Тогда, летом-осенью 2014-го не было более популярной темы в российских и украинских экономических кругах, чем будущее полуострова, выбравшего возвращение в родную гавань. Из Киева, разумеется, звучали совершенно пессимистические предсказания. И прогнозами власть Украины не ограничилась — севастопольцам по сей день памятны недели так называемого блэкаута — массового отключения Украиной городов и сел Крыма от своей энергосистемы. В любой севастопольской квартире до сих пор можно увидеть на видном месте фонарик или свечи, как напоминание о том времени. 

Планы поразили город, Украина — тоже

Путь домой: Пять лет назад Севастополь ответил «Правому сектору»*
Путь домой: Пять лет назад Севастополь ответил «Правому сектору»*
© РИА Новости, Василий Батанов | Перейти в фотобанк
Что узнали тогда севастопольцы о планах Москвы на развитие города федерального значения? По федеральной целевой программе социально-экономического развития Крыма и Севастополя до 2020 года город должен был получить 35 миллиардов рублей на первоочередные нужды: создание независимой системы энерго- и водоснабжения, строительство и ремонт дорог, портовых объектов, больниц и индустриального парка, реконструкцию аэропорта «Бельбек» и Севастопольского госуниверситета.

Украинский «блэкаут» заставил ускорить работы по электроснабжению. Как мы все помним, на полуостров из Кубани был проложен временный энергомост, что помогло выжить всему Крыму. Той же осенью начали строить Балаклавскую ТЭЦ в долине на окраине Севастополя. Она начала работать в прошлом году.

Вторая проблема, водная, обошла Севастополь стороной — вторая очередь Чернореченского водохранилища, построенная ранее, давала такую возможность. А вот остальному Крыму пришлось поднапрячься после того, как Украина перегородила со своей стороны дамбой Северо-Крымский канал, перекрыв крымчанам днепровскую воду. Но и эту трудность одолели.

Начали с капремонта

Очень важно было произвести ряд первостепенных мероприятий бытового характера. Севастополь, как и весь Крым, вернулся в Россию с весьма запущенным, аварийным жилым фондом. Да, в 2005-2012 годах в Севастополе активны были и местные, и украинские застройщики, но новые дома составляют лишь небольшой процент жилищного фонда. В целом же старую «вторичку» надо было срочно ремонтировать.

Севастополь: Три цвета времени Корниловской набережной. Фоторепортаж
Севастополь: Три цвета времени Корниловской набережной. Фоторепортаж
© Олег Измайлов
Уже к весне 2016 года были отремонтированы или заменены на новые до 30% крыш домов, начались ремонтные работы на городских улицах и придомовых территориях. Так, в городе-герое заработала программа капитального ремонта многоквартирных домов. С 2015 года уже отремонтировано более 850 домов: фасады, кровли, внутренние сети. Директор департамента городского хозяйства Севастополя Михаил Тарасов утверждает, что город сегодня занимает 12-е место в списке из 85 субъектов в рейтинге исполнения программы.

Специфика севастопольского центра — узкие улицы, одностороннее движение — заставляла часть работ производить ночью. С марта по октябрь 2016 года на центральных Большой Морской, Ленина, Гоголя, проспекте Нахимова можно было круглосуточно видеть дорожную технику.

Город-герой прихорашивается

В 2017 и 2018 годах почти полумиллионный Севастополь успешно решал проблему, которой, казалось, не было для него сложней — благоустройство придомовых территорий. На Украине вообще только в трех городах — Киеве, Донецке и Харькове — занимались этим вопросом серьезно. Дворы в Севастополе, как и в любом другом крымском городе, производили в массе своей удручающее впечатление. Сегодня облагороженных территорий в городе больше сотни. Реконструированы 4 парка и сквера.

Кача: родина отечественной авиации готовится к всероссийскому паломничеству
Кача: родина отечественной авиации готовится к всероссийскому паломничеству
© Олег Измайлов
В нынешнем году продолжились, начатые в позапрошлом, масштабные работы по реконструкции поселка Кача, что отделен от центра города на двадцать с лишним километров. Кача — родина русской авиации, здесь и по сей день стоит один из гарнизонов морской авиации Черноморского флота. Очень важно было облагородить этот населенный пункт. Подходит к концу коренная реконструкция двух скверов, в следующем году примутся за самый большой — Парк героев. Хотелось бы, чтобы повезло с ремонтом и местному Дому офицеров флота, построенному в 1937 году по уникальному «античному» проекту». Он находится, увы, не в лучшем состоянии.

Неясно пока и что будет с самым интересным с исторической и воспитательной точки зрения объектом Качи, ее сердцем — зданием, в котором с 1913 по 1941 год располагалась первая в России школа летчиков-истребителей. Сейчас в нем живут семьи пилотов.

