Великий донецкий учитель Виктор Шаталов: человек, опередивший эпоху
Великий донецкий учитель Виктор Шаталов: человек, опередивший эпоху
© РИА Новости, Александр Лыскин | Перейти в фотобанк
Легендарный человек всегда освещает пространство вокруг себя светом своей личности. Часто такие люди сгорают очень быстро, но бывает, что Господь дарует им длинную жизнь, и тогда мы имеем возможность пользоваться их обществом (а не только идеями) долгие годы.

Гений живет в Донецке

Все сказанное справедливо для судьбы Виктора Федоровича Шаталова. В наши дни его слава несколько скромнее, чем это было, скажем, полвека назад, когда о его методике преподавания впервые заговорили на весь Союз, или сорок лет назад, когда вышла в свет его первая большая книга, суммирующая наработанное и пережитое — «Куда и как исчезли тройки. Из опыта школ Донецка».

Виктору Федоровичу без малого 92 года. Он по-прежнему живет в Донецке в своей старой скромной квартире. Недавно делегация Союза писателей ДНР во главе со своим председателем Фёдором Березиным навестила Шаталова. Ведь он их коллега — член этого творческого союза. Вручили значок писательского объединения, книги, вышедшие у донецких авторов в последние годы, почаёвничали, поговорили о жизни, о судьбе.

Фантастический метод Шаталова

Жизнь как эксперимент

Одна из известных книг Шаталова, обобщающая сделанное им и его учениками в педагогике с философских позиций, называется «Эксперимент продолжается». Что называется, в точку, ведь и вся жизнь, все творчество Виктора Федоровича — непрерывный эксперимент.

Судите сами. Сын бедного курского крестьянина, пришедшего в голодных двадцатых на заработки в Донбасс, Виктор Шаталов мог запросто повторить обычную судьбу многих: начальная школа, шахта, завод, армия, снова шахта. Но у парня оказался непростой характер и далеко не рядовые мозги.

В самом конце Великой Отечественной, на которой пропал без вести его отец, Виктор Федорович был призван на службу в вооруженные силы, участвовал в боях с империалистической Японией. Впрочем, недолго.

Вспоминая войну, Шаталов хмурится: «Нет ничего хуже этого в жизни. Ни тогда, ни сегодня». Что ж, понятно, у него менталитет созидателя, творца, Учителя, взращённый в старорусской крестьянской парадигме. Ей свойственен напор, влияние, но чужда агрессия.

После Победы были долгие семь лет военной службы. За это время паренек из города Сталино с семилеткой за плечами заочно окончил курс средней школы, поступил в педагогический институт, окончил и его, стал чемпионом Тихоокеанского флота по спортивной гимнастике. То, что отличником боевой и политической был — само собой разумеющееся.

Виктор Федорович говорит: «Я не понимаю, когда кто-то сегодня ноет о трудностях. Я служил, и во время службы нашел время, чтобы завершить среднее образование, а потом получить высшее. Поверьте, в тех условиях это было совсем не просто. Но было понимание, что образование — это всё».

Рождение системы

Вернувшись в Донбасс, Шаталов занялся преподаванием математики и физики в средней школе. И тут тоже могло все в биографии срастись, как у многих — учитель, завуч, директор, в лучшем случае — заведующий районо или гороно. Последнее, скажем вам по секрету, вряд ли, конечно, ибо характер у Виктора Федоровича твердый, неуступчивый. Чтобы не сказать — жесткий. Чиновниками такие не становятся.

Но «эксперимент-то продолжился». И он просто взял и изобрел систему Шаталова. Систему изучения точных наук Шаталова. Но еще лучше сказать, систему миропонимания Шаталова. Если бы ему не нравилось учить людей, он бы точно стал философом-практиком. Хотя, конечно, он им и был в какой-то мере на своей педагогической ниве.

