Соглашения предполагают, что компании берут на себя некую ответственность по организации транзита через территорию Украины на условиях концессии. И это притом, что правительственный план разделения «Нафтогаза» никакой концессии не предполагает.

Алло, мы ищем союзников

«Нафтогаз Украины» отправил западным партнерам пакет проектов обязывающих соглашений, а именно — четыре соглашения, необходимые для выделения независимого оператора ГТС с 1 января 2020 года.

Если Киев будет угрожать Европе, Украина останется без транзита – Землянский
Если Киев будет угрожать Европе, Украина останется без транзита – Землянский
© РИА Новости, Илья Питалев | Перейти в фотобанк

«В ближайшее время будет проведена серия технических встреч со специалистами Европейской комиссии, секретариата Энергетического сообщества и другими участниками процесса для обсуждения положений соглашений для непосредственного обсуждения положений соглашений на уровне экспертов», — написал на своей странице в Facebook глава НАК Андрей Коболев.

Как уточняют в пресс-службе компании, после согласований соглашения будут готовы для подписания.

«Важно, что соглашения базируются на модели ISO (Independent System Operator) — только она обеспечивает защиту интересов Украины в рамках арбитража против "Газпрома" на сумму около $12 млрд. Только эта модель реально возможна к воплощению в этом году, ведь она, в отличие от модели OU (Ownership unbundling), не требует приватизации ГТС Украины», — неожиданно сообщил Коболев.

По уверениям главы НАК, для успешного проведения анбандлинга, кроме усилий «Нафтогаза», нужно также активное участие правительства и парламента. В частности, в компании рассчитывают, что в ближайшее время Верховная Рада во втором чтении примет закон о концессии.

«Ведь именно концессия является оптимальной формой для передачи государственной ГТС в управление новому независимому оператору», — добавил Коболев.

Анбандлинг преткновения

На данный момент «Нафтогаз Украины» является монополистом по поставке, транзиту и хранению газа в подземных хранилищах, а также по транспортировке нефти по трубопроводам на территории Украины.

При этом в требованиях Третьего энергетического пакета, обязательства по выполнению которых взяла на себя Украина, прописано разделение функций поставки и транспортировки газа. Чтобы выполнить взятые на себя обязательства, Украине необходимо провести анбандлинг — отделение от «Нафтогаза» деятельности по транспортировке природного газа.

Еще в ноябре 2016 года на Украине был формально создан независимый оператор газотранспортной системы Украины — ПАО «Магистральные газопроводы Украины». К 2018 году Кабмин завершил процесс регистрации «Магистральных газопроводов Украины», а также назначил наблюдательный совет нового независимого оператора ГТС. Акции МГУ были зарегистрированы Комиссией по ценным бумагам. Также был утвержден план корпоративного управления этой компанией и решен вопрос ее финансирования.

Половина бюджета Украины держится на транзите газа — Марунич
Половина бюджета Украины держится на транзите газа — Марунич
© РИА Новости, Александр Максименко | Перейти в фотобанк

Вместе с тем, согласно газовому контракту с российским «Газпромом», Украина не имеет права выделить из структуры «Нафтогаза» отдельного оператора ГТС без согласия российской стороны — а «Газпром» свое согласие на это не дает, констатировали в НАК.

НАК считает, что до конца 2019 года, когда истечет срок контракта с российской компанией, провести полный анбандлинг украинской ГТС невозможно без нарушения контракта.

Европа недовольна

Существует две модели, по которым Украина может осуществить анбандлинг. Первая — это модель ISO (Independent System Operator), когда газотранспортные активы остаются у «Нафтогаза», однако независимый оператор передается независимому органу или стороне. Вторая — модель OU (Ownership unbundling) — предусматривает выведение как оператора, так и ГТС за пределы группы «Нафтогаз».

Украинское правительство Украины считает, что в отношении оператора ГТС, которая находится в государственной собственности, должна быть выбрана модель Ownership unbundling — разделение права собственности.

Естественно, что «Нафтогаз» всячески затягивает с анбандлингом, что уже вызвало недовольство в Европе. По мнению директора секретариата Энергетического сообщества Януша Копача, такое поведение НАК ставит под угрозу заключение нового долгосрочного контракта на транзит российского газа через Украину, и ситуация должна быть решена максимально быстро.

«ЕС в трехсторонних переговорах с Россией не сможет помочь, если не будет иметь принципиального аргумента для заключения долгосрочного транзитного контракта — сертифицированного оператора ГТС», — сказал Копач в видео-обращении к участникам встречи стейкхолдеров в Брюсселе в ноябре прошлого года.

