Парламент запретил импорт российской электроэнергии

Верховная Рада Украины в среду, 4 декабря, приняла закон, который вводит запрет на импорт электроэнергии из Российской Федерации. В частности, запрещается продажа или поставки электроэнергии из РФ по двусторонним договорам и на внутрисуточном рынке. При этом при угрозе чрезвычайной ситуации в объединенной энергетической системе Украины правительство может этот запрет отменить.

Примечательно, что закон сохраняет возможность поставки российской электроэнергии на "рынок на сутки вперед", а также полностью позволяет свободную поставку белорусской электроэнергии на любой сегмент украинского рынка.

Кроме этого целью закона является недопущение неконтролируемого роста цен на электроэнергию. В частности, Нацкомиссии по тарифам позволяется устанавливать предельный размер цены на электричество на рынке "на сутки вперед" и внутреннесуточном рынке.

Танцы с бубнами и недозапрет в Украине импорта электроэнергии из России
Танцы с бубнами и недозапрет в Украине импорта электроэнергии из России
© РИА Новости, Всеволод Тарасевич | Перейти в фотобанк

Как сообщалось, Верховная Рада 18 сентября одобрила правку народного депутата Андрея Геруса в закон Украины "О рынке электроэнергии", разрешив покупать по двухсторонним договорам электроэнергию у стран, которые не являются членами европейского Энергетического Сообщества. Герус пояснил необходимость своей правки улучшением конкуренции на электроэнергетическом рынке страны, что может привести к снижению цены на электроэнергию для промышленных потребителей.

Оценивая очередные изменения в закон «О рынке электроэнергии», экономический аналитик Александр Рябоконь отметил, что период острой необходимости в импорте дешевой электроэнергии, которая частично также покрывала пики потребления, прошел.

«Ее заменит увеличившаяся выработка «Энергоатома», о чем и сообщает пункт, которым предусматривается увеличение возможности госкомпании НАЭК продавать электричество на конкурентном рынке с 10 до 15%. Однако такая ситуация вряд ли продлится длительное время. Даже если у «Энергоатома» все будет благополучно, то с весеннего периода увеличивающаяся выработка недиспетчеризируемой солнечной и ветровой генерации (до 4 ГВт установленных мощностей только «солнца») снова разбередит старые технические и экономические раны энергорынка и ОЭС с увеличивающейся балансирующей ролью импорта. Украинские власти вполне осознают высокую вероятность данного сценария, и потому в новых поправках прямо предусмотрен фактически «ручной режим» управления импортом электроэнергии со стороны правительства», — сказал в эксклюзивном комментарии Украина.ру Александр Рябоконь.

Киев хочет за будущий транзит газа очень высокие тарифы

Президент России Владимир Путин назвал условия украинской стороны по транзиту газа "экономически неприемлемыми". Такое заявление российский лидер сделал в среду, 4 декабря, на пресс-конференции после переговоров с президентом Сербии Александром Вучичем.

"Я постоянно повторяю, что мы готовы сохранить украинский транзит. Мы ведем сейчас переговоры в Вене. Это никакой не секрет. Правда, условия, которые нам предлагают возможные украинские транзитеры, они экономически неприемлемы. Пока. Но я надеюсь, что это запросная позиция — удастся как-то позиции согласовать", — сказал Владимир Путин.

В свою очередь председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер заявил, что выставленные Украиной условия и тарифы "очень высокие, значительно выше тех, по которым стороны работают сейчас".

Исполнительный директор НАК "Нафтогаз Украины" Юрий Витренко порекомендовал российскому "Газпрому" обратиться к украинскому регулятору с обоснованиями необходимости снижения тарифа на транзит газа через газотранспортную систему Украины.

"Российской стороне разъяснялось, что она может обратиться к оператору или напрямую к регулятору (НКРЭКУ) с обоснованием необходимости снижения тарифа, если украинский тариф выше тарифов альтернативных (конкурентных) газопроводов или если тариф делает экспорт газа невыгодным для "Газпрома", — написал Юрий Витренко на своей странице в Facebook.

Витренко напомнил, что Украина внедряет европейскую методологию расчета тарифа, которая применяется к транзиту газа в соответствии с европейским тарифным кодексом (NC TAR).

"По этой методологии тариф должен соответствовать актуальным расходам оператора газотранспортной системы. Иными словами — расчеты транзитного тарифа, которые были показаны "Газпрому" и которые сейчас комментирует российская сторона, только покрывают скорректированные расходы оператора ГТС Украины, поэтому этот тариф никак не может считаться завышенным", — пояснил он.

По словам Витренко, транзит должен быть экономически выгоден для всех сторон — украинской, российской, европейской.

