Замер общественного мнения показал несколько интересных трендов: как общий на снижение роли религии в обществе, так и локальные, такие как рост числа римо-католиков и уровня поддержки неканонического Киевского патриархата и отказывающегося распускать его под давлением Православной церкви Украины (ПЦУ) и Министерства юстиции патриарха Киевского и всея Украины Филарета (Денисенко).

Общий тренд на падение религиозности

Верующими назвали себя 66% опрошенных (в 2018 году — 71,7%). До таких значений эта цифра опускалась за исследованный Центром Разумкова период лишь в 2000 году. При этом за год выросло как число «убежденных атеистов» (с 3,0% до 4,0%) и назвавших себя «неверующими» (с 4,7% до 5,4%), так и тех, кто «колеблется между верой и неверием» (с 11,5% до 12,2%), и тех, кому это «просто неважно» (с 5,3% до 6,5%), а также тех, кому «сложно ответить» на вопрос о своих религиозных пристрастиях (с 3,7% до 5,9%).

Нельзя не отметить также то, что заметное сокращение за год числа верующих было отмечено и на западе (с 90,7% до 81,4%), и на востоке (с 63,3% до 52,7%) страны, в меньшей степени на юге (с 58,5% до 51,5%) и практически не проявилось в центре, где колебания даже в плюс, но в пределах десятых долей процента (с 70,0% до 70,2%).

Церковь на Украине: томософрения продолжается
Церковь на Украине: томософрения продолжается
© пресс-служба президента Украины/Микола Лазаренко | Перейти в фотобанк

Упал авторитет Церкви как общественного института, причем это падение идет уже не первый год, в отличие от проявившегося только в этом году тренда на сокращение число верующих (а ведь скорее всего, эти явления взаимосвязаны — первое со временем влечет за собой второе). Число доверяющих Церкви в 2019-м составило 60,6%, тогда как в 2010-м, например, таких было 72,5%. Растет число и не доверяющих, и сомневающихся.

Снижение религиозности и Филарет против ПЦУ: что показал свежий соцопрос украинцев

Основных же причин падения за год религиозности на Украине и роста числа неверующих (маркирующих себя при опросах разными терминами) стоит указать две.

Во-первых, неизбежно сыграло свою роль то огромное количество негатива, которое выплеснулось в паблик сначала в ходе президентской кампании за томос, а затем во время борьбы Филарета и Епифания. Людям не нравится, когда власть им агрессивно навязывает какую-то определенную конфессию, да еще и при поддержке СБУ и бандитов.

Во-вторых, и без этого уже накопился определённый негатив, и в том числе на казавшейся незыблемой твердыней веры Западной Украине, где во Львове при поддержке мэра Андрея Садового греко-католики развернули в последние годы масштабную клерикализацию образовательной сферы, начавшую вызывать открытое раздражение в обществе. До Украины дошел общий западный тренд на падение роли религии в общественной жизни, который уже давно ощущается в соседней Польше, точно так же после падения социализма пережившей сначала всплеск общественной религиозности.

Стоит обратить внимание на то, что уровень религиозности на Украине и его изменения за год заметно различаются в разных возрастных группах. В возрастной группе 18—24 лет число верующих уменьшилось на 13,8% (с 65,4% до 51,6%), 25—29 лет — на 7,5% (с 66,2% до 58,7%), 30—39 лет — на 4,1% (с 73,0% до 68,9%), 40—49 лет — на 3,0% (с 68,5% до 65,5%), 50—59 лет — на 2,2% (с 72,9% до 70,7%), от 60 и старше — на 7,2% (с 77,0% до 69,8%). Как видим, стремительнее всего теряют веру самые молодые, и до достаточно малых значений (по сути, верующим является сейчас в этой группе лишь каждый второй), тогда как среди людей средних лет падение было небольшим, и абсолютные цифры остались в целом достаточно большими (верующих — примерно трое из четырех).

