Страна на продажу. Политические последствия «большой приватизации» Украины - 28.11.2023 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Страна на продажу. Политические последствия «большой приватизации» Украины

Читать в
Заместитель главы Офиса президента Алексей Гончарук 30 июля дал интервью агентству Bloomberg, в котором рассказал о сотрудничестве новой администрации со Всемирным банком. Сотрудничество это обещает гражданам Украины много неожиданного

В частности, рассматриваются варианты приватизации естественных монополий, таких как железные дороги и почта, а также допуск иностранных компаний к разработке полезных ископаемых на территории Украины и, главное, отмены моратория на куплю-продажу земли сельскохозяйственного назначения. Последнее — постоянная рекомендация МВФ.

Если говорить о целях украинской власти, то ничего непредсказуемого тут нет. Зеленский всё же не Голобородько, который отказался от сотрудничества с МВФ прямо в кино. Причины к тому, чтобы следовать предначертанным за Западе путём, вполне прозрачны.

Во-первых, Украина входит в период наибольших выплат по внешним долгам. В 2019 году государство должно направить на погашение внешней задолженности $15,8 млрд — почти четверть госбюджета.

Брать эти деньги банальным образом неоткуда. Источников всего два — продать что-нибудь ненужное или взять деньги у МВФ, который в ответ предлагает продать что-нибудь ненужное (можно ещё повысить цену на газ для населения, но это неэффективно и политически опасно). Никаких других альтернатив не просматривается. Разве что дефолт, который разумной альтернативой назвать трудно.

Либертарианство. СправкаВ майском интервью изданию «Левый берег» советник президента Украины Владимира Зеленского Руслан Стефанчук заявил, что партия главы государства «Слуга народа» выбрала своей идеологией либертарианство

Во-вторых, если уж команда Зеленского назвала себя либертарианцами, то должна этому соответствовать. В частности, реализовывать стратегию «государства — ночного сторожа», которое ничего не контролирует и ничем не владеет (и, кстати, не проводит никакой социальной политики).

В общем, «большая распродажа» государственного имущества запланирована, и власть полагает, что большинства в Раде для этого достаточно.  

Говорить о каком-то долговременном экономическом эффекте в данном случае смысла нет. Целью является достижение кратковременного финансового эффекта и реализация идеологических догм. Разумеется, в перспективе имеется в виду, что транснациональный капитал окажется эффективнее отечественного или тем более государства. Верить в это не возбраняется — другого символа веры современное человечество всё равно предложить не может.

Однако к каким же политическим последствиям приведёт реализация такой политики? Немного предсказуемо она приведёт к усилению политической борьбы, причём на поверхности будет только её часть.

Александр Гончаров, директор института развития экономики Украины
«Приватизация всего – как альтернатива экономическому краху»: ГончаровЭкономист Александр Гончаров рассказал, что в команде Зеленского обратились к идее большой приватизации, так как поняли, что нет других вариантов оживить экономику страны

Хотя речь идёт о собственности государственной, мы всё же понимаем, что за каждым её фрагментом стоит вполне определённый частный интерес.

Если мы говорим, допустим, о компании «Укрнефть», то это частная «фазенда» Игоря Коломойского. И хотя формально её из-под влияния группы «Приват» вывели, фактически его менеджмент там остался. Захочет ли он делиться своим влиянием?

Если мы говорим о железной дороге, то в ней заинтересован весь горно-металлургический комплекс Украины, включая компании Рината Ахметова, Виктора Пинчука и уже упомянутого Коломойского. У них давно уже сложились определённые схемы работы с «Укрзализныцей», которые позволяют минимизировать расходы. Маловероятно, чтобы украинские олигархи захотели принять участие в приватизации компании, — им совершенно не интересно нести расходы на поддержание инфраструктуры в работоспособном состоянии. Но им неинтересен и приход иностранного инвестора, который первым делом разрушит существующие схемы и почти наверняка приведёт к росту расходов.

Аграрные магнаты, будь то Юрий Косюк или Андрей Веревский, да даже и простые фермеры отлично реализуют свои интересы через схемы аренды, позволяющие практически ничего не платить формальным землевладельцам, зарабатывая на их земле. Кстати, сельское население им особенно не нужно — они вполне могут обойтись примерно 20% нынешней численности жителей сельских районов (административно-территориальная реформа, которая уничтожит большую часть сёл, их вполне устраивает).

Значительная часть украинского газа добывается частными структурами, и допуск к ней иностранных компаний, требующих наведения порядка в этой сфере, также может серьёзно задеть чьи-то интересы.   

В общем, существуют давно сложившиеся бизнес-схемы, в которые включены государственные предприятия. Их приватизация приводит к слому схем и соответственно принуждает бизнес к самозащите.

Как он будет защищаться? Казалось бы, поражение традиционных олигархических партий на выборах должно подорвать позиции капитала в парламенте, но в каком-то смысле оно даже возросло.

Во-первых, все (или почти все) основные олигархические группировки имеют своё представительство в «Слуге народа». Точно подсчитать количество людей Коломойского в списке затруднительно, но то, что там множество людей, относящихся к его отдалённому окружению, очевидно.

Во-вторых, в силу особенностей состава списка СН можно предполагать, что набрать там постоянных или временных сотрудников будет не особенно сложно. Видимо, это понимают и в Офисе президента, почему и обучают своих депутатов по схемам, более характерным для тоталитарных сект. Поможет ли это — большой вопрос.

Надо также помнить о социальной составляющей готовящихся реформ. В частности, порядка 70% граждан Украины выступают против отмены моратория на введение рынка земли сельскохозяйственного назначения (правда, они же выступают за свободу владельцев земли ею распоряжаться). В прошлые годы такие мастера популизма, как, например, Юлия Тимошенко, в принципе отказывались затрагивать проблему земли в своих программах, именно зная о непопулярности её продажи.

А ведь есть и другие риски. Например, легко можно себе представить меру беспредела, который будет происходить в сёлах во время смены собственности земли. Административная-то реформа не просто так была затеяна — её задача, в частности, сделать невыносимой жизнь в селе и исключить какое-то участие сил правопорядка в этих процессах. Но реагировать-то всё равно придётся… Стоит напомнить, что в своё время Порошенко отказался от принятия закона, позволяющего захватывать церковную собственность, — полицейское руководство сообщило о невозможности избежать массовых нарушений общественного порядка.

В общем, любые мероприятия власти в этом направлении приведут к обвалу рейтингов и массовым протестам граждан. Кстати, массовые протесты будут не только по этому поводу. Попытка приватизации железной дороги тоже может привести к забастовкам и маршам протеста.

Запланированные реформы явно встретят сильнейшее скрытое и явное сопротивление. Задумывались ли об этом в Офисе президента? Просчитывали ли риски? Пытались ли оценить наличные ресурсы? Думается, нет. Потому трудно сказать, какой будет реакция президента на попытки сопротивления и возникающие нештатные ситуации.

Правда, за спиной реформаторов с Банковой маячат Вашингтон и Брюссель, но они-то — там, а Зеленский — тут.    

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала