Основанием для инициирования процесса является письменное представление, подписанное большинством депутатов от конституционного состава (226 из 450). После этого Рада создает Временную следственную комиссию (ВСК). В нее войдут нардепы, спецпрокурор и спецследователи. Заседание ВР, на котором рассмотрят указанные выводы и предложения, будет открытым (за исключением случаев, когда выводы и предложения или приложенные к ним материалы будут содержать гостайну или охраняемую законом тайну).

До принятия окончательного решения Рада должна получить выводы Конституционного и Верховного судов о соблюдении требований Конституции и законов Украины. Импичмент вступит в силу, если за него проголосует не менее трех четвертей нардепов от конституционного состава (170 нардепов).

При этом представитель Зеленского в ВР Руслан Стефанчук передал президентское пожелание депутатам принять и закон об отмене депутатского иммунитета.

Нардеп от БПП/«Европейской солидарности» Алексей Гончаренко в тот же день подал свой законопроект об импичменте президента. Правда, в нем предусматривается только участие в ВСК, но четкой процедуры смещения с поста главы государства нет.

Не лишение, а ограничение

Инициатива по импичменту в Украине не нова. На ней пиарились многие политики. Пока ее не узаконивают. Ведь даже те, кто за нее выступает, осознает вероятность того, что каждая власть будет пользоваться политической целесообразностью и «крутить» Уголовный кодекс, чтобы оказывать влияние на политиков.

Председатель аналитического центра «Инполит» Сергей Быков заметил, что процедура импичмента прописана в регламенте Рады. Но если провести его без уполномоченных на это прокуроров и следователей, решение можно оспорить в суде.

«Этот вопрос нужно урегулировать. Поскольку наша правоохранительная и судебная система не очищены от коррупции, мы можем ожидать новые политические преследования», — проанализировал политолог.

И напомнил: неоднократно оппозиционных депутатов 8-го созыва пытался привлекать к ответственности генпрокурор с трибуны Рады, заявляя вещи, не подтверждаемые доказательной базой. «Несмотря на то, что парламент давал соглашение на лишение мандата и привлечение к ответственности этих депутатов, до сих пор ни один из них не получил обвинительного акта и постановление суда, о совершении преступления», — напомнил эксперт.

Поэтому, уверен он, ограничение депутатской неприкосновенности должно касаться исключительно политических высказываний в пределах здания парламента. Однако, сказал Быков, за преступления и коррупцию депутат должен получать реальные криминальные сроки.

При таком строе — невозможно

Иначе смотрит на тему импичмента эксперт Украинского института анализа и менеджмента политики Денис Гаевский. По его словам, несуверенность Украины и несубъектность украинского политического класса приводят к тому, что государством управляют из-за рубежа. Поэтому не имеет значения, будет или не будет принят закон об импичменте президента Украины. Вся история государства об этом красноречиво говорит.

«Я думаю, всем очевидно, что с 2014 года без одобрения Запада в Украине невозможны никакие майданы, бунты, импичменты. Если придет окрик из Вашингтона и Брюсселя насчет устранения президента страны, то он будет устранен. Если нет, то мы знаем опыт различного устранения президентов. Зачем далеко ходить? Януковича убирали без импичмента», — заявил аналитик.

По мнению политолога, законодательная инициатива Зеленского — это просто инициатива, с которой он должен был выйти к людям. Ведь перед выборами президент высказывался за расширение инструментов прямой демократии, чтобы, как говорится, быть ближе к народу. Но когда на Украине де-факто действует феодально-сословный режим, такие инициативы едва ли реализуемы.

Сложная и нереальная

«Единственный случай, когда в Европе по процедуре импичмента был устранен президент, произошел в Литве в 2004 году. Тогда свергли «пророссийского» Роландаса Паксаса. Да и то импичмент инициировали по причине его «пророссийскости», а не из-за чего-то другого. Хотя через полтора года он был полностью оправдан литовскими судами, затем подтянулось оправдательное решение ЕСПЧ (Европейский суд по правам человека. — Авт.). Но литовские политики сделали вид, что таких решений не существует, и на следующие выборы Паксас не был допущен», — рассказал о курьезе аналитик.

Однако, заметил Гаевский, процедура импичмента украинского президента сложная и практически нереальная, поскольку заблокировать импичмент можно на любой стадии, например, во время рассмотрения документов о президентском преступлении в парламенте и в судебных инстанциях. Вся процедура нивелирует суть закона.

«Судьи всегда держат нос по ветру. Ключевое влияние на них имеет Администрация президента и в целом высшее политическое руководство. Если закон об импичменте будет принят, это будет сугубо декларативный документ», — резюмировал эксперт, отметив, что за документ проголосует скорее 9-й созыв ВР.

От автора:

Технически импичмент президентов успешно был реализован только в странах Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке и в Южной Америке. Но эти случаи нужно тщательно разбирать, ибо в этих государствах другие законы и культура, другие отношения власти и народа.

В США двое правителей ушли по импичменту, но были оправданы. Третий ушел заранее, чтобы не доводить до импичмента. Сейчас в Штатах говорят об импичменте Дональда Трампа, но это, предполагает один из американских политобозревателей, произойдет лишь в том случае, если Трамп застрелит человека средь бела дня и будет пойман с дымящимся дулом пистолета.

На постсоветских просторах импичмент тоже не проходит. Имеет место инцидент не только с Паксасом. Президента РФ Бориса Ельцина депутаты пытались сместить трижды. Первые два раза были в 1993 году и закончились вооруженным конфликтом с выведением на улицы бронетехники.

Если говорить конкретно о Зеленском, то опасаться импичмента ему вряд ли стоит. Он, по словам политологов, идет к формированию большинства и коалиции с Юлией Тимошенко и ее «Батькивщиной». Прогнозируется, что на июльских выборах в Раду партия «Слуга народа» получит большую поддержку населения. А в новой Раде у Зеленского появятся и другие соратники.

Вместе с тем эксперты продолжают настаивать на внедрении ограничения неприкосновенности не только депутатов, но и президентов и судей. Ведь Украина — это коррупционная и нестабильная демократия, в которой и законодательная, и исполнительная власть всеми силами сопротивлялась подобным решениям. Так, например, даже Конституционный суд одобрил законопроект бывшего президента Петра Порошенко об отмене депутатской неприкосновенности с 2020 года (это именно тот самый закон, который Владимир Зеленский призывает принять). Но для реального введения в действие этого механизма необходимо проголосовать за изменения в Конституцию. Голосование провалилось, документ отправили на усовершенствование.