А все дело было в том, что Волк только что вернулся из космического полета на «Союз Т-12», который он совершил в компании с Владимиром Джанибековым и Светланой Савицкой. Но сначала небольшое биографическое отступление.
Путь в небо начинался в Змиеве
Игорь Волк родился в 1937 году неподалеку от Харькова в махоньком, но историческом городке Змиев. Там же пошел в школу, которую, правда, оканчивал уже в Курске — семья много ездила по стране.
Впрочем, судьба летчицкая могла у него стать обычной — служба в нескольких гарнизонах, академия. К отставке дали бы полковника. В лучшем случае. Забегая вперед, скажем: полковника таки дали. В 87-м. Но сначала — в 1963 году, полетав на лучших советских бомбардировщиках Ил-28 и Ту-16, Игорь Петрович Волк уволился из рядом ВВС ВС СССР в звании капитана. И на то была веская причина.
Кому понадобился капитан Волк
Началась эпоха космоса. Она привела с собой в нашу жизнь множество научных и производственных задач, на первое место в решении которых выходили летчики. В первую голову, естественно, летчики-испытатели. Отдельно был набран Отряд космонавтов СССР. Его история хорошо известна. Меньше мы знаем об истории проекта многоразовых космических кораблей. В ней был свой отряд. И отбор в него велся еще жестче, чем в космонавты. Интересно, что в интересах секретности, производства и управления все испытатели этого отряда были выведены из прямого подчинения Министерства обороны СССР и переведены в зону ответственности Минавиапрома. Для того и понадобилось увольняться капитану Волку.
В 1964 году в Советском Союзе разработали концепцию, а через два года начали воплощать в жизнь программу авиационно-космической системы «Спираль», состоящую из орбитального самолёта, который по технологии «воздушный старт» выводился в космос гиперзвуковым самолётом-разгонщиком, а затем ракетной ступенью на орбиту.
В срочном порядке ОКБ Микояна разработало предтечу будущих «космических челноков» — специальный самолет Миг-105.11, который и испытывал Игорь Волк. Не один, конечно. Кроме него, в отряд пришли самые известные, опытные летчики-испытатели. Впоследствии в него вошел даже побывавший в космосе Герман Титов. Игоря Волка взяли по причине того, что именно к нему применимо было высказывание «летает как бог».
У Игоря Волка и его товарищей была крайне опасная работа. Не все Миг-105.11 были испытаны удачно. Слава богу, обошлось без жертв. Жизни летчиков берегли еще и полеты аппаратов вспомогательной программы «БОР», многие из элементов которой были заимствованы по фотографиям в технической прессе американцами.
Через тернии — к звездам
В обывательском сознании бытует представление о космонавте как о человеке, которого, словно мешок с песком, ракета доставляет на орбиту, где его главной задачей является смотреть с доброй улыбкой в иллюминатор на Землю и ласково махать нам всем оттуда рукой. На деле же это громадный труд. Как в пилотировании, так и в выполнении многих и многих технических и научных заданий.
Летчик-испытатель Игорь Волк мог полететь и в семидесятых. Но то очередь не подходила, то программу «Спираль» стараниями маршала Гречко, считавшего ее блажью, прикрывали. К тому же были в программе космических полетов и более срочные задачи, чем полеты «челноков».
Наконец, когда стало известно о том, что родственная американская программа продвинулась достаточно далеко, приняли решение вернуть к жизни обновленную программу полетов многоразовых кораблей, которая теперь называлась «Буран». Волк должен был лететь для космической тренировки в 1980-м, потом еще через два года. Наконец, с третьей попытки полетел в 1984-м с Джанибековым и Савицкой.
У последних двух были свои задачи в этом полете. Сверхопытный испытатель Игорь Волк летал с одной целью — проверить самочувствие и работоспособность пилота будущего «Бурана» при спуске на землю из космоса, и сразу после него. Для того и летал Игорь Петрович после двухнедельной невесомости сразу с большими и разнообразными перегрузками на вертолете, пассажирском самолёте и истребителе. Он испытатель. Такая у него профессия.
Крест на мечте
Мечта, к исполнению которой паренёк с Харьковщины шел более двадцати лет, приближалась. 10 ноября 1985 года первый полноразмерный аналог «Бурана» прошел последние перед стартом в космос испытания — атмосферный полет. Пилотировали машину лётчики-испытатели Игорь Волк и Римантас Ситанкявичус. Лучшие испытатели страны, они провели 13 рулежек и пять горизонтальных полетов на этой специальной версии «Бурана». Оба должны были повести его в исторический полет.
Увы, он прошел без них 15 ноября 1988 года. Людьми рисковать не стали. Все блестяще исполнили бортовые компьютеры (лучшие на то время в мире). Но сохранилась видеозапись того, как с играющим желваками от волнения лицом Волк смотрит на полет. Он живет полетом, он там — в кабине «Бурана». Но его там на самом деле нет. Кто способен выдержать такой удар судьбы?
Проект «Буран» был сначала приостановлен на пару лет. А в 1993 году совет руководителей предприятий НПО «Энергия» окончательно закрыл его. России Ельцина стало не до «Буранов». Космические «челноки» стали чисто американским бизнесом.
В отставке
Осталось рассказать, что было далее с нашим героем. Числясь в отряде космонавтов до 1995 года, Игорь Волк в отставке занимался в основном общественной работой — был президентом Всесоюзной федерации тенниса СССР в 1986-1990 гг. и президентом Федерации любителей авиации с 1988 года. В девяносто втором он молодецки еще принял участие в трансконтинентальном перелёте Москва — Канберра — Москва на самолётах Як-18Т. Как всякий большой и истинный патриот, не мог стоять в стороне и спокойно смотреть, как гибнет российское авиастроение. Поэтому Игорь Волк 21 ноября 2013 года был среди тех деятелей науки и промышленности, которые подписали открытое письмо президенту России с требованием поддержать производство отечественных самолётов.
Игорь Петрович Волк ушел из жизни в 2017 году, дотянув до восьмидесяти. Возраст для людей его профессии почти немыслимый. Он летал на всех типах советских самолетов. И только космический полет на «Буране» остался мечтой, до которой было уже рукой дотянуться. Тоже, знаете ли, редкая судьба.