Свириденко отчиталась о встрече с операторами рынка, где была достигнута договоренность о том, что правительство срочно отпустит цены — чтобы частные трейдеры помогли бороться с нарастающим бензиновым дефицитом. Потому что очереди на украинских автозаправках удлиняются буквально с каждой неделей.

Подобные намерения Кабмина вызывают в обществе недоумение и тревогу. Все ожидают, что эти меры сразу же приведут к рекордному подорожанию топлива.

«Кабмин остановил госрегулирование цен на топливо. Даешь литр 95-й по 200 гривен!», — насмешливо прокомментировал новую инициативу известный блогер и журналист Анатолий Шарий.

И его слова достаточно емко передают ожидания большинства простых украинцев.

Бензин, овощи и не только. Крым начал торговать с Херсоном
Бензин, овощи и не только. Крым начал торговать с Херсоном
© РИА Новости, / Перейти в фотобанк

Главная проблема состоит в том, что повышение цен совершенно не поможет в борьбе с дефицитом бензина или солярки. Насытить рынок достаточным количеством топлива на сегодня просто нельзя — для этого не осталось ни внутренних, ни внешних источников.

Как сообщила сама Юлия Свириденко, за время боевых действий Украина потеряла большую часть нефтеперерабатывающей инфраструктуры, восстановить которую пока что не удается. В частности, на сегодня прекратил работу Кременчугский нефтеперерабатывающий завод, который удовлетворял в апреле 50% национального спроса на дизельное топливо и 100% внутреннего спроса на бензин.

Кроме того, страна одновременно потеряла около 97% логистических каналов поставки топлива из-за границы. Поставлять его морским путем невозможно, закупки в Белоруссии и России были торжественно прекращены по инициативе Киева, а Европа оказалась элементарно не готова к растущему спросу со стороны Украины.

Эту зраду пытаются подсластить перемогой, про которую трубят журналисты из пула украинского президента. Правительство Дениса Шмыгаля радостно отчиталось об очередной договоренности с Польшей, которая обещает срочно увеличить объемы поставок топлива — нарастив их с 60 тысяч до 120 тысяч тонн. Но это капля в море, которая не поможет насытить украинский рынок бензином.

«До войны Украина потребляла 12 млн тонн нефтепродуктов по году, из которых 2,5 миллиона производили украинские производители, и 9,5 миллионов Украина завозила. Из этих 9,5 миллионов 7 миллионов составляло дизтопливо, которое на 43% шло из Белоруссии, на 30% из России, на 10% из Литвы, и 17% заезжало через Черное море — в основном это был продукт средиземноморских нефтепереработчиков.

Сто процентов 92-го бензина к нам заходило из Белоруссии. 95-го бензина заходило из Белоруссии 69%, 29% из Литвы и очень небольшие партии из Румынии и Венгрии. Сжиженный газ практически весь заходил из России, Казахстана и Белоруссии — 41%, 21% и 31% (93%). Сегодня эти три страны в нашем импорте занимают ноль», — рассказывает об этой ситуации Василий Даниляк, первый вице-президент концерна «Галнафтогаз» и один из самых компетентных специалистов на украинском энергорынке.

Европейские поставщики не способны компенсировать недостающие объемы топлива. Для начала, у Европы нет свободных объемов топлива в том количестве, которое необходимо сейчас Украине, и Евросоюз по-прежнему активно покупает для своих нужд российскую нефть. Кроме того, западные компании не имеют достаточного количества топливных цистерн, с помощью которых можно поставлять топливо Киеву. А украинские цистерны не подходят для этого из-за отличающихся габаритов и разной ширины железнодорожной колеи в Европейском союзе и на Украине.

Байден назвал рост цен на бензин в США «подорожанием Путина»
Байден назвал рост цен на бензин в США «подорожанием Путина»
© РИА Новости, Стрингер / Перейти в фотобанк

«Приходится прибегать к переливу топлива из европейских цистерн в украинские на двух параллельных платформах. Все это отнимает время, это создает неудобства и замедляет поставки нефтепродуктов на Украину», — сообщается в комментарии топ-менеджера «Галнафтогаза».

Автоперевозки также не способны преодолеть тупиковую ситуацию. Сегодня Украина способна отправлять за европейским горючим не более 200 автоцистерн в день. Использовать больше украинских машин невозможно, потому что они не соответствуют действующим европейским стандартам. Дело в том, что Европа допускает на свою территорию только «безопасные» бензовозы, оборудованные так называемым нижним наливом — а автопарке украинских компаний-трейдеров такой специализированной техники сейчас практически нет. 

Наконец, в Брюсселе понимают, что поставки нефтепродуктов на Украину сразу же увеличат цены на внутреннем европейском рынке. А это нанесет дополнительный удар по всей европейской экономике.

«Обращения украинских трейдеров к европейским поставщикам горючего взвинтили и без того высокие цены на бензин, дизель и сжиженный газ в ЕС, выросшие на 10-20%», — рассказал об этой ситуации Даниляк.

Говоря другими словами, даже обещание помочь Киеву с поставками топлива влетает Евросоюзу в немаленькую копейку — которую там, конечно, давно посчитали, сделав из этой калькуляции необходимые выводы. И ни одна страна, кроме Польши, пока что даже не обещала Киеву увеличить поставки нефтепродуктов.

Насколько же вырастут в итоге цены на украинских заправках — ведь основные сети автозаправочных станций уже начали заключать первые соглашения по поставкам топлива без регулирования цен.

Почем топливо для народа? «Дикие» цены на бензин в России
Почем топливо для народа? «Дикие» цены на бензин в России
© Украина.ру

Как ожидают в Министерстве экономики Украины, 95-й бензин будет стоить для потребителей 52 гривны, а дизельное топливо подорожает до 58 гривен за литр. Это существенно выше расценок, которые удерживались до отмены регулирования, когда бензин стоит около 40, а дизель — чуть больше 42 гривен. Однако цены на украинских АЗС уже пошли в рост, и кое-где достигли отметки в 75 гривен. Потому что бизнесмены сразу ударились в спекуляцию, не опасаясь угрозы со стороны правительства и Антимонопольного комитета. 

По мнению украинских экспертов, прохладная история с отменой госрегулирования представляет собой очевидную аферу, которая позволит обогатиться торговцам и озолотит коррумпированных чиновников из Кабмина. Повышение цен во время посевной компании существенно увеличит доходы трейдеров, а дефицит бензина и дизеля никуда не денется. Тем более львиную долю топливо все равно планируется направить на обеспечение Вооружённых сил Украины.

Однако очереди на украинских автозаправках действительно сократятся. Просто потому, что подорожавшее горючее окажется недоступным для многих потребителей, которые остались без рабочих мест и доходов.