Провал голосования в Верховной Раде
В пояснительной записке к проекту постановления было указано, что 2 мая 2014 года в Одессе состоялись массовые мероприятия, переросшие в массовые беспорядки, в ходе которых погибли люди.
«С учетом крайне тяжелых последствий, повлекших события 2 мая 2014 года в городе Одессе, и для предупреждения подобного в будущем, обстоятельства трагедии требуют полного и всестороннего расследования со стороны Верховной Рады Украины», — говорилось в документе.
Главой комиссии предполагалось назначить одесского нардепа от «Оппозиционной платформы — За жизнь» Николая Скорика.
Проект постановления № 2198 «О создании временной следственной комиссии Верховной Рады Украины по вопросам расследования фактов массовых беспорядков в Одессе, произошедших 2 мая 2014 года и повлёкших тяжкие последствия, а также ненадлежащего исполнения правоохранительными органами своих обязанностей в части обеспечения охраны правопорядка» поддержали лишь 79 народных депутатов. Еще 73 проголосовали против и не голосовали, а 164 парламентария воздержались.
Как шло расследование и суд по делу 2 мая
Отметим, что следствие по делу 2 мая нормально не велось за последние годы. Генеральная прокуратура во главе с Юрием Луценко сделала всё, чтобы похоронить расследование и замести следы. «Виновными» заранее были назначены задержанные на Греческой площади 20 представителей Куликова поля. Судебное дело против них представляло собой бег по кругу длиной в 3,5 года. С сентября 2014 г. несколько раз обвинительный акт возвращался в прокуратуру ввиду недоработки. Четыре раза дело рассматривалось с самого начала из-за самоотвода судей.
Представители прокуратуры всячески затягивали дело, либо не являясь в суд, либо являясь «недостаточно подготовленными». Однако это не мешало систематически продлевать арест тем, кто был за решеткой. Кроме того, все это сопровождалось периодическими беспорядками, которые устраивали представители националистических организаций: нападениями на судей, адвокатов, обвиняемых и их родственников. Из-за этого большое количество заседаний было сорвано, а обвиняемых, находившихся за решеткой, не выпускали даже после решений об изменении меры пресечения.
В итоге 15 мая 2017 года рассмотрение дела перенесли в Черноморск (бывший Ильичевск) Одесской области. Там коллегия в составе судей Семёнова, Журавель и Вергопуло завершила рассмотрение всего лишь за 3,5 месяца, вынеся оправдательный вердикт 18 сентября 2017 года. Все аргументы обвинения были грамотно разбиты адвокатами подсудимых. Судьи во многом согласились с доводами защиты, признав недостоверными показания ключевого свидетеля обвинения, перечислили все недостатки следствия, сочтя его необъективным и предвзятым.
«Нет ни одного доказательства, подтверждающего обвинение. Более того, обвинение даже не пыталось доказать вину. Суд считает доказанным факт массовых беспорядков в результате столкновения между «сторонниками федерализации и единства Украины». Что же до обстоятельств, при которых «куликовцы» попали в торговый центр «Афина», то суд считает, что они спрятались там от расправы со стороны «евромайдановцев». В данной части обвинение выглядит сомнительно», — говорилось в решении суда.
Ко времени окончательного объявления вердикта за решеткой находились 5 человек (остальным изменили меру пресечения на домашний арест), включая лидера «Одесской дружины» Сергея Долженкова, которого действующая на тот момент власть пыталась представить как главного организатора беспорядков. Несмотря на оправдательный приговор, Долженкова и гражданина РФ Евгения Мефедова, который, кстати, на Греческой вовсе не присутствовал, чудом выжив в Доме профсоюзов, держали за решеткой еще почти 2 года. Им предъявили новое обвинение — «Действия, направленные на насильственное изменение или свержение конституционного строя» и «Посягательство на территориальную целостность и независимость Украины» (ст. 109 и 110 УК Украины). Основанием для этого послужило их участие в автопробеге в Николаеве, где СБУ и прокуратура «вдруг» обнаружили «сепаратистские призывы». Впрочем, и это дело развалилось — с 19 августа Долженков и Мефедов находятся на свободе, а последний после обмена, имевшего место 7 сентября, и вовсе находится на территории РФ вне досягаемости украинских властей.