Проблемы истории и история проблем

Надо сказать, что забота о военно-историческом патриотическом и туристическим направлениях в Севастополе проявляется ярко — еще бы, такой богатый материал! Отреставрирован музей-заповедник Херсонес Таврический, в нем поставлены современные технические модули, которые кое у кого вызывают неприятие, но на самом деле служат продвижению в сознании приезжающих россиян идеи всероссийского единства Крыма и материка с древнейших времен. Ведь именно здесь был крещен равноапостольный князь Владимир, креститель Руси.

Херсонес Таврический: самый древний православный город России
Херсонес Таврический: самый древний православный город России
© РИА Новости, Михаил Мокрушин | Перейти в фотобанк
Нельзя сказать, что все идет гладко — реконструкции парка Победы, а особенно Исторического и Мичманского бульваров вызывают у севастопольцев, да и всех неравнодушных к истории россиян справедливые вопросы о причинах задержек и негативных проявлениях в работе фирм, подрядившихся на это. Будем надеяться, что центральные власти разберутся в этих ситуациях.

Как обустроить «понаехавших»

Серьёзным вызовом для города-героя стала демографическая перегрузка, вызванная, как возвращением в Россию и возросшим интересом к Севастополю россиян, так и притоком политических и экономических эмигрантов из Донбасса, Одессы, Харькова, Херсона, Днепропетровска и Киева. Множество деятелей «Русской весны» на Украине вынуждены были покинуть свои города, приехали жить в Севастополь.

По данным городской статистики на начало 2013 года здесь проживало 381,5 тысяч человек, а уже через четыре года по предварительной оценке население Севастополя составило более 430 тысяч человек. Впервые в городе стало жить больше людей, чем к концу СССР, когда пяти тысяч не хватило до 400 000. За прошедшие почти три года населения стало еще больше, как минимум, на 15-20 тысяч человек. Городским властям пришлось ломать голову и над транспортной, и над продуктовой проблемой.

За пятилетку выросли цены в продуктовых магазинах и на рынках, на что крымские журналисты даже пожаловались в минувшем году президенту РФ Владимиру Путину на «прямой линии». Глава государства обещал помочь, договориться с одной из крупных общенациональных торговых сетей зайти в Крым, чтобы урезонить рост цен.

Смотреть надо в будущее

Федеральная программа развития Севастополя, пусть и со сбоями выполняется. Хорошеет Севастополь, набирает мощь Черноморский флот, что требует подумать о будущем, о ресурсах не только финансовых, это в основном здесь забота государства, но и о ресурсах местных — кадрах, науке, возрождению производства, угробленного за 23 года украинского хозяйствования.

Еще после референдума 26 марта 2014 года «народный мэр», известный севастопольский предприниматель Алексей Чалый говорил, рассуждая о том, как обустроить новую севастопольскую жизнь: «Наши конкурентные преимущества — это солнце, море, хорошие бухты. Из этого можно выжать достаточно много экономики, причем в неявном виде — не в виде пляжей и гостиниц с ресторанами.

Оборона Севастополя: город против бюрократии
Оборона Севастополя: город против бюрократии
© РИА Новости, Василий Батанов | Перейти в фотобанк
Севастопольские общественники, предприниматели и по сей день уверены (похоже, центральная власть по многим пунктам с ними согласна), что приоритетными направлениями развития города-героя на ближнюю и среднюю перспективу должны стать обслуживание Черноморского флота, приборостроение, IT-индустрия, производство элитных вин, переработка рыбы, а также культурно-исторический и военный туризм.

Экзамен для российской экономики

За почти тридцать лет, прошедшие с того дня, когда Севастополь достался Украине, многое в нем было сломано и практически уничтожено, как, например, уникальная рыболовецкая флотилия «Атлантика» со своим рыбным портом или Севморзавод. Но остались кадры, рабочие и инженерные династии, работал все эти годы Севастопольский технический университет, можно и нужно начать процесс восстановления того хорошего, что было создано на берегах древней Ахтиарской бухты в советское время.

Естественно, никто не призывает слепо копировать давно отошедшие в область преданий формы деятельности, но построить на старой базе новую индустрию, при которой город, как и встарь, специализировался бы на судостроении и судоремонте, радиоэлектронике и научно-технических разработках, в Севастополе многие были бы не против.

Глядя на то, как российская власть трудно, но успешно проходит здесь экзамен на силу и гибкость своей экономической системы, можно констатировать, что надежды горожан, их стремление построить в короткие сроки для себя и своих детей приличную жизнь, вполне оправданны и базируются на надежном фундаменте.