Сразу после смены главы государства украинские СМИ заинтересовались тем, что и как будет с экс-президентом, проигравшим выборы. Определенный резонанс вызвала недавняя публикация ответа, поступившего в издание «Украинские новости» из Управления государственной охраны Украины: «Согласно статье 5 закона «Об охране органов государственной власти и должностных лиц» президент Украины после прекращения полномочий обеспечивается государственной охраной пожизненно, если только он не был отстранен с поста в порядке импичмента».

То есть Петр Порошенко имеет право на такую охрану. Правда, на какое именно количество сотрудников ведомства, машин и прочих средств имеет право бывший глава государства, госохрана журналистам сообщить отказались, сославшись на приказ руководства, очевидно, о неразглашении секретной информации.

А как же прочие статьи содержания бывшего главы государства? Например, в России они прописаны сначала указом  исполняющего обязанности президента №1763 от 31 декабря 1999 года «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи», а затем одноименным Федеральным законом от 12 февраля 2001 года.

Тогда в России принимались эти указ и закон персонально под сложившего 31 декабря 1999 года президентские полномочия Бориса Ельцина, продолжавшего при этом еще несколько лет (в 2001 году — уж точно) удерживать в своих руках многие рычаги власти. Это стоит помнить при анализе аналогичных законопроектов на Украине.

Леонид Кравчук, избранный президентом 1 декабря 1991 года, явно не предполагал, что его пребывание у власти ограничится одним сроком и что он, видный политик и оратор, потерпит поражение от косноязычного Леонида Кучмы. Так что и мер для обеспечения своей жизни после сложения президентских полномочий Кравчук не предпринимал.

Сменивший его 10 июля 1994 года Леонид Кучма тоже долгое время не задумывался о том, как будет жить после того, как перестанет быть президентом. В принятой при нем в 1996 году Конституции Украины этот момент был прописан очень лаконично: «Звание президента Украины охраняется законом и сохраняется за ним пожизненно, если только президент Украины не был смещен с поста в порядке импичмента» (статья 105).

И лишь когда до конца второго срока Кучмы осталось несколько месяцев, 30 июня 2004 года, в Верховную Раду был внесен (в том числе депутатами от пропрезидентской Народно-демократической партии) законопроект №5721 «О гарантиях президенту Украины, который прекратил выполнение своих полномочий».

К сожалению, электронная база законопроектов на сайте Верховной Рады начинается только с 2009 года, так что о данном законопроекте могу процитировать лишь статью о нем в газете «Юридическая практика» от 19 июля 2004 года (впрочем, самую суть она передает):

«В соответствии с законопроектом для президента Украины, прекратившего исполнение своих полномочий, сохраняется среднемесячная заработная плата, равная заработной плате действующего президента, бесплатное медицинское обслуживание и санаторно-курортное обеспечение, бесплатное пользование правительственной связью и другими видами специальной связи.

Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий, будет предоставляться в пожизненное бесплатное пользование государственная дача с соответствующим обслуживающим персоналом и служебный автомобиль с водителями, обеспечиваться государственная охрана. Общественно-политическая и другая деятельность президента будет обеспечиваться его патронатной службой при Администрации президента Украины, причем структура, персональный состав и обязанности сотрудников патронатной службы будут определяться президентом, прекратившим исполнение своих полномочий».

В общем, прописан максимум возможного. Однако дни пребывания Кучмы у власти уже истекали, так что 1 октября 2004 года Комитет Верховной Рады по вопросам правовой политики «завернул» данный законопроект, мотивировав это тем, что, во-первых, тема слишком узка для отдельного решения парламента, во-вторых, что законопроект дублирует уже принятый Верховной Радой во втором чтении закон «О президенте Украины».

Впрочем, и второй упомянутый закон парламентарии принимать не спешили. 27 февраля 2007 года, то есть спустя два с половиной года, когда в Верховной Раде заговорили об импичменте президенту Виктору Ющенко и досрочных президентских выборах, представитель президента в парламенте Роман Зварич высказался в том ключе, что нужен базовый закон для подобных решений. «Это может быть закон о президенте Украины, который уже принят во втором чтении, но Верховная Рада до сих пор не рассмотрела его в третьем», — отметил Зварич.

Понятно, что Верховная Рада, где после парламентских выборов 2006 года доминировали противники Ющенко, не была расположена к выдаче гарантий и привилегий уходящему президенту. А сменивший его в 2010 году Виктор Янукович явно не рассчитывал, что его еще до истечения первого срока президентских полномочий «сметет» второй Майдан.

Парадоксальным образом не задумывался о законодательном (о финансовом-то, понятное дело, не забывал никогда) обеспечении своего будущего после истечения президентских полномочий и Петр Порошенко. Видимо, это вообще свойственно людям у власти — нахождение на политическом Олимпе кажется им естественным и вечным.

Парадоксально, но оформить законодательно статус президента в отставке предлагали при Порошенко именно его оппоненты, дополняя этим пунктом свои законопроекты об урезании полномочий главы государства. Например, это законопроект «О президенте Украины и порядке прекращения его полномочий», внесенный в Верховную Раду 31 октября 2017 года нардепом-мажоритарщиком Юрием Деревянко. Стоит напомнить, что возглавляемая Деревянко партия «Воля» к этому моменту влилась в «Рух новых сил» Михаила Саакашвили, а в Киеве как раз бушевал «Михомайдан». Так последователи Саакашвили, видимо, хотели в тот момент "умаслить" Порошенко, которого предполагали на первоначальном этапе свергнуть с президентского поста.

Одна из статей законопроекта Деревянко так и называется «Ежемесячное пожизненное денежное содержание президента Украины или пенсия», и там предлагалось следующее: «Президент Украины получает ежемесячное пожизненное денежное содержание, выплачиваемое в размере 50 процентов заработной платы президента Украины, если президент Украины не был смещен с поста в порядке импичмента». Закон принят не был, да, собственно, и на рассмотрение депутатов не поступал.

В промежутке между победой (21 апреля) и инаугурацией (20 мая) Владимира Зеленского фракция «Самопомощи» в Верховной Раде обнародовала свой законопроект «О президенте Украины». В законопроекте, опубликованном на сайте партии, есть отдельная статья «Содержание президента в отставке», где сформулированы идеи, аналогичные законопроекту Деревянко: «Президенту в отставке назначается ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 50 процентов вознаграждения президента… Ежемесячное пожизненное денежное содержание президента в отставке выплачивается независимо от полученного им дохода, который президент в отставке получает после прекращения своих полномочий… Президенту в отставке по его выбору выплачивается пожизненное денежное содержание или пенсия». Опять-таки, этот закон не был принят.

В итоге остается лишь государственная охрана, прописанная законом №160/98-ВР от 4 марта 1998 года «О государственной охране органов государственной власти Украины и должностных лиц». Но по сути ее функция  — больше даже «приглядывать», если не сказать прямо — следить за бывшим главой государства. Особенно когда ему угрожает уголовное преследование по целому букету статей Уголовного кодекса — надо же знать, где его искать следователям. Так что неудивительно, что — по информации источников «Украинской правды» — Порошенко в конце июля от государственной охраны отказался (правда, неизвестно, на какой именно срок) и уехал за границу.