Подавая первый вариант бюджета в парламент, новое правительство фактически воспользовалось наработками предшественников, за что подверглось жесткой критике со стороны депутатов. Министры пообещали ко второму чтению все исправить. К проекту бюджета на следующий год подали более 2 тыс. правок, бюджетный комитет Рады предложил парламентариям учесть полностью или частично лишь 772 предложения, а 1404 отклонить.

Кардинальных изменений не произошло

Как заявил премьер-министр Алексей Гончарук, доработанный проект государственного бюджета на 2020 год не предусматривает повышения налогов.

При подготовке законопроекта ко второму чтению правительство увеличило расходы госбюджета на 15 млрд грн — до 1,195 трлн грн (3,1 трлн руб.).

Как уточнила во время презентации министр финансов Оксана Маркарова, план доходов по специальному фонду увеличен на 3 млрд грн (7,78 млрд руб.) в надежде на принятие закона об игорном бизнесе. План доходов общего фонда госбюджета повышен на 10 млрд грн (25,94 млрд руб.) за счет увеличения дивидендов от госкомпаний, небольшого увеличения ожидаемых поступлений налога на прибыль и от аренды госимущества.

По словам Маркаровой, дополнительные 15 млрд грн расходов распределены преимущественно на зарплаты учителей и опорные школы, программу поддержки лекарствами и лечения за границей, развитие культуры и туризма, соцпрограммы на сумму более 1 млрд грн, на программу развития аэропортов и строительства мостов.

Расходная часть также изменилась. Запланированная сумма расходов выросла с 1,112 трлн грн (2,88 трлн руб.) до 1,180 трлн грн (3,06 трлн руб.).

Также изменились показатели госбюджета по отношению к ВВП. Доходы госбюджета к ВВП уменьшились с 26% до 24,2%, дефицит к ВВП уменьшился с 2,28% до 2,09%. Соотношение доли государственного долга к ВВП уменьшилось с 62%, запланированных ранее, до 52,4%. «Основное для нас в этом бюджете — это заложить необходимые ресурсы на развитие страны, но мы видим, что развития не будет, если человек не будет обеспечен самым необходимым», — сказал Гончарук во время презентации проекта госбюджета. В частности, по его словам, на пенсии правительство выделило 173 млрд грн (448,8 млрд руб.). Кабмин намерен повысить пенсии одиноким пенсионерам, на выплату такой надбавки в бюджете предусмотрено 806 млн грн (2,09 млрд руб.).

Кроме того, 48 млрд грн (124,5 млрд руб.) выделено на субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг. Это меньше, чем в этом году, хотя реальные потребности эксперты оценивают в 70 млрд грн (182 млрд руб.).

Законопроект предусматривает выделение 293 млрд грн (760 млрд руб.) на сферу соцобеспечения, а на медицину 113,3 млрд грн (293,9 млрд руб.).

Госбюджет Украины – 2020: Деньги уйдут на долги и армию
Госбюджет Украины – 2020: Деньги уйдут на долги и армию
© пресс-служба НБУ

Бюджет безопасности без развития

Премьер назвал подготовленный правительством законопроект «бюджетом развития и безопасности людей». «Бюджет 2020 не наращивает долги, а уменьшает их количество: доходная часть не раздута из-за увеличения налогов, мы их не повышаем, сокращаем расходы на чиновничий аппарат на 10%… Мы стремимся построить эффективную систему борьбы с бедностью! Мы гарантируем социальную поддержку всем, кто в ней нуждается. Мы заложили достаточно средств на субсидии и пенсии с учетом индексации. Более того, мы увеличиваем ежемесячные выплаты каждому пенсионеру старше 80 лет на 670 грн (1,7 тыс. руб. — Ред.)», — написал премьер на своей странице в Facebook.

