Турецкая «халява» для детей славянок. О каком лакомстве вспоминают в Рамадан и не только - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Турецкая «халява» для детей славянок. О каком лакомстве вспоминают в Рамадан и не только

Helvası - РИА Новости, 1920, 14.06.2021
Читать в
Они взяли Константинополь, несмотря на героическое сопротивление его защитников. И они спустя столетия помешали Османской империи превратиться в передовое государство. В их жилах текла славянская кровь, но не было у славян горших врагов, чем они. И 14 июня стало для них роковым днём

В субботу, 29 мая, в Стамбуле в честь 568-й годовщины завоевания Константинополя османами устроили масштабное световое шоу, в котором впервые в истории задействовали собор Святой Софии (Айя-София). За десять месяцев до этого в Айя-Софии прошёл первый с 1934 года намаз.

Само празднование началось с чтения Корана в Айя-Софии и продолжилось представлением в Галатской башне. Во время светового шоу проецировалось изображение завоевателя Константинополя — султана Мехмета II Фатиха.

казаки
От ненависти до любви – одно восстание. Краткая история отношений казаков с Османской ТурциейИстория отношений между казаками и Портой — это очень интересный пример того, как могут меняться отношения между старыми врагами под влиянием внешних и внутренних обстоятельств

Он взял Константинополь после длительной осады. Её поворотным моментом стало проникновение в тыл защитников города отряда турецких воинов численностью в 50 человек. Этими людьми были янычары — отборные солдаты Османской империи.

Институт янычар ввёл прапрадед захватившего Константинополь Мехмета II Фатиха султан Мурад I. Вряд ли он и его потомок предполагали, что воины, благодаря которым они одерживали свои славные победы, станут одной из причин системного кризиса Османской империи.

Но при чём здесь русские и украинцы? И как с этим связаны халява и рубрика «Литературная кулинария»?

Имя нарицательное

В современной политической риторике Украины одним из довольно часто употребляемых слов, особенно политиками-националистами, является слово, придуманное советским и киргизским писателем Чингизом Айтматовым. Это слово «манкурт». Им писатель обозначал человека, потерявшего волю и память. На Украине же это слово часто используют, чтобы обличить тех, кто потерял связь со своими историческими, культурными и национальными корнями.

Но роман «И дольше века длится день» впервые был опубликован в 1980 году. А до этого в ходу у украинских поэтов для обозначения предателя своих корней было другое слово. И слово это — янычар.

Янычарам на Украине посвящали даже романы. Так, советский и украинский писатель Роман Иваничук свой первый исторический роман «Мальвы» изначально назвал «Янычары». Сам роман вышел в 1968 году.

Жуть африканская. Что поедал беспощадный хозяин виллы Ахметова на Лазурном берегу - РИА Новости, 1920, 15.05.2021
Жуть африканская. Что поедал беспощадный хозяин виллы Ахметова на Лазурном берегуВ 2020 году украинский миллиардер Ринат Ахметов купил самую дорогую виллу на Лазурном берегу. Это особняк Les Cèdres, история которого насчитывает 190 лет. Именно эту виллу за €200 млн купила принадлежащая Ахметову компания SCM Holdings Limited

«Мой первый исторический роман "Мальвы" — о предательстве, о янычарстве. Из-за него было много хлопот, запретов и травли. Но роман был популярный, известен всем украинцам в мире. <…> Название романа было нейтральное — "Мальвы". Но все понимали, что в романе я имел в виду тех, кто отрёкся от родного языка, родины, стал её врагом. Тема испокон веков у нас актуальная», — рассказывал сам писатель в 2017 году.

Примечательно, что роман был издан и в УССР, и в США.

Но Иваничук был далеко не первым из украинских писателей, кто использовал это слово в подобном контексте. Можно вспомнить и эпистолярное наследие Евгения Маланюка — писателя и поэта, бывшего адъютанта генерала армии УНР Василия Тютюнника.

А вот в XIX веке под янычарами понимали злейших врагов запорожских казаков.

Ой як крикнув Гамалія:
«Брати, будем жити,
Будем жити, вино пити,
Яничара бити,
А курені килимами,
Оксамитом крити! —

писал Тарас Шевченко в своей исторической поэме «Гамалия».

Но как так случилось, что образ опасного врага смешался с образом предателя, позабывшего о своих корнях?

Всё дело в том, кем же были янычары.

