, которые создали здесь филиал. Все те предприятия, которые останутся, — они экономически усилят Буковину», — радуются в Черновицкой областной военной администрации.

Однако при попытках развернуть в Черновицкой области релоцированное производство предприниматели сталкиваются с непреодолимыми трудностями.

Так, производитель велосипедов «Велотрейд» из Харькова хотел наладить в Хотине выпуск своей продукции, но в результате создал тут лишь оптовый склад — в связи с нехваткой производственных площадей и отсутствием коммуникаций. Хотя в Хотине уже два года пытаются создать индустриальный парк, однако он до сих пор не зарегистрирован в Министерстве экономики Украины, а земельный участок парка не обеспечен электро-, водо- и газоснабжением.

В Дрогобыче увеличили производство «крафтовой» соли, но её всё равно не хватает

Ажиотажный спрос на соль в Украине возник после того, как 23 мая и. о. директора госпредприятия «Артемсоль» Виктор Юрин сообщил, что завод, мощности которого расположены в Соледаре Донецкой области, остановил работу более месяца назад из-за боевых действий. Новость мгновенно привела к дефициту соли и повышению цен.

В чем соль скандала? На Украине раскручивается очередная антироссийская пиар-акция
В чем соль скандала? На Украине раскручивается очередная антироссийская пиар-акция
© РИА Новости, Тарас Литвиненко / Перейти в фотобанк

В соцсетях распространились фотографии ценников из супермаркета АТБ: 1 кг каменной соли производства «Артемсоли» — 95 гривен, упаковка йодированной соли этого же производителя — 85 грн.

По данным СМИ, фото были сделаны в Мостисках Львовской области.

При этом во Львовской области есть предприятие, которое производит соль с XIV века, причём непрерывно и по одной и той же технологии — речь о «Дрогобычской солеварне».

Метод производства соли в Дрогобыче отличается от использовавшегося в Соледаре, где каменную соль добывали шахтным методом. Тут же из-под земли добывается соляной раствор (рапа), потом её варят на дровах в соляных ваннах. Вода испаряется, соль оседает, её вынимают, просушивают и фасуют.

«Очень сложный процесс. У нас работает только одна соляная шахта, из которой берем 50 кубов рапы в день, не больше» — отметил замдиректора «Дрогобычской солеварни» Игорь Нащочич.

По его словам, хотя ныне его предприятие увеличило производство соли до 55 тонн в месяц из-за нехватки продукта и остановки «‎Артемсоли», но этого не хватает даже для обеспечения Львовской области. «Артемсоль», по его оценке, производило 2 млн тонн соли в год.

«Мы сейчас увеличили до 55 тонн в месяц, за год выйдет где-то 600. Это очень мало. Наши мощности уже увеличили до максимума. Круглосуточно у нас работают люди, сейчас добрали до 40 работников, они день и ночь варят соль», — отметил Нащочич.

Замдиректора предприятия добавил, что в начале 1990-х «Дрогобычская солеварня» производила до 750 тонн соли в месяц. Чтобы вернуть такой объем, нужны серьёзные вложения.

«Необходимо проводить газ, ставить большие ванны, сушильный барабан, транспортёры. Это очень большие средства, а поскольку предприятие в государственной собственности, на это мало надежды», — говорит Нащочич.

Кроме того, если перевести производство соли в Дрогобыче с дров на газ, то она подорожает, несмотря на увеличение объёмов продаж. При этом до нынешнего кризиса дрогобычская соль стоила вдвое дороже продукции «Артемсоли».

Соль из Дрогобыча закупают крупные торговые сети Львовщины — «Арсен», «Рукавичка» и «Сельпо». Всё, что удалось произвести, на следующий день сразу отдается, объёмы товара распределены наперед.

«Например, "Львовхолод" имеет 190 магазинов. Даже если дать на все магазины только две упаковки, получается почти 400 упаковок. Это около 7 тонн, а они готовы взять 20 тонн. "Сельпо" имеет 360 магазинов. Просят по 3-4 фуры. Но у нас нет таких объёмов», — объясняет Игорь Нащочич.

София Канцедал, помогавшая с продвижением дрогобычской соли, отмечает, что раньше «Дрогобычская солеварня» позиционировалась как производитель крафтового товара. До начала вооружённого конфликта её соль покупали рестораны в Киеве, Харькове и Львове.

«Заказывали рестораны, которые разбирались в том, какой должна быть соль. Говорили, что она идентична, а может, и лучше британской соли Maldon, которая втрое дороже», — говорит маркетолог.

Примечательно, что соль на Галичине производили описанным выше методом со времён Римской империи, а по одной из версий название этого региона происходит от греческого слова «галас», означающего соль. В «Киево-Печерском патерике» ещё в 1097 было написано, что если прекратится привоз соли с галицких земель, то «не быть соли во всей Руси».

Масштабное производство соли в Дрогобыче началось в XIII веке, а в соседнем Стебнике в XVI веке была заложена крупная шахта по добыче соляной рапы. Правда, Стебник с конца XIX века переориентировался на добычу калийных солей и производство удобрений, «умершее» ещё в 1980-е, а вот выпуск поваренной соли в Дрогобыче вполне может пережить второе рождение.

К сожалению, этого не скажешь о солеруднике в закарпатском Солотвино. Там соль добывали шахтным методом, причём с раннего средневековья. Но соляные шахты были окончательно затоплены в независимой Украине, в 2009-2010 годах. Вместе с ними исчезли и созданные в соляных выработках палаты аллергологической больницы, где мне посчастливилось бывать несколько раз и практически излечить астму.

Злые языки говорят, что уничтожение Солотвинского солерудника пролоббировали в Киеве бизнесмены, связанные с «Артемсолью», которым нужна была монополия на производство этого продукта в стране. Что ж, теперь «соляной бумеранг» вернулся не только в Киев, но и на все подконтрольные ему территории.

И ныне на Закарпатье и Буковине покупают соль, добытую в румынских шахтах в Турде и Прахове, а на Галичине и Волыни — соль из шахты в Величке под Краковом.