Впервые за всю украинскую независимость одна партия сможет формировать однопартийное большинство. Теперь все вроде бы можно решать самим, без всяких договорняков.
Прогнозы политологов почти совпали с реальностью в том, что касается партийных списков. Однако никто не ожидал крупной победы кандидатов в депутаты от правящей партии в одномандатных мажоритарных округах. А победа произошла.
Руководитель аналитического центра «Третий сектор» Андрей Золотарев отмечает, что в штабе СН рассчитывали на 80-90 штыков по мажоритарке. Это было бы уже очень хорошо. Но реальность превзошла все ожидания. Удар «зеленой волны» оказался настолько мощным, что смыл все расклады и алгоритмы кампании — из 199 округов за «Слугой» отныне закреплено 127.
«Не прошли многие фигуры, казавшиеся незыблемыми глыбами украинской политики. Например, Владимир Литвин, Вячеслав Богуслаев. Если бы 10 лет назад я предположил, что в Запорожье в Шевченсковском районе, районе «Мотор Сичи», директор этой компании (Богуслаев. — Ред.) проиграет свадебному фотографу, то подумали бы, что я — клиент психиатрической клиники», — сказал Золотарев.
Как хочет он — не получится
Но Зеленскому рано радоваться. Ведь «серьезные люди» вследствие избирательного, так сказать, бунта потеряли своих многолетних уполномоченных представителей в парламенте. А «серьезным людям» (то есть финансово-промышленным группам) нужны лоббисты. Теперь их создадут из членов президентской партии «Слуга народа», которых будут «тушковать», то есть пытаться подкупить.
Одновременно с этим «Слуга народа» может столкнуться с «широкой «Оппозиционной платформой», а сам глава государства чуть больше чем через месяц окажется в незавидном положении.
«Одни будут его обвинять в «зраде», другие — в неэффективности, обмане избирателей и так далее. У главы политсовета «Оппозиционной платформы — За жизнь» Виктора Медведчука четыре телеканала — это сверхмощное оружие», — говорит эксперт. Получив власть, именно Зеленский, а не его партия с осени будет отвечать за плохие дороги, полицейский беспредел, высокую смертность в больницах и высокие коммунальные тарифы, заключил политолог.
«Над президентом еще висит внешний долг. А тот, кто контролирует долг, контролирует и страну. Поэтому Владимир Александрович не сможет решить вопрос с тем же премьером так, как он того хочет», — сказал аналитик.
Технократ, токсичные личности и темная лошадка
Авторитетное американское издание Atlantic Council сразу же после визита в США 10 июля экс-министра финансов Александра Данилюка, ныне занимающего пост секретаря СНБО, опубликовало список возможных кандидатов на пост премьера. Кроме самого Данилюка, список включал заместителя исполнительного директора от Украины в МВФ Владислава Рашкована, руководителей «Нафтогаза» Юрия Витренко и Андрея Коболева, а также экс-главу Минэкономразвития Украины Айвараса Абромавичюса.
«Рашкован — оптимальная между кредиторами и командой Зеленского фигура. Он — банкир и технократ, в каких-то крупных скандалах не замечен», — сообщил Золотарев.
Что до Витренко и особенно Коболева, неясно, на каком основании их включили в список. В народном сознании они — хапуги-воры.
Кандидат философских наук, ведущий аналитик Международного информационно- аналитического Центра «Развитие Украины» Александра Решмедилова добавила, что слухи касательно вышеназванных кандидатур разгонялись как устно, так и через Тelegram-каналы. Она считает, что главой правительства может быть и не обсуждаемая сейчас фигура. «Данилюк сам отпадает (он сказал, что хочет быть в СНБО. — Ред.), хотя и не факт, что ему предлагали. Абромавичус занимается «Укроборонпромом», Витренко и Коболев очень токсичны», — отметила Решмедилова.
Результаты опросов, напомнила эксперт, показали, что люди больше всего хотели бы видеть на должности председателя Кабмина Юрия Бойко, Юлию Тимошенко и действующего премьера Владимира Гройсмана. Но всех троих по разным причинам президент отмел.
В этой связи, заключила политолог, было бы логично, если бы партия «Слуга народа» предложила людей из своего списка. Другое дело, что мало кто в президентской партии обладает навыками управления государством.
По пути неудачного опыта «оранжевых»?
Поскольку правящую коалицию в Раде должны составлять фракции, а не депутаты-«тушки», для соблюдения закона «Слуге народа» придется объединяться с другой партией.
«Ведь даже в «Голосе» (партия рокера Святослава Вакарчука набрала немногим более 6% голосов и прошла в Раду. — Ред.) не торопятся делать шаги навстречу, утверждая, что позиция их очень неубедительная, чтобы полноправно входить в коалицию. Но и квот с портфелями им не светит», — подметила Решмедилова.
Ссылаясь на различные источники, кандидат исторических наук Валентин Гайдай говорит, что во фракции «Слуги народа» могут быть от 240 до 260 депутатов. Это более-менее устойчивая «коалиция». Если же СН наберет 230-240 человек — фракция получится более хрупкая. И чуть больше чем через 2-3 месяца она может показать свою неэффективность, уверен эксперт.
«Вспомним опыт «оранжевых». В 2007 году две майданные партии — БЮТ и «Наша Украина» — образовали большинство в 228 человек. Но когда дошло до голосования кандидатуры Юлии Тимошенко на пост премьер-министра, депутаты голосовали с руки, так как не хватало голосов», — привел пример Гайдай.
Тот, кто ублажит всех
При худшем сценарии, говорит он, «Слуга» может достроить «коалицию» с помощью внефракционных мажоритарщиков и «тушек» до 260 человек.
«Сперва посмотрим на голосование на должность спикера Рады, его заместителей, глав комитетов. Для этих позиций, наверное, наберется 226 голосов. А для глобальных изменений без широкой коалиции ничего не получится», — заметил аналитик.
Представитель президента в Раде Руслан Стефанчук сказал, что лагерь Зе будет инициировать изменения в Конституции, а для этого нужно 300 голосов и без других партий здесь никак.
Более того, стоит помнить, что сама «Слуга народа» не является монолитной политсилой. По прикидкам политологов, в ней есть 5-6 центров влияний. Некоторые эксперты даже предвещают раскол внутри СН на рациональных и радикальных политиков.
Значит, премьер-министром должен стать тот человек, который устраивает все группы влияния больше в «Слуге», нежели в других парламентских силах. К примеру, при власти такой же нецельной «Партии регионов» и президента Виктора Януковича, компромиссным главой Кабмина решено было сделать Николая Азарова.
Также не стоит забывать влияние Запада на создание правительства. Считаться придется с США, МВФ и Европой.