Новая методика гласит: если возникает небаланс между общедомовым счетчиком соответствующей ЖК-услуги и показателями индивидуальных счетчиков, сумма небаланса распределяется пропорционально между всеми жителями дома. Если во всех квартирах есть счетчики, небаланс распределяется пропорционально. Если в части квартир счетчиков нет, разницу распределяют между потребителями без счетчиков.

Если домом занимается объединение собственников многоквартирных домов (ОСМД), отвечает ОСМД. Если объединения совладельцев нет, за все платит управдом.

Скубченко: Какое отношение оплата ЖКХ-услуг имеет к энергоэффективности?
Скубченко: Какое отношение оплата ЖКХ-услуг имеет к энергоэффективности?
© Facebook, Александр Скубченко

«Жильцы должны нанимать исполнителя, если они будут платить за потери, которые обязательно возникнут из-за неплотности сетей и выхода из строя коммунального оборудования», — пояснил директор специальных проектов НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев.

Почем капремонт для народа

Подобная практика раздела действовала на Украине и раньше, но неофициально.

«В Киеве уже лет пять люди получают платежки не по нормативам, а по 8-10 кубов. Даже был случай, когда выставили платеж на 15 кубов той квартире, где не было счетчика», — отмечает директор научно-исследовательского центра «Институт города» Александр Сергиенко.

Дело в том, что водоканалы снимают общедомовые показатели, не учитывают квартирные показатели, а разницу вешают на квартиры без счетчиков.

Сергиенко подчеркнул, что если в квартире нет счетчика, то у нее есть норма потребления. Например, в Киеве она составляет 4,5 кубометра на человека. При подсчете к этой норме нужно добавить показания счетчиков, а дисбаланс должен распределяться между всеми квартирами. И «крайними» не должны быть квартиры, где нет счетчиков.

Рябцев же подметил, что в министерстве никто не подсчитал, какую конкретно сумму должны заплатить жители, чтобы сделать капремонт коммунальной инфраструктуры дома.

Колышек и хомут как решение

Без утвержденных норм ресурсопотерь поставщик может увеличить платежку на любое количество кубов/калорий. Потребитель никоим образом не сможет проверить объективность данного показателя. В таком случае он вряд ли закроет квитанцию, что грозит коллапсом инженерных инфраструктур. В этом уверен эксперт «Фонда общественной безопасности» Юрий Гаврилечко.

В системе, по данным за декабрь 2018 года, накопилось долгов на 55,6 млрд грн (135,6 млрд руб.), а каждая пятая квартира (80% платежей) за тот же прошлый год не погасила квартплату. Данные за январь покажут еще больший рост задолженности, считает аналитик.

«Если коммунальные предприятия не получат этих средств, им не за что будет делать ремонты, закупать электроэнергию и газ и нечем будет платить зарплату сотрудникам», — предупредил Гаврилечко.

Скаршевский: Долги по ЖКХ продолжат расти как снежный ком
Скаршевский: Долги по ЖКХ продолжат расти как снежный ком
© РИА Новости, Стрингер | Перейти в фотобанк

Как показала передача Киеву коммунальных сетей от «Киевэнерго», поставщик ресурсов почти ни за что не отвечает. А когда речь идет о домах, построенных 50-100 лет назад и требующих капремонта замены коммунальных сетей, домохозяйства не должны нести такие траты.

«В подвалах старых домов в дырку трубы забивают колышек или ставят на нее хомут — обматывают резиной и проволокой. Трубы, понятно, рвутся. В моём доме так и было. Следующие три месяца примерно половина жильцов дома, у которых не было счетчиков, получила в платежках по 10 кубометров воды на человека в месяц», — поделился Сергиенко одной из столичных историй.

Выживайте сами. Украинские власти избавляются от ответственности за ЖКХ

Где были ЖЭКи?

Эксперты утверждают, что если бы для водоканала был установлен норматив потерь в 3%, как это делается в Европе, тогда он был бы заинтересован, чтобы трубы были целыми, не было утечек. Ведь все заплатят по счетчикам, а квартиры без счетчиков — по нормативу. Потери не более 3% закладываются в тариф как производственно-технические затраты.

