Миллионы на ветер

До выборов президента Украины осталось чуть больше месяца, но пока не все претенденты на президентское кресло создали избирательные фонды, из которых по закону можно финансировать кампанию. По оценкам экспертов «Комитета избирателей Украины», для победы на президентских выборах 2019 года кандидатам придется выложить $80-100 млн.

Однако не стоит забывать, что предвыборная кампания на Украине на 50% финансируется из теневых средств. В большинстве случаев речь идет о «черном нале», который не контролируется и не проверяется государством. Законы Украины не предусматривают жестких санкций, и за подобные нарушения никто из кандидатов не может быть снят с регистрации.

Зеленский намекнул, что в случае победы на выборах посадит Порошенко
Зеленский намекнул, что в случае победы на выборах посадит Порошенко
© Facebook, Студия "Квартал 95"

О том, сколько средств расходуется на избирательную гонку, рассказали пока только в двух штабах кандидатов в президенты — Петра Порошенко и Владимира Зеленского.

За первую неделю избирательной кампании кандидата в президенты Петра Порошенко со счета избирательного фонда израсходовано 70 миллионов гривен ($2,6 млн). При этом, как утверждает руководитель избирательной кампании Игорь Грынив, Порошенко финансирует свою избирательную кампанию за свой счет.

«За эти семь дней избирательной кампании со счета избирательного фонда оплачено почти 70 млн грн, в среднем 10 млн ($370 тыс.) ежедневно», — сообщил член избирательного штаба Порошенко Руслан Князевич.

Что же касается еще одного кандидата в президенты Украины из тройки лидеров, Владимира Зеленского, то он после открытия избирательного счета потратил на агитацию чуть больше 23,1 млн грн ($860 тыс.).

«С момента, когда был открыт счет, потрачено 23 млн 143,5 тыс. гривен. Можете посчитать, во сколько в день обходится кампания. Сколько всего средств поступило на избирательный счет, точно сказать не готов, но мы обязательно отчитаемся детально о наполнении фонда и расходах», — сообщил спикер штаба Зеленского по вопросам хода предвыборной кампании Дмитрий Разумков.

Таким образом, ежедневные расходы Зеленского на предвыборную кампанию составляют около 1,5 млн грн ($56 тыс.). И это почти в 7 раз меньше, чем траты действующего президента страны.

В штабе еще одного претендента на пост лидера государства, Юлии Тимошенко, не торопятся открыть карты. Однако известно, что лидер «Батькивщины» только за январь потратила минимум 10 миллионов гривен ($370 тыс.) на билборды. Агрессивная реклама Тимошенко появилась задолго до старта президентской гонки.

За октябрь-декабрь 2018 года рекламный бюджет кампании, лицом которой была Юлия Тимошенко, составил 56 млн грн ($2,1 млн). Такую сумму озвучил Комитет избирателей Украины по результатам анализа финансового отчета партии за IV квартал прошлого года. Больше всего средств было потрачено на телерекламу — 45,9 млн грн ($1,7 млн).

Новый тренд

Сегодня очевидно, что команда Порошенко, судя по инсайдам, стремится максимально усложнить и подорвать финансовую базу кампании Тимошенко, пояснил в эксклюзивном комментарии Украина.ру политолог, руководитель аналитического центра «Третий сектор» Андрей Золотарёв.

Коррупционный забег: Тимошенко решила взять Порошенко за оборонку
Коррупционный забег: Тимошенко решила взять Порошенко за оборонку
© РИА Новости, Стрингер | Перейти в фотобанк

«И ей это удается, используя силовиков, закошмаривая тот бизнес, который готов сотрудничать с Тимошенко. Но это кандидаты-тяжеловесы, у которых наибольшие бюджеты кампании. Пожалуй, третье-четвертое место по затратности кампаний — это Зеленский и Бойко. Но тут уже иная картина», — отметил Золотарев.

По его словам, у Владимира Зеленского с учетом концертного тура «Квартала 95» — уникальная избирательная кампания.

«Ситуация уникальная. Если Порошенко использует бюджетные средства и соблазняет избирателей, то кампания Зеленского строится на том, что избиратель сам же платит за кампанию кандидата, приходя на его концерты. Во многом она является вирусной, что снижает ее стоимость. Поэтому кампания Зеленского в разы дешевле кампании Порошенко и Тимошенко», — сказал политолог.

Как подчеркнул эксперт, для остальных кандидатов работает следующий тренд: отцы-основатели сокращают расходы на президентскую кампанию, понимая, что второй тур выборов будет разыгран в тройке вышеназванных ключевых претендентов.

