Среди представленных президентом Украины масштабных проектов есть и «Украинский Голливуд» (именно так значилось на презентации, которую демонстрировали на огромном экране и с которой Зеленский регулярно сверялся).

«Центр кинопроизводства в Киеве, — так описал его Зеленский. — Вы знаете, что вчера мы приняли закон про содействие и помощь кинопроизводству, про рибейты и приглашаем всех убедиться: у нас не хуже, чем в Будапеште или Польше, у нас очень красивая страна».

Если вглядеться в презентацию (видеозапись наилучшего качества опубликована на странице Офиса президента Украины в Facebook), там можно прочесть следующее:

«Эффект. 1) Производство собственного продукта. 2) Более 10 млрд гривен (около 25,8 млрд рублей. — Ред.)  в экономику страны. 3) Кинопроизводство генерирует доходы смежным сферам (отели, рестораны и т.д.).

Реализация: 1) Концессия или частно-государственное партнерство. 2) Привлечение международных инвесторов. 3) Развитие стимулов для киноиндустрии, разработка соответствующего законодательства».

Экспорт революции: как в Гонконге украинское кино смотрели
Экспорт революции: как в Гонконге украинское кино смотрели
© AP, Kin Cheung | Перейти в фотобанк

В субботу Владимир Зеленский сообщил в Facebook: «В течение двух дней было несколько невероятно интересных и важных встреч со звёздами мирового кино. Вчера говорили со сценаристом и продюсером уже культового сериала «Чернобыль» Крейгом Мезином, вечером, во время форума YES имел удовольствие пообщаться с непревзойденной Робин Райт. Сегодня встретился с уроженкой Украины Милой Кунис и актером и продюсером Эштоном Кутчером. Со всеми имели плодотворную беседу о кино, в частности о развитии украинской киноиндустрии, а также о путях привлечения инвестиций в нее, особенно учитывая то, что наша страна сделала первый весомый шаг к внедрению системы rebates. Обращаюсь к представителям мировой кинообщественности. Двери Украины открыты для вас. Мы имеем все для того, чтобы снимать качественное кино — и замечательные локации, и «прокачанных» специалистов, и надлежащую техническую базу. Давайте создавать шедевры вместе!»

Перейдем от заявлений к реалиям украинской киноиндустрии. Последнюю нельзя назвать пропагандистским фантомом, ведь её продукты, такие как шоу «Орел и решка», имели огромный успех в России и их активно закупали наши федеральные телеканалы, эфир некоторых (как, например, «Пятница» и «Ю») на 30-40% состоял из контента украинских производителей. Более того, даже в 2017 году на пике противостояния двух стран украинские компании оставались крупнейшими производителями телесериалов для Первого канала и НТВ! Много подобных примеров я приводил полтора года назад в большой статье в Украина.ру.

Причин этому феномену украино-российской киноколлаборации много, и это не только оставшиеся со времен СССР личные и производственные связи. Многие контакты заново выстраивались уже в нулевые в ходе общего подъёма киноиндустрии в России и на Украине (вызванного ростом доходов населения). Причиной, по которой российские компании размещали кинопроизводства на Украине, была низкая себестоимость, территориальная близость, а также русскоязычие украинских актеров, из-за чего не нужно было дублировать фильмы. К тому же украинцы к тому времени больше набили руку в создании как развлекательных ток-шоу, так и «мыльных опер» (ситкомов).

Страсти по Госкино Украины: как Ильенки длинным метром мерялись
Страсти по Госкино Украины: как Ильенки длинным метром мерялись
© Facebook, Odesa International Film Festival

При этом Украина была интересна и западным производителям. В частности, за последние годы на ее территории — прежде всего в Киеве — был снят целый ряд музыкальных клипов известных западных исполнителей. Украинская пресса активно обсуждала каждый из таких случаев. В одних случаях иностранцев явно привлекало сочетание советской эстетики и бытовой нищеты (например, это касается клипа «Get Out», снятого в Киеве в 2016 году американской рок-группой Frightened Rabbit). В других — удачные стереотипные виды (например, Дарницкий мост, на котором в 2018 году снимался клип Майли Сайрус и Марка Ронсона «Nothing Breaks Like a Heart»).

После оглушительного успеха американского сериала «Чернобыль», едва ли не затмившего закончившуюся «Игру престолов», есть ощутимый спрос и на советскую тоталитарную эстетику. В Вильнюсе сейчас даже предлагают иностранным туристам в аренду квартиры, стилизованные под СССР 1980-х годов, и они пользуются спросом.

А между тем, сериал могли бы снимать и на Украине. Но…

Западных производителей интересуют не только красивые виды, они тоже умеют хорошо считать деньги. Многие восточноевропейские страны возмещают иностранцам значительную (до 20-30%) часть расходов на кинопроизводство (cash rebate).

«Поэтому сериал «Чернобыль» для HBO, например, преимущественно снимался в Литве, — напомнил 9 сентября в Facebook глава Комитета Верховной Рады по вопросам гуманитарной и информационной политики, бывший генеральный директор телеканала «1+1» Александр Ткаченко. — Введение этой ставки 25% классифицированных расходов в Украине +5% за украинскую тематику позволит привлечь к съемкам в Украине ведущие западные кинокомпании, создаст дополнительные рабочие места для украинцев, будет способствовать притоку инвестиций в различные сферы (туризма, сервисов) и увеличению совместных проектов украинцев с мировыми лидерами производства кино и сериалов. Такой механизм действует практически во всех европейских странах, и, надеюсь, что скоро Украина станет такой же Меккой для кинотелеиндустрии, которыми уже стали Чехия, Хорватия или Венгрия».

С упомянутым выше Будапештом, конечно, будет сложно бороться. Помимо наличия здесь прекрасной архитектуры королевской эпохи, благодаря большей открытости Венгрии здесь уже в конце 1980-х начали работать и снимать «жизнь в СССР» западные производители. Стоит напомнить, что именно в Будапеште снимались почти все «московские» сцены фильма «Красная жара» (1988 год) с Арнольдом Шварценеггером в главной роли, исключая лишь появление последнего на Красной площади.

Инициатива Зеленского и «Слуги народа» уже вызвала активную критику со стороны многих украинских кинопроизводителей, которые ощутили себя ущемленными законопроектом о рибейте. С другой стороны, нельзя не отметить, что новый президент старается развернуть на 180 градусов вектор развития киноиндустрии, принятый при его предшественнике, когда бюджетными деньгами щедро накачивались «патриотические» фильмы, которые затем с треском проваливались в прокате.