«В 2014 году был утвержден закон №1198, предусматривающий переход на прямые договоры с поставщиками услуг ЖКХ. Сейчас возникает коллизия. Куда подается вода — к стенке или в кран? По документу №1198 — в кран, и водоканал несёт ответственность за внутридомовые сети», — подчеркнул Сергиенко.

А комитет Рады по ЖКХ (утвердивший закон о ЖКХ, а потом — закон о коммерческом учёте тепло- и водоснабжения, следствием которого была эта методика) считает, что за все проблемы должны отвечать люди, поскольку они являются совладельцами дома.

Ранее ЖЭКи были обязаны поддерживать дома в пригодном состоянии. Но фактически этим не занимались, а все накопившиеся за десятилетия проблемы рухнули на жильцов.

Например, они платят дополнительно за тепло для мест общего пользования (МОП — межквартирные промежутки, лестничные пролеты, чердаки, подвалы и прочее). Через них проходят старые неизолированные трубы и батареи. Из-за отсутствия работ по термо- и водомодернизации в них и теряется тепло.

По плавающему графику и без субсидий

Согласно новой методике, каждый поставщик услуги устанавливает собственный расчётный срок. Ведь и тепловики, и водоканалы должны снять показатели общедомового счетчика, чтобы выписать счета. На Украине обеспечены водоснабжением 147 тысяч домов, свыше 80 тысяч домов — с центральным отоплением. И во всех этих домах в разные дни кто-то должен снимать показатели общих приборов учета.

Бортник: Для решения проблем с ЖКХ нужно использовать опыт Чечни
Бортник: Для решения проблем с ЖКХ нужно использовать опыт Чечни
© РИА Новости, Стрингер | Перейти в фотобанк

«Кто и как это будет делать? Ведь ответственные за показания не могут одновременно проверить их одновременно у 140 тысяч счетчиков. Значит, будут рисоваться данные, которые будут далекими от реальных показателей потребления», — обеспокоен Рябцев.

«С таким плавающим графиком платежек, — продолжает Гаврилечко, — велик рост задолженностей. К примеру, человек в такой-то день оплатил по счетчику, а потом ему установили новую дату и что-то доначислили. Это значит, что оформившие субсидии рискуют их потерять, поскольку просрочка в 340 гривен лишает права на субсидию».

Так, с внедрением новой методики получить субсидии технически будет невозможно, убежден он.

10% экономии?

Мотивировать жильцов ставить счетчики можно было бы иным путем: кто не установит — тому норматив 10 кубов в месяц на человека. Или внедрить общегосударственную программу по установке счетчиков горячей/холодной воды для малоимущих семей. И, снова: ввести норму потерь воды и тепла в 3%, внести её в тариф, как и поверку счетчиков.

Граждане не должны сами устанавливать счётчики, потому что приборы — не их собственность, а часть инженерного обеспечения дома. И в законе о коммерческом учете тепло- и водоснабжения счетчики должны установить поставщики ЖКУ.

Коммунальный обвал. Украинцы не могут жить при новых тарифах ЖКХ
Коммунальный обвал. Украинцы не могут жить при новых тарифах ЖКХ
© Украина.ру/Стрингер

«Средняя пенсия в стране на 1 января 2019 года — 2624 грн (6400 руб.), согласно данным Госстата средний счет за услуги ЖКХ в декабре 2018 года — 2092 грн (5102 руб.). 70% субсидиантов — пенсионеры. В январе средняя платежка будет больше средней пенсии в связи с повышением цен на газ на 23,5%», — подсчитал Юрий Гаврилечко.

Учитывая вышеназванные проблемы, противоречия и риски, плевком в лицо гражданам выглядит строчка из прогноза влияния методики на заинтересованные стороны: «…Потребитель получает возможность регулировать свои платежи за коммунальные услуги путем их сберегательного использования (возможно уменьшение размеров платежей в 10%)».