Надо сказать, что в той огромной стране, что именовалась СССР, не было более громкого имени в педагогике, чем имя скромного донецкого учителя математики. Шаталов всегда обезоруживал логикой, которой владеет и по сей день, как искусный хирург скальпелем. Берет книгу, которую читал перед нашим приходом показывает отчеркнутые красным карандашом строки: «Вот прочите это, ну кто так безграмотно пишет — "храпел во всю ивановскую"?». Точность к деталям, невероятная внимательность и усидчивость создавали методику преподавания, основанную на образах, мнемонике и логике.

«Вот, смотрите, — Виктор Федорович показывает небольшую книжку, — это мой учебник астрономии. Вы, наверное, помните, что на этот предмет в школе отводили всего один час в неделю. Что может учитель сделать за такое небольшое время? Если работать по моей методике, то многое».

Честно говоря, тут же припомнилось одно из старых публичных выступлений Шаталова. Зал пораженно молчал, когда на его глазах донецкий учитель показывал, как за 15 минут научить доказательству теоремы, на которое школьная программа отводила не одну неделю. Доходчивость и запоминаемость — железобетонные!

От «шаталовских» классов до «шаталовской» школы

Непонятное часто пугает. Наверное, поэтому у Виктора Федоровича немало в жизни было недоброжелателей, людей, которым просто непонятно было, для чего учить быстрей. Они не могли оторваться от дня сегодняшнего, от рутины и представить себе, какие требования к молодому человеку будут предъявлять грядущие времена. Но Шаталов умел убеждать. Вспоминая одну донецкую директрису, в школе которой создали «шаталовский класс», Виктор Федорович благодушно вздыхает: «Поначалу ссорились мы с ней, не могла она принять меня. Потом, правда, нашли общий язык».

Фантастический метод Шаталова

Первый «шаталовский» класс сразу же наделал шума не только в Донецке и УССР. Школьный курс был завершен на два года раньше положенного по программе, все 33 ученика стали студентами вузов, 17 из них получали повышенные стипендии. Из, казалось, безнадежных учеников (экспериментатору отдавали классы «Г» и «Д») вышли 64 кандидата наук, 12 докторов.

Система обучения Шаталова хорошо известна, но, к сожалению, ее сегодня не так часто и применяют. Работает, правда, «шаталовская» школа в Москве, которую Виктор Федорович курирует с 2000 года. Последний раз был в ней в 2016 году — дают себя знать годы и странная правовая ситуация, в которой оказались все жители Донецка после четырнадцатого года.

Шаталовское «чудо»

Авторскую дидактическую систему, благодаря которой учителя могут сверхэффективно преподавать детям математику, физику, химию и астрономию (да и другие предметы), не спешат использовать в обычных школах. По сути дела, гений донецкого учителя сегодня востребован до обидного мало.

А ведь шаталовские методы до такой степени эффективны, что кажутся чудом. В перестроечные годы его однажды позвали преподавать годовой курс геометрии (Виктор Фёдорович показал это пособие) в детской колонии в Ленинградской области. Курс был прочитан за неделю. Очевидцы вспоминали, что у экзаменаторов глаза были на мокром месте — настолько точные и четкие ответы давали малолетние преступники, таких маститые педагоги не так часто слышали в специализированных математических классах.

Прорыв в будущее — все реально

«Я написал 75 книг и учебных пособий, одну из них в соавторстве с женой, — говорит Виктор Федорович, — их перевели на два десятка языков, пусть пользуются, пусть учат думать учеников творчески, это главное».

Вот что еще подумалось в связи с этим: система Шаталова — она ведь, как и все большие системы — краеугольный камень, на котором можно строить обучение чему угодно. В наше сверхтехнологичное время это было бы крайне выгодно. Надо только позаботиться о том, чтобы методики вспомнили и начали применять на практике. Пусть это сделает, если не государство, то хотя бы бизнес в своих узкоспециальных целях. В любом случае это будет прорыв в новое мировоззренческое пространство. А оно ой как необходимо нынешней России и всему бывшему СССР.

Прощаясь, Виктор Шаталов жмет всем руку. Рукопожатие, без преувеличений — сильное и, да простит мне Виктор Фёдорович это сравнение, математически точное — в силе характер, в характере сила. Запомним.