Советник президента Украины Никита Потураев, ранее прославившийся заявлениями о том, что Россию на Украине нужно переименовать в Московию, выступил с новыми откровениями. Куратор информационной политики в команде Зеленского анонсировал новую политику в отношении Крыма и Донбасса.

«Есть несколько очевидных вещей, которые, мы полагаем, должны сработать. Первое — это наладить вещание как минимум одного теле- и радиоканала на оккупированных территориях. Сейчас эту проблему трудно решить, потому что там стоят российские «глушилки» телесигнала, которые не допускают вещания украинских каналов. Западные союзники (кто именно, я назвать не могу) обещали нам помочь с технологическими решениями, которые смогут бороться с этим глушением. Это очень дорогое оборудование, поэтому позволить себе купить все за счет госбюджета не получится», — отметил он в интервью «Апострофу».

Представитель Зеленского рассказал о секретных технологиях Запада, которые используют против Крыма
Представитель Зеленского рассказал о секретных технологиях Запада, которые используют против Крыма
© РИА Новости, Алексей Филиппов | Перейти в фотобанк

Потураев уверен: новое оборудование позволит преодолевать украинцам «российскую защиту» и принесет украинские телеканалы в каждый дом в Крыму и Донбассе.

Советник президента Владимира Зеленского утверждает, что речь идет не об одном канале, а о целой мультимедийной платформе.

«Мы думаем над созданием совершенно новой платформы, которая будет интерактивной и удобной в использовании. Контент будет делиться на три кластера: информационный, развлекательный и просветительский. Людям должно быть интересно заходить на платформу. Сразу хочу сказать, что как средство пропаганды она не будет работать. Платформа должна быть правильно спроектирована и наполнена интересным контентом», — указал Потураев в своем интервью.

Издание Украина.ру разбиралось, кто же даст деньги украинцам и что из этого выйдет для жителей Крыма и Донбасса.

Безденежье и реальность

С финансированием государственных СМИ у Украины традиционно дела идут не очень. Так, в конце мая уже после победы на президентских выборах и инаугурации Зеленского глава правления Национальной общественной телерадиокомпании Украины Зураб Аласания признался в комментарии Hromadske.ua: общественное телевидение (канал «Суспільне») живет впроголодь. Он заявил, что украинское правительство в 2019 году выделило его компании лишь 59% финансирования.

«Должны были пересмотреть в первом полугодии [этот вопрос], но ничего не пересмотрели. Но мы привыкли к этому. Каждый раз они говорят — пересмотрим, но потом не пересматривают. Поэтому мы на полгода живем весь год», — рассказал Аласания.

Дали слабину: Аласания объяснил, почему Рада пошла в атаку на телеканалы
Дали слабину: Аласания объяснил, почему Рада пошла в атаку на телеканалы
© скриншот с видео Подробности

Еще более вопиющим является случай канала ATR. Связанный с запрещенным в России «Меджлисом» канал должен был получать государственную поддержку как мощное орудие пропаганды, направленное на крымских татар.

В 2016 году Украина начала господдержку телеканала. Как свидетельствует официальный ответ, полученный 23 мая 2017 года «Центром журналистских расследований» от министерства социальной политики, в 2016 году ATR получил 38,97 млн грн. (около 99 млн руб. — Ред.), а в 2017 году — 35,34 млн грн (около 74 млн руб. — Ред.). Но к 2018 году живительный поток денег из госбюджета иссяк. Точнее, потерялся на полпути к каналу.

«Вопреки тому, что у нас есть государственная поддержка, из-за неких бюрократических вопросов это финансирование до нас еще не дошло. (…) Нам выделили, если я не ошибаюсь, 45 млн гривен (около 110 млн грн. — Ред.), но этих денег у нас еще нет. Канал сейчас выживает за свои ресурсы», — жаловался в августе 2018 года в эфире этого телеканала помощник гендиректора ATR Олег Борисов.

Он призвал всех неравнодушных оформить подписку на телеканал, заявив, что оформивших подписку с мая 2018 года 400 человек недостаточно для функционирования канала. По словам Борисова, для того, чтобы ATR смог функционировать, нужно, чтобы на него подписалось в сто раз больше — 40 тыс. человек.

Безденежье — вот бич украинской информационной политики. Но и там, где деньги осваивались грамотно, достичь успеха украинцам удавалось не всегда.

Успех и неудача украинских вышек

Попытки Украины влиять на информационное пространство Крыма подчас принимали курьезные формы. В начале 2017 года была введена в эксплуатацию радиотелепередающая станция в селе Чонгар. Высота построенной для передачи сигнала башни составила 150 м.

«Башню на Чонгаре построили. В ближайшее время начнется вещание на Крым <…> С начала февраля сигнал украинских радиостанций начнет поставляться в Крым. Речь идет о Первом канале Украинского радио Meydan, Радио Крым.Реалии, Херсон FM. Следующий этап — организация цифрового телевидения», — заявлял в конце января 2017 года член Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания Сергей Костинский.

Через полгода с лишним стало ясно: что-то пошло не так.

