О заявлении Трасс на переговорах с главой МИД России Сергеем Лавровым со ссылкой на два дипломатических источника сообщило в четверг, 10 февраля, издание «КоммерсантЪ». Трасс заявила о необходимости отвода ВС РФ от границы Украины, на что Лавров возразил: российские военные находятся на территории своей страны. Трасс повторила требование. Лавров снова заявил: российские военные ничего не нарушают, у них есть право проводить манёвры на территории России.
«Вы же признаёте суверенитет России над Ростовской и Воронежской областями?» — задал он Трасс риторический вопрос.
Вопрос, впрочем, оказался не риторическим.
«Великобритания никогда не признает суверенитета России над этими регионами», — уверенно ответила глава МИД Великобритании.
Послу Великобритании в России Деборе Боннерт пришлось вмешаться в ситуацию и деликатно объяснить своей начальнице, что речь идёт о регионах России. Позже Трасс пришлось оправдываться.
«В ходе встречи мне показалось, что министр Лавров говорит о части Украины. Я чётко обозначила, что данные области являются частью суверенной России», — заявила Трасс в интервью изданию РБК.
Чуть позже уже стало известно об оговорке другого дипломата — постоянного представителя США при ООН Линды Томас-Гринфилд, которая в телеканалу BBC World News America заявила, что Минские соглашения якобы предусматривают уход России из Крыма.
«Частью соглашений было то, что они уйдут из Крыма. Они этого не сделали. Так что эти переговоры будут возможностью оказать давление на Россию, чтобы она подтвердила готовность выполнять соглашения», — отметила она.
В примечании к тексту интервью отмечалось, что вместо слова «Крым» следует читать «восточная Украина».
Некоторые эксперты уже усмотрели в ошибках-оговорках свидетельство системного кризиса, охватившего западную политико-административную систему.
Деградация или подковёрные игры?
В 1980 году на британские телеэкраны вышел сериал «Да, господин министр». Это сериал быстро полюбился британцам и среди них и премьер-министру страны Маргарет Тэтчер.
«Достоверное отображение того, что происходит в коридорах власти, доставило мне часы чистого удовольствия», — заявила та в интервью The Daily Telegraph.
В 1984 году Тэтчер даже приняла участие в скэтче Найджела Хоторна и Пола Эддингтона — двух актёров, исполнивших главные роли в сериале.
Эддингтон играл министра-недотёпу Джима Харкера, выпускника Лондонской школы экономики, до похода в политику бывшего редактором газеты. А Хоторн играл постоянного секретаря министра — сэра Хэмфри Эплби, выпускника Оксфорда и бюрократа до мозга костей. Министры приходили и уходили, а Эплби де-факто продолжал руководить министерством.
Неудивительно, что когда Трасс оговорилась, некоторые вспомнили и об этом популярном сериале. Ведь в нём, среди прочего, до обывателя доводилась простая мысль: министром может быть какой угодно политик. Главное, что за ним «присматривает» мощный административный аппарат, который за считанные минуты может подготовить министра к переговорам, дать ему детальную раскладку по той или иной проблеме.
«Нам казалось: каким бы ни был приезжий с Британских островов министр, — скажем так, далёким от актуальной для переговоров повестки, — не страшно. Это же не что-нибудь, а Форин таки Офис. Откуда перед визитом к министру придут специальные люди, забрифуют патрона по самые помидоры и Вася кот.
Но теперь нам ничего не кажется. Теперь мы просто видим, что никакого Форин Офиса на том самом направлении, которое нынче вообще-то про жизнь и смерть для миллионов людей, не существует. И видно это не столько по истории с переговоров, сколько вот по этому оправданию», — отметил российский журналист Юрий Васильев, вспоминая о сериале и комментируя переговоры Трасс с Лавровым.
О том, что западная дипломатия — не только британская — деградирует, говорили и раньше.
«Тенденция к деградации политического класса на Западе <…> абсолютно очевидна», — заявлял в комментарии Russia Today по поводу высказываний экс-главы МИД Польши Радослава Сикорского заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН, член Общественной палаты России Никита Данюк.
Впрочем, у произошедшего с Трасс есть и другая версия.
«Есть, конечно, ещё одно предположение. Что с сэрами и аппаратом все "олрайт", а вот госпожа Трасс по какой-то причине кадровым дипломатам не нравится. И ее просто предоставляют собственной судьбе и собственным же умственным способностям. То есть, проще говоря, в открытую сливают», — отметил Васильев.
Впрочем, у всего происходящего — и не только с Трасс — есть и другие объяснения.
Высокомерие или дальновидность
Герой впервые опубликованной в 1964 году повести Аркадия и Бориса Стругацких «Трудно быть богом», историк Антон, работает разведчиком Института экспериментальной истории на другой планете. Там он известен как дон Румата Эсторский — благородный дворянин. Для поддержания своей легенды Антон-Румата вынужден вести себя высокомерно.
«Вы забываете, что с высоты моего происхождения не видно никакой разницы даже между королём и вами», — бросает он в разговоре с лейтенантом серой роты галантерейщиков доном Рипатой.
Последние оговорки западных политиков заставляют предположить в том числе и то, что они попросту привыкли относиться к миру свысока.
Так, в четверг, 10 февраля, в интервью каналу NBC, президент США Джо Байден перепутал Украину и Афганистан.
«У нас не было никакой возможности для того, чтобы объединить Украину. То есть, простите, Ирак. Афганистан! Подчеркну, что таких результатов добиться было невозможно», — заявил Байден.
Тем самым Байден невольно опроверг шуточное утверждение британского актёра, писателя и телеведущего Стивена Фрая.
«Война — это божественный способ научить американцев географии», — заявил однажды тот в эфире своей телепередачи QI (от Quite Interesting — «Весьма интересно»).
Можно увидеть в утверждении Байдена типичное американское высокомерие: с «высоты происхождения» Байдена нет никакой разницы между Украиной, Ираком или Афганистаном. Всё одно — покорённые государства.
Но есть и те, кто видит и другие свидетельства. Так, заявление Трасс по поводу Воронежской и Ростовской областей некоторых экспертов заставило вспомнить о территориальных претензиях Украины к России.
«Во-первых, Великобритания не просто полностью встала на сторону Киева. Лондон занял крайне жёсткую позицию, он открыто подталкивает Киев к войне и максимально накачивает Украину летальным оружием. Во-вторых, мисс Трасс ранее занимала разные должности, но в дипломатии она человек новый и еще не обучилась птичьему языку.
И, наконец, глава Форин офис своей "ошибкой" объективно выразила солидарность с территориальными претензиями Украины к РФ, ранее озвученными не только "интеллигенцией" и не только "официальными радикалами", но и на уровне государственных чиновников высокого разряда. И не исключено, что сделала это, опираясь на какие-то пока что секретные документы своего ведомства, прочитанные при вступлении в должность», — отметил политолог и историк Лев Вершинин.
Он указал, что в проработке разных вариантов, в том числе и переделе земель, нет ничего зазорного.
«Если затея Великобритании выгорит, историки назовут "ошибку" мисс Трасс "тонким намеком", а если нет, над бедной глупой Лиззи посмеются даже англичане», — указал Вершинин.
Но как бы то ни было, переговоры с подобными политиками часто бывают контрпродуктивны. О чём вчера сообщил и глава МИД РФ Сергей Лавров, назвавший переговоры со своей британской коллегой «разговором немого с глухим».