Тем не менее, прожиточный минимум для трудоспособных лиц, прописанный в проекте госбюджета, будет повышаться в три этапа и с 1 декабря следующего года составит 2270 грн (5,9 тыс. руб.) в месяц. В законопроекте также предлагается установить с 1 января 2020 года минимальную заработную плату в размере 4723 грн в месяц (12,252 тыс. руб.). Сейчас прожиточный минимум для трудоспособных украинцев составляет 2007 грн (5,2 тыс. руб.), минимальная зарплата — 4173 грн (10,825 тыс. руб.).

По признанию премьера, проект бюджета на 2020 год для безопасности и обороны станет крупнейшим за время независимости Украины. Выделяется 5,45% от прогнозируемого ВВП — это 245,8 млрд грн (637,65 млрд руб.), из которых 136 млрд грн (352,81 млрд руб.) на оборону. Что касается МВД, то на следующий год предусмотрено увеличение финансирования безопасности на 11,8%. Общий бюджет — 93 млрд грн (241,26 млрд руб.). Часть пойдет на поощрение кадров в Министерство внутренних дел. Будут повышены зарплаты для сотрудников: Нацполиции на — 10%, Государственной пограничной службы — на 15%, Госслужбы чрезвычайных ситуаций — на 14%, Государственной миграционной службы — на 6%.

Ко второму чтению в проекте снова появилась субвенция на социально-экономическое развитие регионов в размере 2 млрд гривен (5,19 млрд грн). Гончарук отметил, что возвращение в проект бюджета на 2020 год субвенций на социально-экономическое развитие является "нормальным компромиссом" между правительством и парламентом.

Бюджет консервации бедности

Экономический аналитик Виктор Скаршевский отмечает, что его прогноз подтвердился, проект госбюджета не претерпел никаких радикальных изменений ко второму чтению. «Если брать общие показатели, бюджет «радикально» изменился на 1% — чуть увеличили доходы и расходы. Как я и прогнозировал, курс гривны к доллару пересмотрели с 28,2 грн до 27 грн. И из-за этого пришлось уменьшать доходы от НДС на импорт — их сократили на 7,4 млрд грн (19,2 млрд руб. — Ред.). Таким образом, пересмотр макропрогноза привел не к увеличению доходной части бюджета, как многие думали, а к снижению. И здесь не особо помогает, что был пересмотрен прогноз роста ВВП с 3,3% до 3,7%. Этот эффект меньше влияет на увеличение доходов бюджета, чем укрепленная гривна — на уменьшение доходов.

Но еще правительство ввело новою доходную статью — от легализации игорного бизнеса, хотя соответствующий закон еще не принят. Они поделили шкуру неубитого медведя и даже расписали, куда потратят поступления, превышающие 3 млрд гривен. Также они увеличили по сравнению с первым чтением поступления от дивидендов и части прибыли от государственных предприятий. Правительство также уменьшило сумму погашения и обслуживания государственного долга, опять же из-за укрепления гривны», — сказал Скаршевский в комментарии Украина.ру.

Скаршевский рассказал об ускоряющейся деиндустриализации Украины
Скаршевский рассказал об ускоряющейся деиндустриализации Украины
© Facebook, Виктор Скаршевский | Перейти в фотобанк

Эксперт отметил еще одно изменение в проекте госбюджета, которое эксперт назвал политическим.

«На первом чтении было предусмотрено 9,5 млрд грн (24,64 млрд руб. — Ред.) на Государственный фонд регионального развития. Сейчас эту сумму разбили на две части и оставили 7,5 млрд на ГФРР, а 2 млрд предусмотрели для депутатов — на субвенцию на социально-экономическое развитие отдельных территорий. Традиция продолжается: точно так же, как и в прошлом году, к первому чтению не было этой субвенции, а ко второму она появилась. Правда, в прошлом году записали 4,7 млрд грн (12,19 млрд руб. — Ред.), а в этом только два.

Кстати, я и прогнозировал, что бюджет изменится очень незначительно и называл сумму в 15 млрд гривен, хотя депутаты своих «хотелок» подали на 2 трлн гривен (5,19 трлн руб. — Ред.). Я делал прогноз по аналогии с прошлым годом, когда депутаты также подали больше 2,1 тыс. поправок на 2 трлн гривен, а Кабмин Гройсмана учел правок всего на 17 млрд грн (44,1 млрд руб. — Ред.). Сейчас совершенно другое правительство, совершенно другие депутаты — на 80% новые, а все то же самое», — сказал Скаршевский.