Первый султан Османской империи Мурад I для того, чтобы уравновесить власть тюркской аристократии в XIV веке (о датах спорят, называя от 1362 года до 80-х годов XIV столетия) ввёл девширме — «налог кровью» с немусульманского населения. Мальчиков, преимущественно из христианских семей, забирали и воспитывали для службы в качестве личных невольников султана. У таких невольников было четыре пути: дворцовая служба, канцелярия, богословие и военная служба. В последнем случае они подчинялись напрямую султану и назывались янычары (от يڭيچرى‎.  yeŋi çeri — осман. тур. «новый воин»). При этом они составляли противовес поместному войску — сипахам.

Поход хана Батыя в Западную Европу.1241 год - РИА Новости, 1920, 22.12.2019
«Нечестивые сыроядцы». Что ели захватчики КиеваВ пятницу, 6 декабря, исполнилось 779 лет со дня взятия Киева монголами и 18 лет со дня принятия закона «О Вооруженных силах Украины». Остряки находят в этом совпадении знак — в то время как историки указывают, что точная дата взятия Киева монголами оспаривается. Мы же в рубрике «Литературная кулинария» расскажем, чем питались захватчики Киева

Попадали в янычары и мальчики, захваченные в результате крымско-ногайских набегов на Русское государство и Речь Посполитую.

Позже, в XVII веке, в янычары стали набирать и детей мусульман. При этом нужно помнить: их матерями могли быть и русские девушки, тоже захваченные в результате набегов. Таких в Османской империи хватало.

Сегодня из одной научно-популярной книги в другую кочует якобы существовавшая в Османской империи поговорка: «Турок говорит по-турецки только с начальством. С муллой он говорит по-арабски, с матерью — по-русски, с бабушкой — по-украински (как вариант — по-польски)».

Украинские писатели стали обращать внимание не на воинское мастерство янычар, а на их происхождение в ХХ веке. И тому было несколько причин. Первая — это крах УНР и в целом равнодушное отношение крестьянства Малороссии и Новороссии к украинской национальной идее. Селян больше привлекали идеи социальной справедливости, а потому многие из них присоединялись к красным, что национал-сознательная интеллигенция рассматривала как «янычарство», предательство своего народа.

Вторая — популярность русского языка среди населения уже Советской Украины. Несмотря на всю украинизацию, тотальное господство украинского языка в делопроизводстве, города, да и значительная часть регионов в УССР говорили на русском. А прибывшие из украиноязычного села в города на обучение или работу быстро русифицировались в быту. Что, опять-таки, расстраивало пишущих на украинском языке «властителей дум».

Для сравнения — в русской культуре и литературе точка зрения на янычар не смещалась. Даже когда речь идёт о персонажах с этим прозвищем, указывается, что причиной получения прозвища были бескомпромиссность, мастерство и лихость.

«Гена-янычар. <…> Он чувствовал корабль каждой своей клеткой. Он даже угадывал начало аварийной тревоги — перед каждым возгоранием в электросети являлся в центральный пост. Это была мистика какая-то. А плавал он лихо. Он менял по своему капризу проливы, глубины и скорости перехода, и мы то крались вдоль береговой черты, то неслись напролом, на всех парах в полосе шторма, и под водой нас мотало так, как мотает только морской тральщик», — писал об одном из своих героев Александр Покровский.

Роль Гены-янычара в фильме «72 метра» исполнил Андрей Краско. Один из эпизодов фильма посвящён разделу Черноморского флота между Украиной и Россией.

Возвращаясь же к самим янычарам, нужно отметить, что поначалу они официально считались рабами султана. Они жили в монастырях-казармах и занимались военным делом. Но со временем ситуация стала меняться. И это привело к не самым лучшим последствиям для Османской империи.

Моровая язва государства и Байрактар

«Янычары» — так назывался и неоконченный роман Валентина Пикуля. В нём попадаются такие строки:

«Я бы, наверное, и не писал об янычарах, если бы все наши читатели знали о них, а знать, мне думается, все-таки надо об этих странных и страшных людях, которые — по словам Карла Маркса — превратились в "моровую язву государства"».

Именно последнему периоду существования янычарского корпуса и посвятил Пикуль свой неоконченный роман. В нём рассказывалось об охватившем Османскую империю кризисе, причиной которого были в том числе и янычары.

