От космопорта к «зоне приоритетного развития». В Одессе решили вывести инвесторов на поля орошения - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

От космопорта к «зоне приоритетного развития». В Одессе решили вывести инвесторов на поля орошения

Читать в
Не успели в Одессе утихнуть страсти по анонсированному мэрией космическому форуму, как у городского головы Геннадия Труханова созрел новый проект привлечения инвесторов – «зона приоритетного развития». В особенностях одесского муниципального прожектерства разбиралось издание Украина.ру

Одесская мэрия не перестает радовать читателей новыми проектами. В середине октября заместителем мэра Одессы было анонсировано строительство космопорта в черте города, который, по задумке авторов, должен был стать центром притяжения инвестиций.

Таких не берут в космонавты

Однако спустя несколько дней после громкого заявления Павлу Вугельману, заместителю мэра Труханова, пришлось оправдываться, что проект космопорта на самом деле был всего лишь пиар-акцией мэрии по привлечению внимания к «Международному космическому форуму», который город примет в следующем году. Правда, ни даты, ни состава, ни количества его участников он не назвал. Не уточнил Вугельман и расходы, которые город понесет на его проведение. Вряд ли у заммэра получится как у классиков Ильфа и Петрова в романе «12 стульев» — материальных затрат никаких, если не считать расходов на телеграммы. Однако Труханов и Вугельман все-таки решили найти применение площадке несостоявшегося космодрома.

Порт в Одессе
Назло радикалам и СБУ. Мэр Одессы решил ввести в городе режим порто-франкоНа фоне стагнации украинской экономики и оттока иностранных инвестиций мэр Одессы Геннадий Труханов начал перезагрузку проекта создания свободной экономической зоны на территории города. Этот проект был похоронен в 2015 году усилиями уличных радикалов и СБУ

Статистика знает все

Как оказалось, еще два года назад 18 июля 2017 года, мэр Одессы издал распоряжение о создании рабочей группы по вопросам возобновления и расширения полноценной деятельности свободной экономической зоны, главой которой был назначен Павел Вугельман.

Помимо него в рабочую группу были приглашены представители всех транспортных компаний Одессы, занимающихся морскими перевозками. В задачи группы входила разработка проекта по увеличению зоны Порто-Франко Одесского порта на территорию города Одессы. В настоящее время Порто-Франко в Одесском порту осталась только на бумаге, налоговые льготы отменили еще в 2005-м при Ющенко. Помимо самого Порто-Франко эта группа в течение двух последних лет путешествовала по странам Европы и Азии, где созданы и успешно функционируют СЭЗ. Можно сказать, что за последние два года эта группа не сделала ничего, опыт СЭЗов есть в открытых источниках, в статистике, которая сухим языком цифр объясняет преимущества подобных инструментов привлечения инвестиций, для этого необязательно тратить средства бюджета на поездки в Китай, Литву и Арабские Эмираты. От группы Вугельмана требовалось одно — за два года создать экономическое обоснование целесообразности проекта СЭЗ в Одессе, подтвержденное письмами о намерениях со стороны потенциальных инвесторов. Дальше обоснование должно было отправиться на стол Труханову, а от него в городской совет для утверждения обращения к Кабмину Украины о создании СЭЗ в Одессе. Таков порядок, предусмотренный законом «О порядке создания и функционирования специальных экономических зон». Однако за время работы группы у нее возникла только одна идея — освоить земли полей фильтрации в городской черте.

Вам, предводитель, пора лечиться электричеством

Одесские поля фильтрации, прилегающие на западе города к Суворовскому району и Слободке, представляют из себя огромный пустырь, имеющий давнюю историю работы с бизнесом и инвесторами.

Поля орошения, как их еще называют одесситы, во времена лихих девяностых использовались одесскими бандитами как место разборок, пыток и общения с несговорчивыми предпринимателями, не желавшими инвестировать свою прибыль в развитие крепкой молодежи в спортивных костюмах. Зачастую привезенного в багажнике машины коммерсанта — потенциального инвестора — долго били, заставляли рыть себе могилу и в последний момент предлагали ему откупиться по льготной цене. От такого щедрого предложения никто не отказывался, спорить с ребятами было опасно для бизнеса.

Времена лихих девяностых давно прошли, а вместе с ними исчезла и доступная одесская земля, которая почти вся заселена новостройками. Наверное, поэтому 1 июля на форуме «Одесса 5Т» директор департамента международного сотрудничества и маркетинга Одесского горсовета Александра Олейникова отметила, что интерес у инвесторов к Одессе есть, но есть "большие проблемы с наличием свободных участков в городе". Вице-мэр Вугельман добавил, что самым перспективным объектом в городе считают пока свободные 600 гектаров полей фильтрации, которые имеют связь с портом. Спустя пять месяцев после форума и ровно через две недели после фиаско одесского космодрома мэр Одессы объявил о новых планах на поля орошения. Поскольку времена, когда инвесторов привозили туда принудительно и добывали из них деньги не без помощи электричества, давно прошли, по мнению Труханова привлечь инвесторов в это гиблое место можно, используя налоговые льготы, которые обеспечит сам город!

Командовать парадом буду я!

