Как оскароносный уроженец Кременчуга запустил в СССР голую женщину, затмившую золото Америки
Как оскароносный уроженец Кременчуга запустил в СССР голую женщину, затмившую золото Америки
© «Золото Маккенны»
Конечно, рассказывать всем давно известную историю возникновения Канн и превращения этой деревушки на юго-востоке Франции в регионе Прованс-Альпы-Лазурный Берег в фешенебельный кластер всевозможных фестивалей — только бумагу переводить. Но учитывая, что этот текст представлен в электронном виде, то почему бы, как говорится, не покрутить кино?

Тем более что в его эпизодических ролях замечены многие интересные личности. Например, два из четырех одновременных римских императоров Отон и Виттелий, английский канцлер лорд Генри Питер Брум, императрица Мария Александровна, супруга Александра II. А в 1888 году Ги де Мопассан писал о Каннах: «Принцы, принцы, повсюду принцы» — и остался прав до сих пор. Потому что Международный Каннский кинофестиваль это ежегодно демонстрирует во всем блеске красной дорожки в конце мая на базе Фестивального дворца. Фестиваль аккредитован Международной федерацией ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF) в числе двенадцати конкурсных фестивалей игровых фильмов (так называемые «фестивали категории А»), так что кинематографисту попасть в одну из его программ, не говоря уже о любом призе, весьма и весьма престижно.

В пику Гитлеру

Примечательно, что задуман был кинофорум в 1939 году в связи с тем, что в 1938 году на Венецианском кинофестивале в Италии в числе победителей оказался фильм Лени Рифеншталь «Олимпия». В знак протеста возможному вмешательству в ход фестиваля администрации Гитлера американская и британская делегации покинули форум. В результате французская сторона пришла к решению о проведении собственного фестиваля с независимым жюри и широким представительством всех стран. Но из-за Второй мировой войны осуществить эту затею удалось только в 1946 году. И самым первым в фестивальной программе был продемонстрирован советский документальный фильм «Берлин» режиссёра Юлия Райзмана.

Вообще надо отметить, что призы Каннского фестиваля получали многие кинематографисты СССР, когда они еще представляли единую страну, несмотря на личные и производственные национальные особенности. Среди них только в первом году проведения — в 1946-м — были отмечены Фридрих Эрмлер (Гран-при за «Великий перелом»), Александр Птушко (награда за цветовое решение фильма «Каменный цветок»), Михаил Ромм (премия Ассоциации авторов фильмов за режиссуру ленты «Человек №217»). В последующем с призами из Канн уезжали Абрам Векслер, Сергей Юткевич, Иосиф Хейфиц, Тенгиз Абуладзе, Резо Чхеидзе, Григорий Чухрай, Михаил Калатозов, Ия Саввина, Андрей Тарковский, Федор Хитрук, Андрей Кончаловский, Елена Соловей, Павел Лунгин, Глеб Панфилов и многие другие.

Каннский кинофестиваль никогда не был сплошным развлечением — его программа изобиловала остросоциальными драмами художественного и документального жанров. Так, среди обладателей «Золотой пальмовой ветви» — «Фаренгейт 9/11», документальный фильм-памфлет американского режиссёра и политического активиста Майкла Мура в 2004 году. Он состоит из критики и обвинений в адрес президента США Джорджа Буша-младшего, в том числе в его причастности к событиям 11 сентября 2001 года, а также затрагивает причины американских войн в Афганистане и Ираке. И надо признать, что фильм был удачным не только в фестивальном, но и в коммерческом отношении — он собрал более 222 млн долларов (из них 119 млн в США и 103 млн в других странах), тем самым заняв первую строчку по сборам среди документальных фильмов за всю историю. После показа на Каннском кинофестивале кинокартина удостоилась, пожалуй, самых долгих оваций за всю историю проведения кинофорума — очевидцы утверждают, что длились они от 15 до 25 минут.

