В первом чтении за законопроект отдали голоса «Батькивщина», «Оппозиционная платформа — За жизнь» и внефракционные депутаты. Воздержались «Голос» и «Европейская солидарность» Петра Порошенко. Всего набралось 337 голосов.

Но потом правящая партия, «Слуга народа», нарушила регламент. Так, принять документ за основу можно, только если ни у кого нет по нему замечаний. А в рассмотрении правок было отказано. Вернее, в «Слуге народа» намекнули, что меньшинство не участвовало в правке документа до его внесения в Раду. Хотя меньшинство просило большинство рассмотреть закон на следующем заседании Рады.

«Было отказано передавать этот законопроект фракциям на согласование, он также фактически не проходил утверждение в комитете (по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства) по полной процедуре», —  сообщил политолог, глава Института публичной политики и консалтинга «ИНПОЛИТ» Сергей Быков.

«Благородно и красиво». Золотарев объяснил, зачем Зеленскому нужен закон об импичменте
«Благородно и красиво». Золотарев объяснил, зачем Зеленскому нужен закон об импичменте
© РИА Новости, Стрингер | Перейти в фотобанк
В комитете было так: 16 нардепов — за, 3 — против, 2 воздержались. А 13 членов комитета — из «Слуги народа».

Мало того, Главное экспертное управление ВР вынесло негативное заключение по закону об импичменте. А если ГЭУ выпускает такой негативный вывод о законопроекте, это означает, что его запрещено рассматривать по сокращённой процедуре.

«А она предусматривает кроме сокращенного времени перед голосованием возможность высказаться только двум народным депутатам в поддержку этого законопроекта и двум — против. Соответственно представители всех фракций не могут озвучить позицию своих политических сил, акцентировать внимание на некоторых моментах в проекте», — добавил аналитик.

Поэтому-то никто из меньшинства за принятие №1012 в целом не голосовал.

Как ни крути, одно и то же

Быков напомнил, что процедура импичмента президента Украины уже прописана в Конституции и регламенте Верховной Рады. Однако внедрить ее на практике было нереально.

Но и после принятия отдельного закона схема его реализации вряд ли возможна.

Политолог утверждает, что не было законодательной необходимости утверждать такой закон. В нем нет никаких облегчений в процессе отзыва президента с поста.

Сначала нужно собрать большинство парламентского состава — 226 голосов — только для рассмотрения вопроса импичмента. За предъявление обвинения — 300 голосов.

Уволить президента: Верховная Рада приняла «импичмент от Зеленского»
Уволить президента: Верховная Рада приняла «импичмент от Зеленского»
© president.gov.ua | Перейти в фотобанк
После этого надо голосовать за создание специальной временной следственной комиссии (ВСК). Закон о ВСК был принят ещё прошлым созывом Рады в июне, но глава государства не подписал его, сорвав все сроки, в течение которых на бумаге должна стоять подпись (к слову, обычная для президентов Украины практика).

В комиссию входят депутаты фракций и групп пропорционально их представительству в парламенте, а также специальный прокурор и специальные следователи.

«Более того, импичмент предусматривается прежде всего за государственную измену, которую очень сложно доказать. В 2014 году, когда Виктор Янукович выехал из страны, даже тот состав Верховной Рады не смог применить импичмент по отношению к нему», — сообщил эксперт.

А уже после доказательств госизмены нужно найти 338 голосов на импичмент.

Хотел другого

По убеждению Быкова, народ хотел немного другого — снятия не только депутатской неприкосновенности (частично принято), но и снятия неприкосновенности с судей и президента.

«Снятие неприкосновенности с президента помогло бы легче привлекать к ответственности первое лицо страны в том случае, если он совершил преступление», — заметил Быков.

Политолог считает: всё, что уже есть для организации импичмента, нужно было бы свести воедино, а не распылять по Конституции и регламенту ВР. К слову, вице-спикер Руслан Стефанчук, когда еще был представителем президента в парламенте, пообещал заняться кодификацией законов — сведением их в единый документ.

