Общаясь с журналистами 10 октября, президент Украины Владимир Зеленский не только отвечал на их вопросы, но и ставил задачу перед украинским обществом.

«Я всегда говорил, что считаю очень странным, что поезда у нас [в Россию] ходят, а самолеты не летают <…> Конечно же нам это невыгодно. Но наши люди должны этого хотеть. Это важно», — ответил он на вопрос одной из журналисток.

Партия Медведчука просит поддержать петицию о возобновлении авиасообщения с РФ
Партия Медведчука просит поддержать петицию о возобновлении авиасообщения с РФ
© РИА Новости, Нина Зотина | Перейти в фотобанк

Вопрос о возобновлении авиасообщения с Россией уже поднимался представителями новой власти, правда, в несколько ином ключе.

В июле этого года глава «Росавиации» Александр Нерадько заявил, что Россия готова к переговорам по восстановлению авиасообщения. Однако позже — в конце сентября — новый министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий заявил, что для этого нужно иметь суицидальный настрой, а восстановление авиасообщения с РФ несет риски для Украины. В ответ в Совете Федерации заметили, что от запрета в первую очередь страдают сами украинцы.

И вот президент Украины выступил фактически против профильного министра в деле восстановления авиасообщения.

Это снова заставило всех говорить о том, что авиасообщение между странами может быть восстановлено.

Шкурный интерес одного олигарха и недвусмысленный намек

Не прошло и месяца после победы Зеленского во втором туре президентских выборов на Украине, как крупнейший украинский авиаперевозчик — авиакомпания «Международные авиалинии Украины» (МАУ) — заявила: то, что небо над Россией закрыто для украинских самолетов, ненормально.

«Это очень политический вопрос. Согласитесь, все выглядит достаточно странно: авиация не летает, но при этом границу беспрепятственно пересекают поезда и автомобильный транспорт. Если мы признаем и констатируем конфликт как такой, что вообще неуместно говорить о поездках, тогда никто не должен работать. И та ситуация, которая сложилась сейчас <…>, не является нормальной. Очень надеюсь, что она будет каким-то образом разрешена», — отметил в интервью украинскому изданию Avianews занимавший тогда пост президента компании Юрий Мирошников.

В России готовы к переговорам с Украиной по возобновлению авиасообщения
В России готовы к переговорам с Украиной по возобновлению авиасообщения
© РИА Новости, Александр Полегенько | Перейти в фотобанк

Он пожаловался на то, что убытки компании из-за облета российской территории многократно выросли с $6 млн в 2015 году. При этом точный размер убытков он назвать оказался.

«Эта закрытая коммерческая информация, но с того момента МАУ продолжала развивать полеты на восток, начала выполнять полеты на более тяжелых самолетах, с того момента стоимость топлива значительно выросла. Поэтому, к сожалению, эти цифры не уменьшились, а возросли многократно», — отметил он.

При этом из-за закрытия российского авиапространства МАУ в конечном итоге вынуждены были отказаться от такого своего восточного направления, как Киев — Астана.

Как пояснил Мирошников, затраты, которые несла его компания из-за облета России, в полтора раза превышали затраты ее конкурента — компании Air Astana.

Вопрос убытков компании был для Мирошникова и личным. Он пятнадцать лет был президентом МАУ, а до этого десять лет — вице-президентом и первым вице-президентом. Но в итоге из-за непростого финансового положения компании он вынужден был уйти.

«Мирошников 15 лет является президентом компании. С точки зрения и самой компании и с точки зрения президента, это уже очень большой срок. Нужны новые взгляды, новые люди, новые лица», — сообщил 9 сентября в комментарии агентству «Интерфакс-Украина» совладелец и председатель наблюдательного совета МАУ Арон Майберг.

Контракт Мирошникова истек12 сентября. Спустя шесть дней — 18 сентября вступил в силу контракт с его преемником — заместителем гендиректора международного аэропорта «Борисполь» Евгением Дыхне.

Новый директор тоже заявил: запрет на полеты над и в Россию наносит компании убытки.

«Момент максимального роста МАУ совпал с самым трудным периодом в жизни Украины. К проблеме падения платежеспособности подключился фактор невозможности полетов в Россию и транзита над этой страной. На сегодня, если рассмотреть географию полетов МАУ как часы с циферблатом из 12 точек, то авиакомпания не летает с 11 до 15. А на участке с 15 до 17 имеет абсолютно невыгодные условия полетов, не конкурентные со всеми остальными авиакомпаниями, которые летают на этих маршрутах. Это приводит к дополнительным затратам на топливо из-за облета Крыма, частей Донецкой и Луганской областей, а также России. Кроме того, это невыгодные для пассажиров условия выбора — не каждый пассажир готов лететь с МАУ на час или полтора дольше, чем с другой авиакомпанией на аналогичном маршруте», — заявил Дыхне в интервью изданию «Дело» практически в тот же день, когда Криклий рассказывал о невозможности восстановления авиасообщения с Россией.

Блокаду Донбасса могут снять. Авиасообщение с РФ не восстановят — Кнырик
Блокаду Донбасса могут снять. Авиасообщение с РФ не восстановят — Кнырик
© РИА Новости, Владимир Трефилов

В общем, в крупнейшей авиакомпании Украины недвусмысленно дали понять: небо с Россией нужно открывать.

Однако в деле с МАУ важно не столько то, кто возглавляет компанию, а то, кто является ее конечным бенефециаром. А это, по словам Майберга, не кто иной, как украинский олигарх Игорь Коломойский. Тот самый, с которым 10 сентября встречался Зеленский. Нынешний глава Офиса президента — Андрей Богдан — бывший юрист этого олигарха.

Возможно, желая избежать обвинений в игре на руку компании Коломойского Зеленский во время своего пресс-марафона, говоря о восстановлении авиасообщения с РФ, завуалировано упомянул МАУ.

«У нас, кстати, из-за этого банкротятся авиакомпании. У нас дотационными являются в принципе авиарейсы, и, честно говоря, мы можем спокойно национализировать нашу крупную авиакомпанию. И я знаю, что собственники будут только счастливы, чтобы не платить по долгам. Но мы пока им такое счастье не предоставим», — подчеркнул Зеленский.

Тем самым он намекнул и на ситуацию с другим проблемным вопросом Коломойского и новой власти — национализацией «ПриватБанка».

Зеленский недвусмысленно дал понять, на чьей стороне поля находится мяч. И, как бы это пафосно ни звучало, это сторона поля украинского народа.

Две недели, которые могут все изменить

Отвечая на вопрос о восстановлении авиасообщения с РФ, Зеленский фактически умыл руки, заявив, что этого должны «хотеть люди».

Дело в том, что на сайте президента Украины зарегистрирована соответствующая петиция. Сейчас она восьмая по популярности. В первой же половине сентября она была седьмой по популярности. 12 сентября ее поддержало 5013 человек. На момент написания статьи 11 октября количество поддержавших петицию составляет 5450 человек. Таким образом, за целый месяц количество сторонников возобновления авиасообщения с Россией выросло всего на 437 человек. И это при том, что петиция была обнародована 25 июля.

Ключи от неба: пойдёт ли Зеленский на возобновление авиасообщения с Россией
Ключи от неба: пойдёт ли Зеленский на возобновление авиасообщения с Россией
© РИА Новости, Максим Блинов | Перейти в фотобанк

«Из-за отмены авиасообщения страдают в основном украинцы, которые не могут видеться с семьей», — писал ее автор Виктор Темченко.

Судя по всему, несмотря на то, что в России работают миллионы украинцев, они либо не знают о петиции, либо не верят в ее действенность. Именно этим можно объяснить ее низкую популярность. Для сравнения — зарегистрированная 7 октября петиция о переносе Офиса президента Украины в поселок Золотое у линии разграничения за считанные дни набрала 12 453 голоса — почти половину из 25 тысяч голосов, необходимых для ее рассмотрения президентом.

Однако 10 октября Зеленский сам сослался на волю народа. И вот у этого самого народа осталось всего 15 дней, чтобы поддержать петицию о восстановлении авиасообщения с РФ. Для этого нужно набрать чуть меньше 20 тыс. голосов украинцев. Теперь слово за ними. Если они справятся за две недели, Зеленскому сложнее будет ответить, отчего авиасообщение с Россией так и не восстановлено. В противном случае он всегда может сослаться на отсутствие народной поддержки в этом вопросе.