Одесская кухня: рецепт плова с мидиямиЕсли хочется ощутить вкус одесского лета – нужно обязательно приготовить плов с мидиями. И под ногами сразу почувствуется теплый песок, а в воздухе запахнет морем

Действительно, к началу XIX века слово «янычар» и у самих жителей империи не вызывало тех чувств, что у их предков в XIV веке. Из элитного рода войск, попасть куда было нелегко (даже набранным по девширме мальчикам нужно было пройти ряд испытаний) янычары превратились в довольно большую социальную группу.

Так, часть турок стала записываться в сверхштатные янычары — тасслакджи или сразу получали статус отставных янычар — отураки. Они не несли службы, но пользовались правами и привилегиями янычар.

«Многие современники, описывая Турцию в середине — второй половине XVIII в., отмечали, что едва ли не половина мусульманского населения была записана в янычары», — писал в своей работе «Организация и численность Османской армии в начале Русско-турецкой войны 1768-1774 гг.» историк Владимир Великанов.

Власть пыталась навести порядок. Но сами янычары встречали эти попытки в штыки. Янычарские бунты приводили к свержению и подчас гибели султанов.

Последним свергнутым султаном из-за бунта янычар оказался Селим III, который пытался реформировать устаревшую армию. Однако у султана нашлась поддержка: бывший командующий войсками Дунайского фронта в Русско-турецкой войне и правитель города Русе (тогда он назывался Рущук) Мустафа-паша в 1808 году выступил в поддержку свергнутого годом ранее султана.

Сам Мустафа-паша родился в 1755 году в Хотине — тогда этот ныне украинский город находился под контролем Османской империи — в семье богатого янычара. В своё время он и сам успел побыть янычаром, дослужившись до звания байрактара — знаменосца.

Караимы
Пирожки с носом и дань турецкому аге: чем угощает древний народ КрымаВ марте 2021 года исполнилось семь лет с момента воссоединения Крыма с Россией. Один из населяющих полуостров народов — караимы. Это один из древних народов, вот уже около тысячи лет непрерывно проживающий в Крыму. А их кухня остаётся одним из достояний региона

Мустафе-паше удалось свергнуть узурпатора — Мурада IV. Однако Селим III был к тому времени убит. Султаном стал Махмуд II. Он назначил Мустафу-пашу Байрактара великим визирем. Тот же приступил к военным реформам.

Так, у гражданских лиц отобрали патенты на жалование эсаме, а янычарам запретил заниматься любой деятельностью, кроме военной. Но полностью осуществить реформы Байрактару не удалось. Этому противодействовал и султан, опасавшийся могущества великого визиря.

Янычары воспользовались противоречиями во власти и решили расправиться с бывшим собратом. В ночь на 15 ноября 1808 года они окружили и подожгли резиденцию великого визиря. Сам Байрактар укрылся в башне дворца с гаремом и потребовал, чтобы выпустили его женщин. Когда янычары ворвались в его покои, он выстрелил в бочку с порохом, взорвав башню. Тело великого реформатора нашли через три дня.

А янычары принялись за других реформаторов. Новое войско было разогнано, часть офицеров — убита. Махмуд II же хорошо усвоил урок. И спустя 18 лет нанёс удар по янычарам. К тому времени Османская империя потерпела череду унизительных поражений в Греции, где местное население боролось за свою независимость.

Реформа армии не то что назрела — перезрела. 25 мая 1826 года Махмуд II издал указ о формировании нового войска, которое должно было быть организованным и обученным по европейским стандартам и набираться из турок. 11 июня новые войска приступили к тренировке. Янычары этого не стерпели.

Климент Ворошилов - РИА Новости, 1920, 19.05.2021
Почему советский маршал Ворошилов увековечен в числе основателей новой ТурцииДата рождения Мустафы Кемаля, известного как Ататюрк – «отец турок», неизвестна. Можно лишь утверждать, что он появился на свет весной 1881 года. Сам основатель Турецкой Республики объявил днем своего рождения 19 мая – день начала борьбы за независимость. Огромный вклад в эту борьбу внёс человек, родившийся в том же 1881 году под Луганском

Через три дня — 14 июня — янычары восстали. Султан не дрогнул. Он развернул Санджак-Шериф — знамя Пророка, призвав под своё начало всех верных ему людей.

А на следующий день — 15 июня — при помощи набранных в Европе артиллеристов и верных войск были разрушены казармы янычар в столице империи. Погибли 6 тыс. бунтовщиков. 16 июня султан объявил о роспуске корпуса янычар и ордена бекташей — суфийского ордена, являвшегося ядром янычар.