А история участия Эмира Кустурицы в Каннском фестивале вообще достойна отдельной киносаги! Дело в том, что фильмы этого югославского режиссера во многом основаны на событиях той войны, когда некогда единая федерация балканских республик сначала запылала в огне гражданских и религиозных конфликтов, а потом — под бомбами самолетов НАТО. Стартовав в 1985 году с фильмом «Папа в командировке», Кустурица сразу получил «Золотую пальмовую ветвь» и приз ФИПРЕССИ. Милош Форман, вручавший как председатель жюри «Золотую пальмовую ветвь» югославу, назвал Кустурицу главной надеждой европейского и мирового кино. Что подтвердилось впоследствии фильмами «Время цыган» (приз за режиссуру, 1988), «Андеграунд» (вторая «Золотая пальмовая ветвь», 1995), «Жизнь как чудо» (приз французской системы образования, 2004). А в 2005 году режиссер уже сам возглавил жюри престижного киносмотра. Однако из-за политических предпочтений, в том числе в пользу РФ и ее лидера, известного режиссера позже мягко выжили из этого фестиваля: сначала не взяли фильм «По Млечному Пути» 2016 года из-за задержки заявки на один день, а уже в 2019-м представлять «Балканский рубеж» не имело смысла (даже с учетом производства на американской киностудии «20th Century Fox»): информационная война между западным миром и Россией достигла особого накала.  

Украинские следы на пальмовой грядке

Итак, что же сегодня представляет собой Каннский кинофестиваль? В этом году рассмотрено 1845 художественных фильмов официального отбора и 4240 короткометражных фильмов из 39 стран-производителей.

Каково же представительство украинцев в нынешнем фестивале? Это интересно узнать еще и потому, что претензии пусть не всех украинцев, но, по крайней мере, одесситов, на пальму первенства в киноиндустрии могли бы быть более чем обоснованы: еще в 1893 году (за два года до братьев Люмьер!) главный механик Одесского Новороссийского университета Иосиф Тимченко изобрел и сконструировал прототип современного киносъемочного аппарата и аппарата для кинопроекции. Тогда же он совершил первые киносъемки — снял всадников и метателей копий. Сейчас его раритетный аппарат хранится в фондах московского Политехнического музея.

Но современные украинцы всячески открещиваются от общего с россиянами самодержавного прошлого. И от советского заодно. Поэтому начали историю участия в Каннском фестивале с чистого листа. К сему дню на нем написано следующее: участник основной конкурсной программы Сергей Лозница с фильмом «Счастье мое» в 2010 году и с фильмом «Кроткая» в 2017 году; участник программы «Особый взгляд» Сергей Лозница с фильмом «Донбасс» в 2018 году (приз за лучшую режиссуру с формулировкой «за пронзительный взгляд на войну на его родине, в Украине»).

При этом украинский режиссер Сергей Владимирович Лозница — уроженец белорусских Барановичей. В 1981 году он поступил в Киевский политехнический институт. А уже в 1991 году поступил во ВГИК на отделение режиссуры игрового кино в мастерскую Наны Джорджадзе. С 2000 года работал режиссером на Санкт-Петербургской студии документальных фильмов. В 2001 году эмигрировал в Германию. Женат, две дочери. Вопрос «в курилку»: почему Сергея Лозницу упоминают в интернете и как российского участника Каннского фестиваля — так ли уж однозначно у него с гражданством?..

Тень украинской «Мрии» над EBИNNALE
Тень украинской «Мрии» над EBИNNALE
© commons.wikimedia.org, Dmitry A. Mottl
Кроме вышеупомянутого выпускника российского ВГИКа в Каннах в 2005 году была отмечена лента «Попутчики» молодого украинского режиссера Игоря Стрембицкого — она получила «Золотую пальмовую ветвь» за короткометражку «Путники». А в 2011 году Марина Врода получила «Золотую пальмовую ветвь» за короткометражный фильм «Кросс». В 2014 году полнометражный фильм Мирослава Слабошпицкого «Племя» участвует в конкурсной программе «Неделя критики» и получает сразу три награды — приз фонда Ган, приз «Открытие» и Гран-при. В 2016 году Марыся Никитюк стала победительницей 10-й сессии ScripTeast Award за лучший сценарий под названием «Когда падают деревья» в рамках 69-го Каннского фестиваля.