Четверть века назад, когда нынешние 40-50-летние были молодыми, религия была популярна среди них именно как элемент сопротивления господствующей коммунистической идеологии, как поиск себя вне навязываемых государством шаблонов поведения. Сейчас логика у молодых людей та же, только теперь важным компонентом господствующей идеологии стала религия — и поэтому она встречает у них отторжение.

Киевский патриархат против ПЦУ

В этом году Центр Разумкова включил в опрос о религиозной принадлежности и существующий с 1992 года неканонический Киевский патриархат (официально он не ликвидирован до сих пор), и созданную в декабре 2018 года Православную церковь Украины (ПЦУ). Из опрошенных, определяющих себя как православные, 7,7% отнесли себя к Киевскому патриархату (год назад таких было 28,7%), а 13,2% — ПЦУ. Несложно заметить, что «потерялись» 7,8% — разница между прошлогодним результатом Киевского патриархата и суммарным результатом Киевского патриархата и ПЦУ в этом году.

Раскольники раскольников. Концепцию УПЦ КП вместе с Филаретом множат на ноль
Раскольники раскольников. Концепцию УПЦ КП вместе с Филаретом множат на ноль
© пресс-служба президента Украины | Перейти в фотобанк

Судя по всему, эти люди пополнили число «просто православных», число которых с прошлого года выросло на 6,9% (с 23,4% до 30,3%), и тех, кто затруднился с ответом по церковной идентификации, а таких стало больше на 1,2% (с 1,9% до 3,1%).

Как видим, процесс создания ПЦУ прошел не очень гладко даже в отношении легшего в ее основу Киевского патриархата. Понятно, что в каком-то проценте случаев респонденты просто путают существовавшую ранее и созданную затем Церкви, но в целом нельзя не заметить, что отождествляющие себя с Киевским патриархатом склонны поддерживать Филарета в его попытке возродить свою Церковь, ранее вошедшую в ПЦУ.

Эти действия Филарета сочли «правильными и поддерживают» 37,8% из числа относящих себя к Киевскому патриархату (среди относящих себя к ПЦУ — 14,3%), тогда как сочли «тем, что патриарх просто борется за власть, вредит Церкви и осуждают его за это» 52,8% отнесших себя в ходе опроса к ПЦУ (среди отнесших к Киевскому патриархату — 21,8%).

Так что амбиции Филарета в настоящий момент не так уж беспочвенны, среди верующих у него есть своя группа поддержки, лишь вдвое меньшая в целом по стране, нежели у ПЦУ. Другое дело, как я уже говорил, на фоне волны признания ПЦУ в мире момент для борьбы с Епифанием сейчас выглядит крайне неудачным.

Римо-католиков становится больше

Интересным трендом стал рост тех, кто отнёс себя при опросе к римо-католикам. Если на западе их число за год осталось постоянным (1,6%), то на востоке и юге выросло, хотя и в пределах арифметической погрешности (с 0,0% до 0,08%), а в центре — гораздо заметнее (с 0,8% до 2,6%). Стоит отметить, что в центре страны и ранее фиксировались заметные цифры присутствия римо-католиков — 1,5% в 2014-м и 1,9% в 2016-м — но сейчас эта цифра максимальная за двадцать лет исследуемого Центром Разумкова периода.

Опять-таки, это началось не вчера, хотя результаты проявились лишь сейчас. Еще в 2015 году директор Религиозно-информационной службы Украины (РИСУ) Тарас Антошевский рассказывал автору этой статьи, что «за последние годы… в центре или на востоке Украины… больше становится римо-католиков». В частности, он указывал тогда на активность римо-католиков в историческом регионе Подолья, который Центром Разумкова включается в центр страны.

Число греко-католиков в центре страны, кстати, за год тоже заметно выросло (с 0,4% до 2,5%), притом, что на западе уменьшилось (с 39,7% до 35,8%). Сложно сказать, идет ли тут речь о миграции населения внутри Украины, или все же с запада страны люди уезжают на работу в Польшу и другие страны Европы, а в центре идут иные социальные процессы.