Аналитик обратил внимание, что заявление премьера о том, что правительство берет в долг меньше, чем отдает, тем самым уменьшая госдолг, не соответствует действительности.

«Когда премьер-министр и министр финансов говорят об уменьшении государственного долга, они имеют в виду процент ВВП, а не абсолютные цифры. В долларовом выражении по среднегодовому курсу в следующем году планируют сделать внутренних и внешних долгов на $12,7 млрд, а погасить — на $10,4 млрд. То есть государственный долг в долларовом выражении вырастет на $2,3 млрд. При этом внешний долг уменьшится на $300 млн, а внутренний увеличится на $2,6 млрд», — пояснил Виктор Скаршевский.

Госбюджет Украины на 2020 год. Доходы за счет пирамиды
Госбюджет Украины на 2020 год. Доходы за счет пирамиды
© Facebook, Верховна Рада України | Перейти в фотобанк

Как отметил эксперт, в бюджете не предусмотрено средств на функционирование экспортно-кредитного агентства, а также отсутствует программа для фермеров на закупку сельхозтехники отечественного производства.

«Правительство назвало свой бюджет бюджетом развития, как и три предыдущих бюджета правительства Гройсмана, но развития я здесь совершенно не вижу. В прошлом хоть какие-то копейки выделялись на экспортно-кредитное агентство, была небольшая программа для поддержки фермеров на покупку украинской сельхозтехники, а в этом бюджете нет даже этого.

Правительство заявляет о какой-то большой приватизации, а планируют всего 6 млрд гривен (15,57 млрд руб. — Ред.) от малой и 6 млрд грн — от большой приватизации. Это сверхмало для большой приватизации: 5-6 млрд — это одно «Центроэнерго» (во всяком случае до прихода нынешней власти это предприятие так оценивалось). Ничего не предусмотрено в госбюджете и от продажи государственных земель сельхозназначения».

По мнению экономиста, несмотря на то что люди в правительстве и в парламенте меняются, бюджетный процесс продолжает жить своей жизнью.

Скаршевский об инвестиционном форуме в Мариуполе: красивая форма, но без содержания
Скаршевский об инвестиционном форуме в Мариуполе: красивая форма, но без содержания
© president.gov.ua | Перейти в фотобанк

«При такой сырьевой экономике, когда правительство плывет по течению, и это течение называется «всё во имя МВФ», другого бюджета по определению быть и не может. Таким бюджетом строится очень эффективная система консервации, цементирования бедности. Мало того что социальные выплаты мизерные, ничего не делается для того, чтобы запустить экономику. Есть только мантры: «Нам нужен экономический рост, на базе экономического роста все будет хорошо». Но когда ты произносишь такую фразу, скажи, за счет чего будет этот экономический рост. Это же не за счет разовой приватизации или продажи земли, либерализации и дерегуляции.

Нужна активная политика правительства в создании тех же рабочих мест. Во-первых, нужна поддержка экспорта. Мы бедная страна с очень маленьким внутренним рынком, поэтому за счет внутреннего рынка мы не рванем. Если хотим в самом деле сделать толчок и рывок, это только лишь с ориентацией на экспорт. Только не металл, руду и зерно — это путь в никуда и та же консервация бедности, консервация негативной структуры экономики. А там уже нужно думать, применять инструментарий — экспортно-кредитное агентство, индустриальные парки, предоставление бесплатной инфраструктуры для строительства новых предприятий. Нужно проводить активную политику продвижения на новые экспортные рынки. Под это уже подтягивается внутренний рынок — растут зарплаты, создаются новые рабочие места.

Госбюджет-2020 — это бюджет бедной аграрной сырьевой страны, не побоюсь этого слова, колониального типа», — заключил Виктор Скаршевский.