В свою очередь, настоящие убийцы, такие как стрелок-«майдановец» с Греческой площади Сергей Ходияк, благополучно избежали ответственности за свои преступления и по сей день разгуливают на свободе. Хотя в Одессе имеются и видео-, и фотоматериалы, а также свидетели его преступлений.
Уголовное дело против Парубия висит мертвым грузом
27 августа появилась определенная надежда, что новая власть захочет попытаться найти реальных виновников трагедии: ГБР Украины открыло уголовное дело против бывшего спикера Верховной Рады Андрея Парубия по заявлению юриста Андрея Портнова.
«Парубий А.В. в 2014 году, занимая должность секретаря СНБО, с целью организации массовых беспорядков организовал создание подконтрольных ему гражданских группировок, которые действовали на территории Одесской области, которые, действуя по указанию последнего, учиняли массовые беспорядки, которые сопровождались насилием над лицами, сопротивлением представителям власти с применением оружия и других предметов, которые использовались как оружие и повлекли тяжелые последствия», — говорится в материалах уголовного производства.
В подозрении подчеркивается, что подконтрольные Парубию группировки действовали в нарушение законодательно установленных правил оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Их прямо обвинили в совершении теракта 2 мая 2014 года.
Сам Портнов настаивает, что Парубий должен оказаться на скамье подсудимых по трем статьям Уголовного кодекса — ч. 2 ст. 294 (организация массовых беспорядков, причинивших гибель людей), ч. 2 ст. 258 (осуществление террористического акта — применение оружия, взрывов и поджогов для запугивания населения, политических и иных целей), а также ст. 263 (незаконное ношение, хранение, приобретение и передача огнестрельного оружия без специального разрешения).
В рамках ходатайства Портнов считает необходимым изъятие личного дела Парубия и снятие копий со всех его решений в период, когда спустя полгода после событий Евромайдана политик занимал кресло секретаря СНБО, получение информации о его командировочных листах и переписки с парламентской следственной комиссией, которая в 2014 году изучала обстоятельства массовой гибели людей в Одессе.
Кроме того, по мнению Портнова, целесообразно установить всех лиц, с которыми контактировал Парубий — участников «майдановского» движения, в частности, наличие разрешения на ношение оружия у бывшего советника главы одесской полиции Руслана Форостяка, руководителя общественной организации «Совет общественной безопасности» Марка Гордиенко и других участников событий.
Юрист предлагает получить санкции на все телефонные коммуникации между Парубием и руководителем подконтрольных ему организаций, а также силовиков, с которыми проводились служебные совещания в период до 2 мая. В интересах следствия изъятие протоколов оперативных совещаний в Одесской области за два месяца, предшествующих трагедии: это поможет выяснить, какие команды и от кого получал начальник одесской милиции Петр Луцюк.
Особенно Портнова интересует, разрабатывался и вводился ли в Южной Пальмире план «Антитеррор», какие директивы исходили от оперативного штаба региона об обеспечении защиты от угроз нацбезопасности, а также пояснения правоохранителей после трагедии. Портнов акцентирует внимание, что завесу тайны над событиями 2 мая может приоткрыть протокол совещания от 2 мая 2014 с участием тогдашнего замглавы ГПУ Николая Банчука.
Помимо вышеперечисленного, Портнов акцентировал внимание на необходимости идентификации лиц, которые размещались на момент трагических событий в одесских санаториях и базах отдыха.
