В воскресенье, 24 ноября, под Киевом на перекрёстке Одесская трасса — Чабаны столкнулись микроавтобус Volkswagen и седан Toyota. Последний выехал на перекрёсток на красный свет. После удара Toyota врезалась в отбойник. Позже оказалось, что за рулем автомобиля был уполномоченный президента Украины по правам ребенка Николай Кулеба. Вместе с ним в машине находились его сыновья: 19-летний Тимофей и 10-летний Елисей. В итоге в больницу попали водитель Volkswagen, а также Кулеба с сыновьями. Последние находятся в тяжелом состоянии: Тимофей впал в кому, Елисея поместили в реанимацию.

Состояние самого Кулебы тоже было тяжелым. Однако позже он пришел в сознание и даже сделал небольшую запись в Facebook.

«Благодарю всех, кто беспокоится о моем здоровье и здоровье моих детей. Сейчас я нахожусь в больнице вместе с сыновьями. На ваши вопросы отвечу потом. Благодарю за понимание. Благодарю вас за поддержку. Сейчас лучшей помощью для меня и детей будет ваша молитва», — попросил Кулеба.

Между тем, представители власти сначала заявили о вине другого участника ДТП — молодого водителя микроавтобуса. В том, что же на самом деле произошло под Киевом, разбиралось издание Украина.ру.

История не одной правки

Видео с места аварии однозначно свидетельствует: если кто и виноват в ДТП, то это Кулеба, который поехал на красный свет.

«Проехал стоп-линию светофора и даже пешеходный переход и стал первым в левом ряду, ожидая возможности для дальнейшего движения. Светофор, разумеется, пропал из его поля зрения, и он дал себе разрешение проехать перекресток, ориентируясь по интенсивности движения… но не заметил микроавтобус, двигающийся справа», — описал сложившуюся ситуацию блогер Сергей Наумович.

Однако первая запись о резонансном ДТП у советника министра внутренних дел Антона Геращенко косвенно обвиняла во всем водителя микроавтобуса Volkswagen.

«К сожалению, 24 ноября в 13:30 (14:30 по Москве — Ред.) в поселке Чабаны Киево-Святошинского района Киевской области житель села Гатное П., 1998 г.р., без постоянного места работы, управляя микроавтобусом Volkswagen, на перекресте автодороги допустил столкновение с автомобилем Toyota под управлением Николая Кулебы, 1972 г.р., уполномоченного президента Украины по правам ребенка», — гласила запись Геращенко в Facebook.

После того как появилось видео, Геращенко запись пришлось менять. Всего он правил её 11 раз. В конце концов советник министра признал, что Кулеба проехал на красный свет, а второй участник ДТП не «допускал столкновения».

Но было поздно. Слова Геращенко вызвали негодование в украинском сегменте соцсетей.

«Антоша «Тухлое Сало» Геращенко уже бодро пишет х…ю [ерунду] о другом участнике ДТП — «нигде не работает», «допустил столкновение» и т.п.», — отмечает юрист Татьяна Монтян.

Она отметила, что не удивится, если в конце концов виновным в ДТП сделают водителя микроавтобуса.

«На наших глазах сегодня очевидно абсолютно невиновному парню 1998 года рождения волосатыми руками и белыми нитками тупо лепили обвинение виновности в ДТП в «лучших» мусорских традициях. Просто потому, что Коля — «нормальный мужик», «я с ним лично знаком», «нет, он не мог! не похоже это на него!» и т.д. Парня спасла лишь опубликованная в сети видеозапись ДТП. Просто повезло, просто так совпало. А если бы видеофиксации там не оказалось? Тупое пещерное кумовство! Когда это закончится, Владимир?» — задал вопрос президенту Украины Владимиру Зеленскому блогер Сергей Наумович.

Однако попытка обвинить невиновного — это не единственное, о чем свидетельствует ДТП в Чабанах.

Количество пьяных ДТП на Украине увеличилось на четверть
Количество пьяных ДТП на Украине увеличилось на четверть
© Vance /flickr

Правила не для всех

В семье Кулебы четверо детей: детский омбудсмен и его жена воспитывают трех сыновей и одну дочь. Теперь два сына Кулебы находятся в крайне тяжелом состоянии. При этом, как указывают украинские СМИ, в авто у детского омбудсмена не было детских кресел. И это притом, что одному из перевозимых Кулебой сыновей 10 лет. А украинские правила дорожного движения в этом случае однозначны. Согласно п. 21.11 ПДД Украины, если рост детей меньше 145 см, а возраст меньше 12 лет, то запрещено перевозить их в транспортных средствах, оснащенных ремнями безопасности, без использования специальных средств, которые дают возможность пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией этого транспортного средства.

Примечательно, что политсила Зеленского поддержала законопроект беспартийного нардепа Дмитрия Шпенова, согласно которому за нарушение пункта ПДД об автокреслах для детей вводился штраф — ранее этого не было. Этот закон был принят Верховной Радой в конце октября и начал действие с 20 ноября. Согласно ему за нарушение правил перевозки детей устанавливается штраф в размере 510 грн. (около 1,3 тыс. руб. — Ред.), за повторное правонарушение — 850 грн. (около 2,2 тыс. руб. — Ред.).

Против закона выступили украинские таксисты. Но примечательно, что голоса за него отдали 332 народных депутатов. Да и в украинском обществе многие одобрили такую инициативу и осудили поведение таксистов.

Кулеба, как уполномоченный по правам детей, не мог не знать об этом нормативно-правовом акте. Но он его проигнорировал. Более того, он и сам, как выясняется, был не пристегнут. По крайней мере, об этом свидетельствуют фотографии с места ДТП.

«Оказалось, что у водителя, похоже, всегда пристегнут ремень, а он садится на него сверху. Сложно представить, кого люди пытаются таким образом обмануть. Пищалку? Ну ок, а результат — на лицо в прямом смысле», — прокомментировал эту фото украинских блогер Сергей Наумович.

Он также обратил внимание на то, что перекресток в Чабанах называют «проклятым», однако на самом деле причина ДТП — поведение украинских водителей на дорогах.

«На каждом видео хорошо заметно, что каждый раз один из участников движения грубо нарушает правила дорожного движения: либо тупо на красный свет рулит (чаще всего), либо один участник движения просто не заметил другого, кто-то превысил скорость и т.д. Да, многоуровневая развязка решила бы проблему, но стоимость проекта «клеверной» развязки с нуля — около миллиарда гривен. Может, лет через двадцать она там появится, а пока что придётся соблюдать ПДД и смотреть по сторонам, но это напряжно… Не перекрёсток проклятый, а культура вождения слабая, наказания за нарушения слабые, а законодателю слишком напряжно создавать четкий комплекс законодательных актов, которые бы позволили выписывать штрафы с помощью автоматической видеофиксации», — отмечает он.

А пока на Украине в ДТП продолжают гибнуть люди. За один лишь 2018 год количество ДТП на дорогах государственного значения, по данным госпредприятия «ГосдорНИИ», составило 15064. В них погибло 1200 и было ранено 6251 человек. При этом 51% от всех ДТП составили столкновения. Но это только на дорогах государственного значения. В целом же на Украине за 2018 год зафиксировали 150120 ДТП, в которых погибло 3350 человек и было ранено 30884 человека. 

Для сравнения: в 2018 году в Донбассе, по данным Минобороны, погибло в боях 119 украинских военных, 805 человек получили ранения. Таким образом, Украина несет почти в 30 раз большие потери на дорогах, чем ВСУ — в Донбассе.