ДМЗ был признан в качестве производителя листового проката из судовой стали такими независимыми сертификационными центрами, как английский Регистр Ллойда, немецкий Регистр Ллойда, Российский морской регистр судоходства, Французское бюро Веритас, Норвежский Веритас, Американское бюро судоходства.

Продукция завода поставлялась в 15 регионов Украины, Россию, Белоруссию, Азербайджан, Эстонию, Литву, а также в 43 страны дальнего зарубежья — в Юго-Восточную Азию, на Ближний Восток, в Западную и Восточную Европу, Африку, Северную и Южную Америки.

Тяжелые времена «Азовстали». Источник процветания самого богатого украинца накануне кризиса
Тяжелые времена «Азовстали». Источник процветания самого богатого украинца накануне кризиса
© Public domain

Будучи разделен на два хозяйствующих субъекта, тем не менее ДМЗ имел все шансы стать одним из лидеров украинской электрометаллургии. Но теперь эти шансы, похоже, безвозвратно утрачены: война, разразившаяся в Донбассе, остановила стальное сердце Донецка.

На площадке завода, ставшего 150 лет назад колыбелью промышленного Донбасса, теперь пытается выжить «Юзовский металлургический завод».

История «старого Юза»

Ускоренное развитие производительных сил Российской империи, наступившее по окончании Крымской войны, увеличило потребность страны в чёрных металлах, особенно для строительства железных дорог, перевооружения армии и флота.

Однако старая уральская промышленность, основанная на древесно-угольной выплавке чугуна, имела весьма ограниченные возможности для роста. Более того, отмена крепостного права в 1861 году вызвала обвальное сокращение выплавки чугуна на уральских заводах.

Между тем технические возможности для успешного развития отечественного чугунолитейного производства к этому времени уже имелись. Построенная сеть железных дорог приблизила места добычи чугуна к крупным центрам промышленности и торговли, создала возможности для развития современной металлургической базы на Юге России, опирающейся на имеющиеся там месторождения железной руды и угля.

В 1866 году правительство Российской империи заключило договор с князем Сергеем Викторовичем Кочубеем, согласно которому тот обязался построить на юге Российской империи завод для изготовления железных рельсов. В 1869 году Кочубей за 24 тысячи фунтов стерлингов продал концессию англичанину Джону Юзу. Собственно, возникновение города Донецка относится к лету 1869 года, когда Джон Юз начал строительство металлургического завода.

Аритмия стального сердца Донбасса. Судьба Донецкого металлургического завода

Свою историю Донецкий металлургический завод отсчитывает с 1872 г., когда на предприятии была начата регулярная выплавка чугуна. В 1872 г. введены в эксплуатацию пудлинговые и сварочные печи, в 1873-1974 гг. — прокатные станы для производства железных рельсов, полосового и сортового железа.

Завод заработал по полному металлургическому циклу. Донецкий металлургический завод одним из первых в Российской империи освоил выплавку чугуна на минеральном топливе в доменных печах, прокат железных, а затем стальных рельсов.

Зарезали курицу, несущую золотые яйца. Как Киев потерял Алчевский металлургический комбинат
Зарезали курицу, несущую золотые яйца. Как Киев потерял Алчевский металлургический комбинат
© РИА Новости, Валерий Мельников | Перейти в фотобанк

К началу XX века на заводе работали 7 доменных, 10 мартеновских печей, 14 прокатных клетей. Предприятие стало крупнейшим производителем чугуна в стране. В дальнейшем продолжалось развитие и расширение существующих и строительство новых цехов и агрегатов. Были построены и пущены в эксплуатацию: в 1904 г. — листопрокатный цех, в 1910 г. — сортопрокатные станы 250, 350, 400, в 1912 г. — новый мартеновский цех.

К 1940 г. объем выплавки чугуна, стали, производство проката превысили уровень 1913 г. в два с лишним раза. С начала Великой Отечественной войны завод стал выпускать специальные марки сталей для оборонной промышленности, авиационные бомбы, гранаты. Во время оккупации завод не работал. Отступая, нацисты подвергли его жестокому разрушению.

Было полностью уничтожено энергетическое хозяйство, подорваны колонны зданий многих цехов, разрушены производственные агрегаты. Благодаря самоотверженному труду донецких металлургов уже через пять месяцев после освобождения города от оккупантов была восстановлена и пущена в эксплуатацию мартеновская печь № 4, затем — доменная печь и прокатные станы.

В 1950 г. завод по уровню производства достиг показателей предвоенного года. В послевоенные годы на предприятии модернизируются старые и строятся новые цеха. На протяжении своего существования завод всегда работал на перспективу — в цехах внедрялись инновационные мероприятия, осваивались передовые, современные технологии.

В послевоенный период традицию продолжили. В 1950 г. освоили новую для того времени систему пароиспарительного охлаждения элементов мартеновских печей, в 1960 г. внедрили первую в мире промышленную установку непрерывной разливки стали. В 1980 г. ввели в эксплуатацию первую в Европе промышленную установку по вдуванию пылеугольного топлива (ПУТ) в горн доменной печи. Это была поистине революционная технология, позволяющая экономить дорогостоящий кокс, заменяя его более дешевым углем.