Принуждение к поддержке

Якубин: «Процедура импичмента сохранена, и она абсолютно нереалистична»
Якубин: «Процедура импичмента сохранена, и она абсолютно нереалистична»
© Facebook, Алексей Якубин
Принятием закона об импичменте президента правящей партией «Слуга народа» нагнетается пиковая поддержка главы государства Владимира Зеленского и его политсилы, чтобы досрочно зайти в местные советы и возглавить там большинство

Такого мнения придерживается политический эксперт Андрей Кучер.

«На данном этапе такие поступки однопартийного большинства — когда при утверждении законов нарушается регламент, а они все равно принимаются — направлены на укрепление своего рейтинга под кулуарное обсуждение смены главы Киевской городской государственной администрации (КГГА) и досрочных местных выборов. Это тактический ход», — считает политолог.

При этом, анализируя закон об импичменте президента, Кучер также не нашел вариантов, при каких условиях эта процедура могла бы быть осуществлена в реальности.

Методы воспитания

В Верховной Раде работают 424 депутата из 450 ввиду невозможности провести избирательные кампании в Крыму, а также на неподконтрольных территориях Донбасса. К тому же президенту Украины всегда помогает парламентское большинство. Но у Зеленского сейчас 254 депутата.

Хотя, по прикидкам экспертов, «Слуга народа» может в скором времени развалиться на противоборствующие группы ввиду наличия немалого количества центров влияния внутри политсилы.

Вместе с тем пока она остается единым целым. Во-первых, новый созыв Рады только начал работать. Во-вторых, штаб Зеленского далеко заглянул вперед, предусмотрел возможные бунты в стане своих же и рекомендовал ему снять депутатскую неприкосновенность.

Двойная выгода: исполнение предвыборного обещания и одобрение народа и кнут не только для оппозиции, а и для своих ставленников, которые побоятся огрызаться на президентские законодательные инициативы.

Что будет, если…

Как и раньше, об импичменте президента можно только мечтать — Олейник
Как и раньше, об импичменте президента можно только мечтать — Олейник
© РИА Новости, Владимир Песня | Перейти в фотобанк
Тем не менее, минимум 45 нардепов с галёрки (первые ряды заняты «слугами») могут обратиться в Конституционный суд (КС) касательно этого закона, а он может признать принятие документа антиконституционным.

Но ситуация двоякая. С одной стороны, оппозиция уже вещает о том, что Зеленский и его партия «ломает парламент об колено» и может попиариться на притеснениях и обыгрывать образ жертв режима, с другой — та сила, которая инициирует обращение в КС, вероятнее всего, будет подвергнута остракизму со стороны партии власти: за попытку отмены долгожданного народом закона без стремления «причесать» документ.

Хотя сам Зеленский может и не подписать такой дерзко протащенный документ. Ведь в самом конце мая он заверил: подписывать законы, принятые с нарушением процедур, он не будет.

Но тогда, возможно, уже его обвинят в уклонении от урегулирования закона об импичменте. И обвинение будет исходить от злейшего врага — Петра Порошенко/«ЕвроСолидарности». Потому что в тот же день, 10 сентября, 13 депутатов «ЕС» внесли проект постановления об отмене решения о принятии в целом как закона Украины проекта закона об особой процедуре устранения президента с поста (импичмент).

Импичмент где-то далеко

Вообще же, если вспомнить смещение президентов через импичмент в странах бывшего СССР и в Европе, то эти попытки оканчиваются или провалом, или вооруженным конфликтом. Даже у американцев не получается.

После неудачной процедуры смещения президента Эндрю Джонсона в 1868 году он остался на месте, правда, утратив прежнее влияние. Ричард Никсон же после «Уотергейта» ушел с должности раньше времени в 1974 году.

Технически импичмент президентов успешно был реализован только в странах Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке и в Южной Америке. Но в этих государствах другие законы и культура, другие отношения власти и народа.