«Основные ресурсы берегут на осень, на по сути «третий тур» президентских выборов. Кто бы ни победил, совершенно очевидно, что основные центры влияния сходятся во мнении, что президентские полномочия должны быть обрезаны. Поэтому будут попытки обрезания полномочий нового президента.

Понятно, что Порошенко будет пытаться цементировать власть, но осенью он может получить в парламенте абсолютно оппозиционное ему большинство со всеми вытекающими последствиями. Поэтому ресурсы перебрасываются на парламентские выборы», — сказал Золотарёв.

По словам политолога, затраты на избирательную кампанию, естественно, влияют на победу.

«Если речь идет о бюджетах кампаний победителей, то там они будут более чем 200 миллионов долларов. С учетом «контролируемого голосования», то есть технологий «сеток», «пирамид», стоимость кампании удваивается», — считает Золотарёв.

Экономные выборы 2014

В 2014 году расходы всех кандидатов в президенты оказались в четыре раза меньше, чем бюджет предвыборной кампании Януковича в 2010 году.

Победитель выборов президента 2014 года Петр Порошенко (набрал 54,7% голосов) потратил на свою избирательную кампанию 96,4 млн грн ($8 млн) личных средств. Львиная доля была потрачена на СМИ — 82,4 млн грн ($6,9 млн). Номер два президентской гонки Юлия Тимошенко (12,8%) потратила на избирательную кампанию 67,5 млн грн ($5,6 млн). Пришедший третьим Олег Ляшко потратил на выборы намного меньше его титулованных соперников — всего 7 млн грн ($580 тыс.).

Новая социология: Порошенко у потолка, Зеленский набирает, Тимошенко теряет
Новая социология: Порошенко у потолка, Зеленский набирает, Тимошенко теряет
© REUTERS, Gleb Garanich | Перейти в фотобанк

По оценке политтехнолога Тараса Березовца, если в 2009-2010 годах избирательная кампания Януковича обошлась под $400 млн, то в 2014 году все кандидаты в совокупности потратили не более $100 млн.

Сытые 2010 и 2004 годы

Победитель президентской гонки 2010 года Виктор Янукович, по официальным данным, израсходовал на проведение выборов 322,5 млн грн ($41,6 млн). Согласно отчету, вся сумма избирательного фонда была сформирована за счет средств Партии регионов. Кандидат на пост президента Юлия Тимошенко израсходовала на проведение выборов 289,9 млн грн ($36,2 млн).

В 2004 году выборы президента были еще более затратными для кандидатов. Первый тур обошелся в один миллиард долларов. Только на нужды своих штабов четыре основных кандидата потратили $130 миллионов.

По официальным данным, в ходе выборов президента Виктор Ющенко потратил 16,756 миллиона гривен ($3,1 миллиона), Виктор Янукович — 14,922 миллиона гривен ($2,6 миллиона). Большую часть своих средств кандидаты потратили на агитацию в средствах массовой информации — Ющенко 80,8% всех расходов, Янукович — 66,9%.

В то же время, по данным проекта «Общественный мониторинг финансирования избирательной кампании 2004 года на Украине», только стоимость трансляции политической рекламы Януковича была оценена в $42 млн.

Отличительной чертой той президентской кампании стали многочисленные шоу-программы в целях агитации за кандидатов, которые активно использовались и Виктором Януковичем, и Виктором Ющенко. И они влетели в кругленькую сумму.

Как Януковича хотели убить
Как Януковича хотели убить
© РИА Новости, Александр Натрускин | Перейти в фотобанк

По данным «Общественного мониторинга», стоимость только одного концертного тура в поддержку Виктора Ющенко составила не меньше миллиона долларов, а Виктора Януковича — не менее $3,5 миллиона.

Денег всё меньше

Очевидно, что, несмотря на внушительные суммы, в избирательной кампании-2019 даже претенденты-тяжеловесы тратят меньше средств, чем кандидаты президентских гонок прошлых лет.

«Экономические проблемы не преминули сказаться и на финансировании избирательной кампании, и денег в политике стало меньше. Как бы кому того ни хотелось, но по одежке протягивают ножки, и в политике тоже в полной мере работает эта формула», — говорит Андрей Золотарёв.

По мнению политолога, шансы на победу есть и у Порошенко, и у Тимошенко, и у Зеленского.

«Если отталкиваться не от той социологии, которой нас потчует фургон с оркестром, я бы выстроил рейтинги так: Зеленский, Тимошенко, Порошенко. И при этом наименее затратная кампания у Зеленского», — заключил Золотарёв.