Аритмия стального сердца Донбасса. Судьба Донецкого металлургического завода

Приватизация и разделение

В 1996 г. предприятие «Донецкий государственный металлургический завод» реорганизовали в открытое акционерное общество «Донецкий металлургический завод» (ДМЗ). В 2000 г. из состава ПАО «ДМЗ» как самостоятельное предприятие выделилось ЗАО «Мини-металлургический завод «Истил (Украина)», куда вошли электросталеплавильный, обжимной, копровой цеха. В 2002 году на базе двух цехов завода — доменного и мартеновского — было создано ПрАО "Донецксталь" — металлургический завод".

Основным владельцем «Донецкстали» до недавнего времени был связанный с Россией бизнесмен Виктор Нусенкис. В «золотые» докризисные годы Нусенкис как владелец концерна «Энерго» стабильно входил в топ-10 самых состоятельных украинских бизнесменов. Однако он не сумел легализовать бизнес по примеру того же владельца донецкой группы SCM Рината Ахметова. И в результате почти все потерял.

Однако у Нусенкиса остались украинские активы «Донецкстали», и их он планировал развивать. В частности, он задумал масштабную реконструкцию производства на Донецком металлургическом заводе. Предполагалось закрыть мартеновский цех и вместо него построить электросталеплавильный — за чертой города, чтобы улучшить экологическую обстановку.

Никопольский завод ферросплавов. Лакомый кусок, которым подавилась Тимошенко
Никопольский завод ферросплавов. Лакомый кусок, которым подавилась Тимошенко
© nzf.com.ua

Под такой проект требовались серьезные инвестиции. И они были привлечены в 2008 г.: примерно $750 млн взято в виде банковских кредитов. Срок возврата наступил в 2013 г., но к тому времени проект на ДМЗ не был реализован из-за мирового кризиса. Тем не менее Нусенкису удалось привлечь новый кредит на $500 млн для расчета по предыдущему займу.

Дальше была война

Но этим планам помешала война в Донбассе: обстрелы Донецка, включая территорию ДМЗ, вынужденная остановка предприятия. Несколько работников погибли от разрывов снарядов на заводской площадке.

О возобновлении работы ДМЗ в 2015-2016 гг. периодически сообщали власти самопровозглашенной Донецкой народной республики. В июне 2016 года Совет министров ДНР подписал распоряжение о введении на заводе внешнего управления и создании государственного предприятия. Завод получил новое имя «Юзовский металлургический завод».

После принятия решения о введении временной администрации в срочном порядке была собрана рабочая группа по восстановлению и запуску завода. За год с небольшим трудовым коллективом были восстановлены копровый, электросталеплавильный, железнодорожный цеха, кислородно-компрессорная станция и центральная испытательная лаборатория. А также все энергокоммуникации, восстановлены километры Чайкинской линии и приведена в порядок территория завода.

Аритмия стального сердца Донбасса. Судьба Донецкого металлургического завода

В феврале 2017 года Донецкий металлургический завод приостановил работу единственной действовавшей доменной печи №1. Это произошло в связи с отсутствием железорудного сырья из-за блокады железной дороги в зоне разграничения и прекращения поставок.

Об утрате актива ДМЗ зарегистрированная в Украине группа «Донецксталь» официально заявила только в марте 2017 г. Это произошло после прекращения торгово-экономических отношений с неподконтрольными территориями Донецкой и Луганской областей по решению Совета национальной безопасности и обороны Украины.

От царизма до империи Ахметова. Взлёты и падения легендарной «Дзержинки»
От царизма до империи Ахметова. Взлёты и падения легендарной «Дзержинки»
© dmkd.dp.ua

В 2018 году собственником Донецкого металлургического завода стал украинский олигарх Ринат Ахметов. Как свидетельствуют данные в системе раскрытия Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, кипрская Fintest Trading Co Limited, аффилированная с бизнесменом Виктором Нусенкисом, продала все 100% акций ЧАО «Донецксталь» — металлургический завод» в неподконтрольном Донецке четырем компаниям и вышла из состава акционеров. Покупателями стали Metinvest B.V. (Нидерланды), Altana Limited, Misandyco Holdings (обе — Кипр), а также компания Treimur Investments Limited (Британские Виргинские острова). Каждая из них приобрела по 24,989999% акций.

Ранее "Метинвест" стал совладельцем шахтоуправления "Покровское" (Покровск, Донецкая область), которая была одним из главных активов группы "Донецксталь".

Крик о помощи

В начале 2019 года Донецкий металлургический завод оказался на грани остановки. На ДМЗ трудятся без малого пять тысяч человек, и остановка производства чревата серьезными социальными потрясениями.

«На сегодняшний день на нашем предприятии сложилась просто катастрофическая ситуация как для всех сотрудников, так и для самого завода. У нас на заводе работают целые трудовые династии, люди, которые пришли сюда еще студентами и всю жизнь посвятили своему предприятию.

Пришли и молодые специалисты. И никто не бросил производство даже в самые трудные для Донбасса времена. Мы не уехали, как многие, и даже под бомбежками ходили на работу… Любой житель Донецка чувствует себя спокойнее, если слышен легендарный гудок ДМЗ… Но из-за управленческих ошибок руководства филиала сегодня ДМЗ полностью остановлен… Мы просто кричим в отчаянии», — написали работники ДМЗ в мессенджере Telegram.

По словам дончан, завод практически не работает, оборудование большинства цехов законсервировано, а почти весь коллектив отправили в домашний простой на 2/3 оклада.