«Уже сегодня есть инвесторы, готовые к сотрудничеству с Одессой при условии создания для них льготных условий, — заявил Труханов. — Мы начинаем работу одновременно по двум направлениям. Необходима инвентаризация и подготовка инфраструктуры с созданием нормативно-правовой базы с механизмом компенсации из местного бюджета. Кроме того, нужна подготовка предложений по разработке соответствующего законопроекта, которые мы представим на рассмотрение нардепам и Кабмину Украины».

По замыслу одесского градоначальника зону приоритетного развития Одессы планируется создать на полях фильтрации. На первом этапе проекта мэрия собирается выделить 100 гектаров, поделив их на участки по 2 га. для каждого инвестора. Это даст возможность создания 50 новых предприятий. Инвесторам, которые создадут предприятия на выделенных участках, компенсируют из городского бюджета уплаченные местные налоги — единый и НДФЛ.

«При условии создания абсолютно нового предприятия и регистрации его в Одессе компенсация инвестору в первые два года работы составит 75%, в последующие два года — 50% и далее — 25%», — отмечается концепцией зоны.

По прогнозу мэрии, озвученному Павлом Вугельманом, в первые два года инвесторы принесут в бюджет города 113 млн грн, из которых 85 млн грн вернется предприятиям в качестве компенсации налогов. За десять лет полноценной работы зоны с учетом компенсаций в городской бюджет планируются поступления в размере 1,3 млрд гривен.

Но радужные планы мэрии скорее похожи на фантазии членов «Васюкинской шахсессии», возбужденные рассказами гроссмейстера Бендера, нежели на реальный бизнес-план.

Когда нюансы поют романсы

На пути нового проекта Труханова и Вугельмана есть ряд обстоятельств, которые ставят под сомнение реальность этой инвестиционной мечты. Одним из первых нюансов в построении зоны приоритетного развития на полях орошения является полное отсутствие инфраструктуры на выбранной мэрией площадке.

Криминальный «Родничок». Мошенничество по-одесски, ставшее грабежомРазбойное нападение на полтавских бизнесменов в кафе «Родничок» под Одессой, произошедшее 5 ноября, в свете новых данных следствия приобретает особый криминальный характер. По информации наших источников, коммерсантов не ограбили, как они об этом заявили, а кинули на деньги

Для успешного строительства и функционирования промышленных предприятий прежде всего необходимы дороги, сети электроснабжения, водопровод и канализация. Ничего из вышеперечисленного на полях орошения нет. В настоящее время поля представляют собой частично свалку, частично незаконные карьеры для добычи песка. Строительство коммуникаций, которое само по себе является отдельным проектом, должно либо лечь на плечи городского бюджета, либо обеспечиваться самими инвесторами. Но, как показывает практика, инвесторы не вкладывают денег в неподготовленные площадки, ведь строительство дорог и водопроводов обходится значительно дороже затрат на возведение самого объекта инвестирования, например завода. А ведь именно ради развития технологических предприятий Труханов и Вугельман собираются открыть новую зону.

Следующим препятствием на пути плана одесского гроссмейстера стала сама концепция предложенных им льгот. Единый налог, который мэрия планирует компенсировать инвесторам, используется при налогообложении малого и среднего бизнеса, у которого, как известно, денег на заводы нет. Возврат налога на доходы физических лиц, который в основном взимается с зарплаты работников предприятий, также не может стать серьезным стимулом для крупных вложений в чистое поле. На современных высокотехнологичных предприятиях численность персонала сведена к минимуму. Да и уходить от налогообложения НДФЛ сравнительно легко, большая часть зарплаты платится работнику в конверте, тогда как меньшая проводится официально, то есть база налогообложения в этом случае минимальна.

Третьим и самым проблемным моментом являются юридические гарантии сохранения предложенных налоговых льгот. Понимая, что Киев не согласится отдавать свои налоги в виде льгот инвесторам, мэрия решила пожертвовать теми сборами, которые идут непосредственно в бюджет города, — единым налогом и НДФЛ. Если Кабмин не поддержит идею Труханова о создании зоны приоритетного развития, которую должна будет утвердить Рада специальным законом, мэрия может самостоятельно заключить договора с инвесторами о компенсации им налогов из бюджета города. В этом случае интересы инвесторов абсолютно беззащитны перед местной политической конъюнктурой. Труханов как мэр Одессы не вечен. Переизбрание его на новый срок ожидаемо, но не гарантируемо. В случае смены мэра и обновления горсовета инвесторов могут банально кинуть, расторгнув эти договора через сессию или даже по решению суда. Поскольку сложившейся судебной практики по подобным спорам на Украине нет из-за отсутствия прецедентов, риск оказаться без льгот на полях орошения у инвестора очень велик.

Чего не сделаешь перед выборами?

Впрочем, есть у этой затеи одна положительная сторона. Предвыборная гонка за место городского головы, предусмотрительно начатая Трухановым, не дает забыться идее о создании на территории Одессы зоны свободной торговли Порто-Франко. Озвучиваемые мэрией планы, хотя и нереализуемы в нынешних условиях, но основаны на идее двухсотлетней давности, благодаря которой Одесса стала городом-портом. И как знать, возможно, через несколько лет идея зоны Порто-Франко, лоббируемая одесситами, пробьется сквозь преграды, выставленные радикалами и киевскими бюрократами, возродив Одессу как центр промышленности и торговли юга Украины.

 

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала