Раскрутка акции в годовщину Евромайдана идет уже не первую неделю, и не сказать, чтоб уж очень активно, — подготовка марша «Бандера, вставай!» в феврале этого года была в этом плане куда более агрессивной: с вывешиванием баннеров с мостов, заклейкой улиц стикерами (организаторы «Мы имеем достоинство» занялись этим лишь в последний момент) и т.д.
То ли механизмы мобилизации скрыты от нас, опираясь на ресурс участвующих в акции организаций (еще в конце октября один из лидеров «Движения отпора капитуляции» Мирослав Гай уверял, что «сейчас разворачиваются штабы по всем областям Украины, во всех больших городах и не только»), то ли господствует уверенность, что люди и так придут на фоне регулярных новостей из телевизора, тем более в первую «круглую» годовщину Евромайдана. В последнем есть и такой аспект — изначально-то на Евромайдан вышло не так много людей, но все знают, чем в итоге все закончилось.
Организаторы пока что делали упор на публикацию в соцсетях видеопризывов на акцию, записанных известными среди целевой аудитории людьми. Каждая из таких видеозаписей собирает по несколько сотен репостов, так что ее аудитория составляет по несколько тысяч человек, а возможно, и больше. Стоит напомнить, что на официальную страницу «Движения отпора капитуляции» в Facebook подписано 32 тыс. человек.
Однако есть определенная проблема. Во-первых, собственная медийная поддержка у движения невысока, ее продвигают только «Обозреватель» и некоторые сайты. Во-вторых, в соцсетях информируют об акции 21 ноября исключительно страницы «Движения отпора капитуляции» и членов его руководства, а вот иные находящиеся в оппозиции к Зеленскому партии и движения ее до последнего момента игнорировали. Только накануне к призывам выйти на Майдан присоединился «Национальный корпус», в то время как «Свобода»*, «Правый сектор»* и С14 молчат.
С14 и ее лидер Евгений Карась вообще вечером 20 ноября начали продвигать собственную акцию по возложению у Офиса президента Украины цветов в память о погибшем командире 128-й отдельной горно-штурмовой бригады ВСУ Евгении Коростилеве, проводимую за час до «веча» на Майдане Независимости. В данном случае есть ощущение, что это делается «назло» оппонентам С14 из «Национального корпуса» (весной этого года организации открыто переругались, «азовцы» в прямом телеэфире обвинили С14 в работе на СБУ), так как объявления двух организаций об акциях появились почти синхронно, а также в желании как-то «отметиться» в этот день, но на собственной акции, причем напрямую не оппозиционной действующей власти, с которой С14 некоторое время назад подружилась и стала «ручной».
По сути «Рух отпора капитуляции», как и ранее созданная в апреле коалиция «Защити Украину», на практике ограничился ресурсом общественного движения «Свободные люди» Андрея Левуса и отчасти близкой к нему по идеологии и составу участников партии «Демократическая секира», к которым примыкают отдельные более-менее статусные спикеры из числа волонтеров и журналистов урапатриотического направления. Ресурс этот немаленький, может оперативно вывести на улицы до нескольких тысяч человек, но все же ограниченный.
Учитывая, что акции 21 ноября одновременно с Киевом проводятся в областных центрах, решительно непонятно, каким образом организаторы акции намерены обеспечить ее массовость — тем более на фоне недавних маршей националистов 14 октября, с которыми вече «Мы имеем достоинство» неизбежно будут сравнивать.
Возможно, акция призвана стать скорее «замером общественного мнения» на готовность к протестам на фоне падения рейтингов Владимира Зеленского и его партии, а уже затем организаторы сделают выводы и в зависимости от показанных 21 ноября количественных результатов перейдут на новые стадии протеста.
* Организации запрещены в России Верховным судом РФ