Деньги пойдут в Пенсионный фонд, а оттуда — на предвыборные подачки пенсионерам. Однако сами «евробляхеры» недовольны. Несмотря на льготы, растаможка для многих оказалось слишком дорогой, а потому на украинские номера поставили всего пятую часть всех завезенных на Украину автомобилей.

Растаможили всего 20%

Льготный период начался 25 ноября 2018 года и действовал до конца суток 22 февраля 2019 года. Согласно закону, с 23 февраля в силу вступил общий режим растаможки таких автомобилей по полной ставке акцизного налога.

Охрименко: Порошенко врет, растаможка «евроблях» не влияет на индексацию пенсий
Охрименко: Порошенко врет, растаможка «евроблях» не влияет на индексацию пенсий
© Александр Охрименко

По данным Государственной фискальной службы, за время действия льготного периода — с 25 ноября и по 24 февраля — оформлено более 218 тысяч автомобилей, за них уплачено более 13,5 млрд грн (33 млрд руб.). Из них почти 140 тысяч — авто с иностранной регистрацией, находящихся в таможенных режимах временного ввоза или транзита. За их оформление уплачено более 8,65 млрд гривен (21 млрд руб.).

Из этого количества 121,4 тысячи — это те автомобили, которые находились на таможенной территории Украины с нарушением сроков вывоза. За них владельцы добровольно уплатили 1,031 грн (2,5 млрд руб.), что освободило их от административной ответственности.

По данным ГФС, по состоянию на ноябрь 2018 года на Украине автомобилей с иностранной регистрацией было около 640 тысяч. Из названного количества растаможенных авто только 123 тысячи находились на Украине на момент принятия закона, запустившего процесс. Остальные — это авто, которые дополнительно завезли в последние несколько месяцев из расчета на льготу. Таким образом, из 640 тысяч «евроблях», которые находились на территории Украины, растаможили всего около 20%.

Больше всего автомобилей растаможили на Киевской таможне — свыше 20 тысяч, Волынской — 15 тысяч, на Закарпатской, Львовской и Черновицкой — примерно по 10 тысяч авто. Растаможивали как дешевые автомобили, произведенные 20 лет назад, так и дорогие авто.

Однако большая часть владельцев «евроблях» не захотела растаможивать автомобили. Дело в том, что для этого нужно уплатить несколько крупных платежей: акцизный налог, НДС и пошлины.

Наибольшим по сумме является акцизный налог, который рассчитывали по специальной формуле: объем двигателя умножается на специальную сумму акциза и возраст автомобиля в годах. Именно на акцизный налог до 22 февраля действовала скидка в 50%.

«Нелегкое решение». Вождь «евробляхеров» собрался в президенты Украины
«Нелегкое решение». Вождь «евробляхеров» собрался в президенты Украины
© украина.ру/Стрингер

Стоимость растаможки зависела от нескольких ключевых характеристик — в частности, чем больше объем двигателя, тем дороже. Значительно увеличивал стоимость растаможки возраст авто. Поэтому пользователи «евроблях» с большим объемом двигателя и солидным возрастом автомобиля посчитали, что растаможка обойдется им в несколько раз дороже, чем покупка авто.

Новые протесты «евробляхеров»

До 23 мая включительно еще будут либерализованы нормы об административной ответственности для владельцев автомобилей. Начиная с 24 мая те, кто не растаможил авто, но продолжает ездить с иностранной регистрацией, нарушая тем самым таможенные правила, будет вынужден платить огромные штрафы. В случае выявления такого автомобиля на таможне, штраф составит 170 тысяч гривен (411 тыс. руб.), а в случае остановки автомобиля полицией на территории Украины — от 8,5 до 17 тысяч гривен.

В ГФС указывают, что для владельцев «евроблях», которые не воспользуются возможностью растаможить автомобиль, есть два варианта. Первый — вывезти автомобиль за пределы Украины и оставить там. Чиновники говорят, что очень многие люди так и поступают. Второй — просто разобрать машины на запасные части.

От продления льготного режима решили отказаться и в общественной организации «АвтоЕвроСила», созданной самими «евробляхерами», уже обещают новые акции протеста, если их требования не выполнят.

Соучредитель организации «АвтоЕвроСила» Александр Чернявский утверждает, что, хотя, по официальной статистике ГФС, было растаможено 20%, по неофициальной — менее 10% авто с еврономерами. То есть нерастаможенными осталось от 600 тысяч до более миллиона автомобилей.

«Полуевропейцы»: владельцы еврономеров между Порошенко и Аваковым
«Полуевропейцы»: владельцы еврономеров между Порошенко и Аваковым
© РИА Новости, Стрингер | Перейти в фотобанк

«Подтвердился тезис, который активисты АЕС доказывали три года, что при условии отмены акциза бюджет Украины можно наполнить на сотни миллиардов. За один месяц было растаможено более 100 тыс. авто, въехавших впервые на Украину. За весь прошлый год — в районе 60 тыс. для сравнения», — написал Чернявский на своей странице в соцсети.

На подкуп избирателей

Президент Петр Порошенко уже похвастался в Twitter, что через механизмы льготного растаможивания в бюджет Украины поступило 13,6 млрд гривен (33 млрд руб.).

«Всего через механизмы льготного растаможивания поступило 13,6 млрд. В частности, почти 6 млрд (14,5 млрд руб.) по программе старых автомобилей, и мы эти деньги можем потратить на поддержку пенсионеров», — написал президент.

Вице-премьер по социальным вопросам Павел Розенко тут же поспешил поделиться приятными новостями для украинских пенсионеров.

«1 марта правительство осуществит плановую индексацию пенсионных выплат согласно Закону Украины об общеобязательном пенсионном страховании. Такая индексация будет проведена для более 10,2 млн пенсионеров. Индексация осуществляется в соответствии с инфляционными процессами 2018 и роста уровня заработной платы на Украине», — сообщил Розенко в соцсети.

По его словам, в рамках указанной индексации с 1 марта вводятся также дополнительные пенсионные выплаты тем, кто имеет страховой стаж более 35 лет, но из-за низкой зарплаты не получат проиндексированные выплаты, согласно норме закона. Именно их и решили «облагодетельствовать» за счет «евробляхеров».

«Евробляхи» для Порошенко: Деньги с растаможки авто идут на подкуп избирателей

«Дополнительная выплата будет составлять 2400 гривен (5800 руб.) двумя траншами: 1200 грн в марте и 1200 грн в апреле. Дополнительный ресурс в размере 4,4 млрд гривен (10,63 млрд руб.) был получен Пенсионным фондом за счет поступлений от растаможивания автомобилей с еврономерами», — сообщил Розенко, подчеркнув, что все указанные пенсионные выплаты будут осуществлены в пределах средств бюджета Пенсионного фонда без увеличения его дефицита.

К слову, несмотря на заявления правительства о необходимости сокращения дефицита Пенсионного фонда, он ежегодно продолжает увеличиваться. Если в прошлом году дефицит бюджета ПФ составлял 139 млрд грн (336 млрд руб.), то в этом году он оценен Кабмином в 167 млрд грн (403 млрд руб.).

Дополнительные выплаты пенсионерам приурочены аккурат к выборам президента страны. И заявления «мы повысили пенсии» и жалкая подачка в 2400 грн (5850 руб.) пенсионерам — это чистой воды популизм. Хотя на Украине предвыборные доплаты пенсионерам — технология старая и надёжная.