За три дня до трагических событий, 29 апреля 2014 года, Парубий приехал в Одессу для «проведения заседания оперативного штаба об обеспечении слаженных мероприятий оперативного реагирования на вызовы и угрозы национальной безопасности». Кроме того, он контактировал с представителями Майдана, осмотрев блокпосты, подарив им бронежилеты и оказав немалую поддержку, что они подтверждали в своих интервью впоследствии.
На роль Парубия в организации одесской бойни указывал один из грузинских снайперов Цезари Баджалидзе. Во второй части фильма «Площадь разбитых надежд», вышедшей в Израиле в прошлом году, Баджалидзе утверждает, что по договоренности с Парубием он вошел в группу наемников, которые устроили побоище и пожар в Доме профсоюзов в Одессе 2 мая 2014 г. По его словам, Парубий формировал группы активистов для подавления сепаратистских мероприятий в разных в регионах Украины. Перед прибытием в город им ставилась задача — ликвидировать лагерь противников Майдана на Куликовом поле.
Впрочем, само по себе уголовное производство не сдвинуло ситуацию с мертвой точки, поскольку активность правоохранителей за последние 2 месяца наблюдалась нулевая. Следствие никак не продвинулось и ни одному человеку не было объявлено подозрение, хотя данный шаг в отношении Парубия был бы логичным.
«Слуга народа» наплевала на Одессу
Однако, как оказалось, новая власть обнаруживает полное безразличие к этому важному для Одессы и Украины вопросу — кто виноват в массовых смертях и кто организовал трагедию. Президент Зеленский попросту предпочитает не замечать эти жуткие события, а из «Слуги народа» желание в этом разобраться изъявили 32 нардепа (поддержавшие постановление).
Экс-министр юстиции Украины Елена Лукаш назвала отказ парламентариев фракции «Слуга народа» создать комиссию по трагедии в Одессе политическим укрывательством виновных в массовой казни людей.
«Зеленский в годовщину трагедии слов соболезнования не нашёл. Сегодня монобольшинство в Раде побоялось создать комиссию по этому вопросу. Я считаю это политическим соучастием, политическим укрывательством виновных в массовой казни людей. Они одной крови», — написала Лукаш в Facebook.
Нежелание правящей партии расследовать трагические события раскритиковал председатель политсовета «Оппозиционной платформы — За жизнь» Виктор Медведчук.
«Одесситы, как, впрочем, и нормальные люди по всей Украине ждут ответа: кто в этом виноват? Кто это организовал? И кто, самое главное, должен и понесет в будущем ответственность, уголовную ответственность за эти страшные преступления против представителей украинского народа… Хочу напомнить, что партия «Слуга народа» тоже заняла первое место в городе Одессе и Одесской области. Вот сегодня одесситы должны видеть, как представители этой партии относятся к тому, чтобы расследовать то, что не смогли сделать все правоохранительные органы, которые якобы пытались проводить расследование, но это все было на бумаге, это все было без политической воли, которая бы была направлена для того, чтобы убийцы наших людей были установлены и привлечены к ответственности. Сегодня это очередная политическая демонстрация того, как относится правящая политическая сила, монобольшинство, и как в целом относится власть, которая палец о палец не ударила для того, чтобы завершить эту плеяду расследований и привлечь виновных к ответственности. Кроме таких оценок как возмущение, я думаю, здесь очень сложно придумать какие-либо другие слова, которые бы могли охарактеризовать то, что произошло в Верховной Раде во время голосования за создание следственной комиссии», — сказал Медведчук эфире телеканала NEWSONE
Возмутился таким решением парламента народный депутат от фракции «Оппозиционная платформа — За жизнь» Олег Волошин.
«Правящее большинство позорно провалило голосование за создание следственной комиссии по Одесской трагедии 2 мая и тем самым взяло под защиту убийц из прошлой власти. Только 32 их депутатам во главе с Макс Бужанский хватило смелости и ответственности поддержать нашу инициативу положить конец безнаказанности убийц. И после этого они удивляются, что это оборзевшие неонацисты угрожают президенту. Слуги сами себя хоронят», — считает Волошин.