Пропаганда для дончан: Киев транслирует на Донецк 11 своих телеканалов
Пропаганда для дончан: Киев транслирует на Донецк 11 своих телеканалов
© РИА Новости, Юрий Лашов | Перейти в фотобанк

«Что касается информации, которая транслируется с той вышки, которую мы построили — 150 м — на Чонгаре, то у меня постоянно в машине включено украинское радио, но в последнее время я осведомлен, какие погодные условия в Санкт-Петербурге, какая ситуация в Москве, что с властью в Крыму», — жаловался в сентябре 2017 года глава Генической районной государственной администрации Александр Воробьев.

А «представитель президента Украины в Крыму» Борис Бабин заявил, что станцией пользуется скорее Россия, блокируя украинские сигналы и передавая по той же частоте свои.

А вот с воюющим Донбассом ситуация иная. Украина ввела в строй вышки на Карачуне и в Горняке и успешно осуществляла трансляции на ДНР. При этом южная часть республики, до которой не добивает вышка из Донецка, сейчас находится скорее в украинском информационном поле. Иными словами, в ситуации с ДНР успехи украинского вещания — это следствие сложной ситуации в воюющих ДНР и ЛНР, а не одна лишь заслуга Киева.

Впрочем, если все, что говорит Потураев, правда, курировать работу вещания на Крым и Донбасс будут все же не только украинцы.

«Паровозик, который смог»

Потураев отказывается называть западных союзников Украины, которые потратятся на новую информационную платформу. Это секрет Полишинеля. 7 июля пресс-служба правительства Великобритании сообщила о выделении £18 млн «противодействия дезинформации и фальсификации новостей в Восточной Европе и укрепления независимых СМИ на Западных Балканах. Это значит, что помимо усиления британской пропаганды в Черногории и Боснии и Герцеговине, ряд восточно-европейских государств, среди которых наверняка будет и Украина, получил средства для «борьбы с фейк-ньюз».

Украинское радиовещание на Крым: разговор немого с глухим
Украинское радиовещание на Крым: разговор немого с глухим
© Пресс-служба президента Украины | Перейти в фотобанк

Кроме того, в апреле 2019 года стало известно, что США выделят от $16 млн до $18 млн на проект Агентства США по международному развитию (USAID) на Украине. Организация приступила к поиску подрядчиков, которые в течение пяти лет будут помогать ее украинскому подразделению в работе.

«Настоящий контракт предусматривает выполнение двух основных задач: оказание региональному представительству USAID на Украине поддержки в реализации им Стратегии сотрудничества в целях развития данной страны, а также предоставление ему комплексной помощи в сфере текущего мониторинга и изучения», — отмечается в документе, с которым ознакомился RT.

При этом в тендере указано, что «Стратегия сотрудничества в целях развития на 2019-2024 годы была одобрена 9 января 2019 года и необходима для реализации приоритетов правительства США по развитию Украины».

Нужно отметить, что финансируемые американцами и британцами проекты в области СМИ на Украине довольно успешны. Так, по иронии судьбы директор одного «Общественного» канала Аласания жаловался на отсутствие финансирования другому «Общественному» (и «Cуспільне», и «Громадське/Hromadske» на русский переводятся как «Общественное»), у которого с финансами все нормально.

Сам проект Hromadske, который позже из одного лишь онлайн-телевидения превратился в разветвленный медиаресурс (сейчас есть и одноименная радиостанция) стартовал с началом Евромайдана. Деньги на его создание дал фонд «Возрождение» американского миллиардера Джорджа Сороса, также он получил гранты посольств США и Нидерландов на Украине.

Еще один успешный пропагандистский проект — «Крым.Реалии» — подразделение «Радио Свобода», использующее крымскую тематику. Как и другие проекты, финансируемые Конгрессом США, «Крым.Реалии» был сделан быстро и качественно. Сам домен зарегистрирован 20 марта 2014 года — через два дня после перехода Крыма в состав РФ в результате референдума, на котором подавляющее большинство проголосовавших высказалось за воссоединение с Россией. «Крым. Реалии» не только «информирует» о состоянии дел на полуострове, но и предоставляет всем желающим возможность самостоятельно изучить крымскотатарский язык (естественно, письменность при этом изучается латинская, а не кириллическая).

«Охранники Украины»: Министерство пропаганды подготовило комиксы про АТОшников
«Охранники Украины»: Министерство пропаганды подготовило комиксы про АТОшников
© Facebook Виктории Борзовой

«Крым.Реалии» является частью некоммерческой независимой медиакорпорации Radio Free Europe / Radio Liberty (RFE/RL), финансируемой Конгрессом США через гранты, предоставляемые Американским агентством глобальных медиа (U.S. Agency for Global Media, USAGM). «RFE/RL руководствуется законодательством США для предоставления точного, объективного и профессионального журналистского продукта для своей аудитории», — гласит информация на сайте самого проекта.

Таким образом, если к созданию информационной платформы привлекут западных специалистов, как, скорее всего, и будет — западные «инвесторы» в Украину крайне придирчиво относятся к использованию своих средств — Россия может получить у своих границ еще один источник вражеской и при этом качественной, а не кондовой пропаганды. Хоть Потураев и говорит, что данная платформа не будет пропагандистской, характер деятельности украинских СМИ — как государственных, так и частных — убеждает в обратном. Впрочем, исключать «распил» части западных средств не стоит: украинские чиновники в этом большие мастера.