Кроме этого в смотрах достойных внимания картин Украину представляли литовец Шарунас Бартас с картиной «Иней» в 2017 году и исландец Бенедикт Ерлингссон с картиной «Горная женщина: на войне» (фильм создан в копродукции Украины, Исландии и Франции), которая получила награду за лучшую музыку в Каннах.

Охота пуще неволи. Украинское сафари на каннских львов

Плакали ваши денежки  

В этом году Украина не попала в основную конкурсную программу. Но в программу «Особый взгляд» включена лента «Домой» режиссера Наримана Алиева, а в официальный конкурс короткометражных фильмов — «Анна» режиссера Декеля Беренсона.

В фильме "Домой" рассказывается история крымского татарина Мустафы. Двое его сыновей после событий в Крыму уезжают в Киев. Однако его старший сын погибает в военных Песках, и Мустафа отправляется в столицу, чтобы вернуть младшего сына домой, забрать тело старшего и похоронить в Крыму согласно мусульманским традициям. Этот фильм — один из победителей конкурса кинопроектов патриотической направленности, который провело Министерство культуры в 2018 году.

«С точки зрения крымских татар, для нас сейчас очень важно, чтобы Украина в первую очередь изменила Конституцию и приняла статью о национальной Крымскотатарской автономии», — говорит постановщик.

Охота пуще неволи. Украинское сафари на каннских львов

А короткометражный игровой фильм "Анна" израильского режиссера Декеля Беренсона рассказывает историю матери-одиночки среднего возраста, которая живет на охваченном войной востоке Украины и отчаянно жаждет перемен. Она отправляется на вечеринку с американцами, чтобы найти свою любовь. Как говорится, ноу комментс…

Министр культуры Евгений Нищук в интервью проекту «Громадське» 24 апреля сего года признавался, что «в 2018 было снято около 18 полнометражных украинских кинолент, на которые Госкино выделило более 190 000 000 гривен. В то же время только три отечественные ленты смогли окупиться, две из которых вообще не финансировались государством. Жанры — от научной фантастики до романтической комедии. Большинство этих фильмов не заинтересовали массового украинского зрителя». Тем самым министр признал, что деньги налогоплательщиков выброшены на ветер — окупился только один фильм из 18! Оправдать такое расточительство можно только чем-нибудь некинематографическим — например, идеологией.  

Фильм про Круты: опять плохое украинское кино
Фильм про Круты: опять плохое украинское кино
© kinofilms.ua
В 2015 году украинская редакция журнала Forbes совместно с участниками кинорынка отобрала десять ведущих экспертов и попросила их назвать десять самых выдающихся кинорежиссеров Украины. Критериями для определения топ-10 украинских режиссеров стали: уровень мастерства, признания в отечественном профессиональной среде и за рубежом, успехи на международных фестивалях, общественная значимость творческих достижений, популярность и общественная активность. В результате сформировалась вот такая десятка:

1 место — Кира Муратова (81 балл)

2 место — Мирослав Слабошпицкий (79 баллов)

3 место — Сергей Лозница (78 баллов)

4 место — Владимир Тихий (54 балла)

5 место — Роман Балаян (35 баллов)

6 место — Олег Сенцов (34 балла)

7 место — Валентин Васянович (19 баллов)

8 место — Игорь Подольчак (18 баллов)

9 место — Михаил Ильенко (16 баллов)

10 место — Олесь Санин (15 баллов)

Ситуация, при которой Олег Сенцов, снявший одну только ленту «Гамер», отстал от Романа Балаяна на 1 балл, говорит о многом. Не стоит надеяться, что за 5 лет ситуация в корне изменилась. Еще долго украинский кинематограф будет развиваться как пропагандистский продукт, часто русофобского содержания и с героизацией чисто украинского прошлого в ущерб чисто советскому. Сколько будет профессионального интереса со стороны зарубежных коллег к таким фильмам, а сколько политической конъюнктуры — покажет время. Оно многое может показать внимательному и умному зрителю. Главное, чтобы он смотрел.