Он тогда призвал к безотлагательным действиям, чтобы убедить собеседников в Брюсселе, Вашингтоне, Стокгольме в преимуществах украинской ГТС по сравнению с «Северным потоком — 2» и отсутствии у Украины двойных стандартов в отношении норм Третьего энергопакета.

«Время икс» — первый квартал 2019-го

По мнению директора секретариата, главным таким сигналом должен стать реальный анбандлинг, который бы позволил сертифицировать нового оператора ГТС до конца 2019 года, так как предложенные «Нафтогазом» планы по этому вопросу устарели.

Неизменным является требование к «Нафтогазу» до сертификации полностью отказаться от контроля над транспортировкой вне зависимости от возможных моделей анбандлинга — поддерживаемой правительством OU (full ownership unbundling) или ISO (Independent System Operator).

ЭС совместно со Всемирным банком, МВФ и Европейской комиссией настаивают на подписании договора о передаче акций между "Нафтогазом" и "Магистральными газопроводами Украины". И сделать это необходимо в первом квартале 2019 года.

Корнилов: Новый контракт на транзит газа через Украину заключат всего лишь на год
Корнилов: Новый контракт на транзит газа через Украину заключат всего лишь на год
© РИА Новости, Илья Питалев | Перейти в фотобанк

Несмотря на грозные окрики, «Нафтогаз» продолжает гнуть свою линию.

«Наиболее очевидным путем анбандлинга кажется простое и, желательно, немедленное выведение «Укртрансгаза» (УТГ) или активов этой компании, из-под контроля Нафтогаза. Однако такая логика на самом деле ведет не только к хаосу в работе системы при кризисных условиях, а и к другим негативным последствиям», — написал в статье для украинского издания «Новое время» в январе нынешнего года глава «Нафтогаза».

Коболев идет ва-банк

И теперь новый поворот затянувшейся истории с анбандлингом «Нафтогаза» — неким европейским компаниям отправлены предложения взять на себя ответственность по организации транзита через территорию Украины на условиях концессии.

«По всей видимости, речь идет только о тех трубопроводах, которые осуществляют исключительно транзит. Не совсем понятно, насколько законодательно это возможно, поскольку рабочая версия концессионного законопроекта не предусматривает ГТС как объект концессии.

Тем не менее, документы уже отправлены, и что там написано — конфиденциальная история. Первый вопрос: где здесь Кабинет министров Украины? Есть план правительства, который не предполагает никакой концессии, более того, нет там и никаких обязывающих соглашений.

Я полагаю, что все это пошло мимо Кабмина — это инициатива Коболева», — рассказал в эксклюзивном комментарии Украина.ру сопредседатель Фонда энергетический стратегий Дмитрий Марунич.

По мнению эксперта энергетического рынка, подобную инициативу главы «Нафтогаза» можно расценивать как провокацию и попытку идти ва-банк. При этом, считает Марунич, непонятно, на что рассчитывает НАК, поскольку вероятность подписания данных соглашения очень низка: в стране в ближайшем обозримом будущем может поменяться власть — и риски существенны.

«В этих соглашениях, скорее всего, попытка договориться, чтобы компании брали российский газ на восточной границе Украины, качали через украинские трубы на условиях концессии и как-то управляли украинской ГТС. То есть не контрольным пакетом.

Кучеренко сравнил «Нафтогаз» с пиявкой, высасывающей деньги из украинцев
Кучеренко сравнил «Нафтогаз» с пиявкой, высасывающей деньги из украинцев
© Facebook/Олексій Кучеренко

Очень важно, что модель ISO, предлагаемая Коболевым, — это фактически попытка сохранить оператора ГТС в рамках «Нафтогаза Украины». План этот не новый, но новое в предложениях НАКа — именно концессия. Это очень странно. Если бы кто-то хотел поднимать вопрос о концессии, то это нужно было делать, очевидно, не сейчас, а значительно раньше. Кто же мешал Коболеву, если он такой умный и так всё сейчас обставляет — у Украины остался последний шанс?» — пояснил Марунич.

Как считает эксперт, украинский парламент вряд ли пойдет навстречу Коболеву и примет необходимое «Нафтогазу» решение.

«Сразу же поднимется вой, и голосов просто не хватит. Вряд ли удастся протянуть это решение сейчас. Если бы это было годом раньше, какие-то варианты могли бы быть, а сейчас это практически нереально», — заключил Марунич.