Ранее украинская сторона неоднократно подчеркивала, что тариф будет зависеть от срока заключения контракта и объема транзита. Министр энергетики Алексей Оржель заявил, что Украина в принципе готова на годовой контракт, но по тарифу в 20-30 раз выше, чем сейчас.

Сможет ли «Нафтогаз» арестовать акции «Газпрома»? Решение за Нидерландами
Сможет ли «Нафтогаз» арестовать акции «Газпрома»? Решение за Нидерландами
© РИА Новости, Стрингер | Перейти в фотобанк

В октябре украинская сторона официально опубликовала новую методику расчета тарифа на транзит газа. В "Нафтогазе" посчитали, что на период 2020-2024 годов при бронировании 60 млрд куб. м транзитных мощностей ГТС Украины тариф составит $3,21 за 1 тыс. куб. м на 100 км, а при бронировании 90 млрд куб. м — $2,56 за 1 тыс. куб. м на 100 км. При этом тариф на транзит российского газа в 2019 году — $2,61 за 1 тыс. куб. м на 100 км (все — с НДС). В 2016 году Миллер сообщал, что тариф на транспорт газа по "Северному потоку 2" составляет $2,1 за 1 тыс. куб. м на 100 км.

АМКУ обязал крупные АЗС снизить цены на бензин и дизель

Антимонопольный комитет направил обязательные к исполнению рекомендации по снижению розничных цен на высокооктановые бензины и дизельное топливо для крупных сетей АЗС. Об этом в четверг, 5 декабря, сообщила пресс-служба АМКУ. Комитет провел анализ рынков горючего и по результатам их функционирования в июне-ноябре установил следующие факты:

— средние цены крупного опта на бензины А-95 и дизельное топливо снизились почти на 20%;

— курс доллара США к гривне, что может влиять на ценообразование, учитывая импортозависимость этих рынков, снизился почти на 12%;

— средние розничные цены на бензины А-95 и дизельное топливо снизились на 5-5,6%.

При этом, как отмечает АМКУ, уровень розничных цен на бензин марки А-95 и дизельное топливо на стационарных АЗС основных участников рынка (действуют под брендами WOG, OKKO и UKRNAFTA) остался практически неизменным.

Исходя из этого, АМКУ утвердил обязательные к исполнению рекомендации, в которых требует установить цены на высокооктановые бензины и дизельное топливо на уровне, который существовал бы в условиях значительной конкуренции на рынке, и дал на рассмотрение рекомендаций 10-дневный срок.

Рекомендации направлены в "ВЕСТ ПЕТРОЛ МАРКЕТ" (бренд WOG), "ОККО-РИТЕЙЛ" (бренд ОККО), "Укрнафта" (бренд UKRNAFTA), "АМИК Украина" (бренд AMIC Energy), "Альянс Холдинг" (бренд SHELL), "СОКАР ПЕТРОЛЕУМ" (бренд SOCAR), "Укрпалетсистем" (бренд UPG) и "Глуско Ритейл" (бренд GLUSCO). Компании должны сообщить комитету о результатах в течение 10 дней с момента получения рекомендаций.

5 декабря ОККО и WOG снизили цены бензинов и ДТ на 10-20 коп./л. Накануне глава комитета ТЭК Андрей Герус публично призвал розничных операторов снизить цены топлива. Розничные цены бензинов и ДТ стабильны с лета 2019 г. Например, на стелах станций ОККО и WOG цены топлива последний раз менялись в августе.

Как следует из презентации директора А-95 Сергея Куюна на Petroleum Ukraine 2019, в этом году маржинальность розничных продаж выросла и вернулась до уровня докризисного 2013 г. Одной из причин повышения наценок на розничном рынке стало изменение ценовой политики группы крупнейшей консолидированной сети АЗС, подконтрольной группе «Приват».

Отметим, что между участниками рынка и АМКУ существует много разногласий касательно принципов ценообразования и рыночного поведения. Это приводит к постоянным расследованиям согласованных действий, хотя, как считают участники рынка, украинская практика полностью отвечает поведению игроков на зарубежных розничных рынках.

Напомним, в мае 2019 года АМКУ оштрафовал сети АЗС ОККО, WOG и SOCAR за сговор при установлении цен на топливо на общую сумму 77 млн грн (206 млн руб.). В Антимонопольном комитете пришли к выводу, что эти сети устанавливали и поддерживали в течение 2017 года на информационных табло АЗС сходные розничные цены на бензин марки А-95 и дизельное топливо. SOCAR и WOG обжаловали это решение в суде. В октябре 2016-го АМКУ оштрафовал шесть операторов АЗС примерно на 200 млн грн (536 млн руб.) за сговор в 2013-2016 годах.