Многих янычар арестовали, многие были вынуждены бежать. Уцелевшие занялись торговлей и ремёслами.

Но о янычарах не забыли. Так, основатель современного турецкого государства — Мустафа Кемаль Ататюрк в молодости на одном из карнавалов позировал в костюме янычара.

Парадоксальным образом Ататюрк создал систему, напоминающую и в то же время диаметрально противоположную той, что существовала в поздний период существования янычарского корпуса. Благодаря ему армия стала одним из сильнейших факторов турецкой политики.

Подчас армейцы брали власть в свои руки. Но — и в этом их отличие от янычар — они выступали против консервативных сил и попыток свернуть реформы, в т.ч. и те, что касались отхода от европейского пути развития страны.

Нынешнее руководство Турции к фигуре Ататюрка относится двояко. С одной стороны, заслуги Ататюрка в строительстве новой Турции признают. Но многие его реформы свёрнуты или пересмотрены. Та же Айя-София, которая при Ататюрке стала музеем, при нынешних властях снова стала мечетью.

Да и отношения с военными у руководства страны непростые. Так, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в 2016 году пережил и подавил попытку военного переворота.

Что ели пиндосы на берегах Черного моря
От Керчи до Одессы и дальше. Что ели пиндосы на берегах Черного моряВ прежние времена в эти дни у рыбаков на Галатском мосту была излюбленная пора. С конца осени и по февраль на их удочки попадалась рыба, способ приготовления которой дал название популярному у рыбаков всего Черного моря блюду. В рубрике «Литературная кулинария» мы вспомним об этом блюде и о его судьбе

По иронии судьбы, гордостью эрдогановской Турции являются беспилотники Bayraktar. Их создатель — инженер Сельчук Байрактар — женат на дочери турецкого президента Сумейе.

Но вспоминают о янычарах турки не только тогда, когда речь заходит об успехе беспилотников или когда берут в книги учебники и книги по истории.

«Детская радость, солдатские слёзы»

Родившиеся в СССР знают, что кроется за формулировкой «детская радость, солдатские слёзы». Так называют манную кашу. Если сварить её правильно — без комочков — она вкусна и питательна. Но в армейских условиях достичь мастерства своих мам и бабушек многим кашеварам не удавалось.

А ведь манная крупа — основной ингредиент лакомства, столь любимого янычарами. Его готовят круглый год, но особой популярностью оно пользуется во время Рамадана — за свою питательность и вкус.

Называется это блюдо «янычарская халва» yeniçeri helvası. Пусть слово «халва» не вводит вас в заблуждение. Всё дело в том, что происходит оно от арабского حَلَاوَة (произносится как «халява») — сладость. 

Ниже — видеорецепт приготовления янычарской халвы.

Но автор этих строк рекомендует сначала попробовать свои силы, приготовив половину порции.

Для этого понадобится:
— 2 стакана манной крупы (400 г);
— 1 стакан сахара;
— пол-литра молока (в видеорецепте интересный огрех — указан литр, или три стакана, при этом su bardağı — стакан воды — вмещает себя 200 мл и в Турции);
— 60 г сливочного масла;
— цедра одного апельсина;
— 50 г измельченных несолёных (!) фисташек;
— 8 грецких орехов;
— 50 г оливкового масла (можно заменить подсолнечным);
— половина чайной ложки корицы.

А дальше — всё как на видео: греем молоко и одновременно поджариваем манку на сливочном масле. Пока молоко и манка стоят на огне, выкладываем половинки орехов и цедру на дно формы. После выливаем молоко в манку, засыпаем туда же фисташки, корицу, сахар, а после выливаем оливковое масло — оно не даст влаге уйти из смеси. При этом манку нужно всё время помешивать.

Получившуюся смесь выкладываем на орехи и цедру и даём ей остыть.

Обратите внимание на то, что мешать манку под конец может быть очень сложно. Она быстро комкуется. В иные разы автору приходилось использовать для помешивания и металлическую толкушку для пюре.

Впрочем, в YouTube можно найти и другие способы приготовления этого блюда (можно в поиске ввести и irmik helvasi — манная халва). В них используется гораздо больше молока в процентном соотношении.

Само лакомство довольно бюджетно и незамысловато. Найти манку, растительное масло, один апельсин и орехи можно во многих магазинах.

Но за таким простым блюдом скрывается непростая история. История не только Турции, но и нынешних Украины с Россией.

 

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала