В пятницу, 25 января, пресс-служба Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н. Е. Жуковского сообщила о появлении аэродинамической модели перспективного тяжелого транспортного самолета «Слон».

Не съем, так понадкусываю. Украина не может создать «Руслан», но может навредить России
Не съем, так понадкусываю. Украина не может создать «Руслан», но может навредить России
© РИА Новости, Василий Литош | Перейти в фотобанк

«Спроектированная модель самолета состоит из фюзеляжа, крыла, мотогондол, вертикального и горизонтального оперения, обтекателя шасси. Ее отличительная особенность заключается в центральной секции фюзеляжа, выполняющей функцию силового сердечника. На этот главный узел крепятся остальные элементы конструкции. Такое решение сократит количество изготавливаемых деталей и упростит технологию сборки», — описывали в пресс-службе модель.

Как отмечается в сообщении, модель предназначена для проведения испытаний в трансзвуковой и дозвуковых аэродинамических трубах ЦАГИ и является универсальной: ее длину, диаметр фюзеляж, форму крыла и расположение его вдоль оси можно менять.

Ожидается, что первые экспериментальные исследования пройдут в августе-сентябре 2019 года. Для Украины новость из подмосковного Жуковского является важной. Ведь «Слон» призван заменить Ан-124-100 «Руслан», которому сегодня в той же российской армии попросту нет альтернативы. Достаточно сказать, что именно при помощи «Русланов» в октябре 2018 года в Сирию поставили зенитно-ракетные комплексы С-300. Другие самолеты с поставленной задачей попросту бы не справились.

Есть ли у «Слона» перспективы и каковы проблемы, с которыми может столкнуться данный проект, разбиралось издание Украина.ру.

Дело не ближайших лет

Первое, на что обратили внимание критики, это название проекта. В России со слоном ассоциируется не только весьма неповоротливое животное — достаточно вспомнить фразеологизм «слон в посудной лавке», но и ряд весьма негативных явлений. Так, аббревиатура СЛОН расшифровывается как Соловецкий лагерь особого назначения — печально известные «Соловки». Кроме того, эта аббревиатура полюбилась и уголовникам. У них она означает «Смерть легавым от ножа».

Но если бы претензии к новому проекту ограничивались лишь названием, это еще полбеды. В конце концов, ведь служит же российской армии верой и правдой самый большой в мире турбовинтовой самолет Ан-22 «Антей», созданный АНТК им Антонова еще во времена СССР и названный в честь великана Антея, утрачивавшего силы при отрыве от земли. При этом по своим показателям Ан-22 превосходил американский турбовинтовой транспортник Lockheed C-130 Hercules, названный в честь победившего Антея Геракла.

Проблема в другом. Содержание проекта, который впервые был представлен в 2017 году на Международном авиационно-космическом салоне, весьма туманно.

Афера с «Русланом». Украинское авиастроение без России умирает
Афера с «Русланом». Украинское авиастроение без России умирает
© РИА Новости, Сергей Старостенко | Перейти в фотобанк

Известны лишь приблизительные характеристики самолета: грузоподъемность 150 т, дальность полета до 7 тыс. км, крейсерская скорость 850 км/ч, максимальная коммерческая нагрузка 180 т и практическая дальность полета при ней — 4,9 тыс. км.

Кто будет производить «Слонов», неизвестно. Более того, двигателей под новый самолет, призванный конкурировать с «Русланом» и Boeing 747-8F, пока не существует в природе. Как сообщали СМИ, «Слон» планируется под перспективный двигатель ПД-35.

Между тем, в сентябре 2019 года в пресс-службе Объединенной двигателестроительной корпорации, которая входит в «Ростех», сообщили — двигатель создадут нескоро.

«Создание двигателя-демонстратора ПД-35 планируется осуществить к 2023 году, а в целом завершить опытно-конструкторскую работу — в 2025 году», — отметили в пресс-службе.

Там же заявили, что на тот момент было разработано техническое предложение на двигатель, определен его конструктивный облик.

«Проводятся расчётно-экспериментальные работы по оценке достижимости заданных параметров», — рассказали в ОДК в сентябре.

Примечательно, что в том же 2018 году СМИ сообщали, что испытательный комплекс для нового двигателя создадут лишь в к 2021-2022 году в Перми, а в серию он пойдет и вовсе в 2028 году.

В общем, «Слон» — это проект неблизкого будущего. При этом в его случае нужно избежать ситуации с другим российским самолетом — Sukhoi Superjet 100, которому Минфин США отказался выдать экспортный сертификат для продажи в Иран — около 10% деталей в самолете были американскими. В общем, новый проект должен быть на 100% российским. Но и в этом случае есть одна небольшая проблема.

В «Укроборонпроме» утверждают, что возродят производство самолетов «Руслан» без помощи России
В «Укроборонпроме» утверждают, что возродят производство самолетов «Руслан» без помощи России
© ukroboronprom.com.ua | Перейти в фотобанк

Зачем второй?

Если «Слон» — проект отдаленного будущего, то другой российский самолет-конкурент «Руслана» — Ил-106 уже имеет четко поставленные сроки сдачи.

Сам проект Ил-106 победил еще на государственном конкурсе в СССР. Тогда ОКБ Ильюшина, ОКБ Антонова и ОКБ Туполева представили свои проекты новго оперативно-стратегического самолета, призванного заменить Ан-22 «Антей» и Ил-76. Планировалось, что Ил-106 поднимется в небо в 1995-1996 году. Однако к тому времени СССР уже распался, в России были «лихие девяностые», шла война в Чечне, и создание нового самолета было последним, на что тогда государство могло тратить деньги.

Из долгого ящика проект Ил-106 достали в 2014 году, когда проблемные украинско-российские отношения снова продемонстрировали необходимость создания российской альтернативы «Руслану». О самостоятельном выпуске антоновских гигантов было заикнулись, однако, подсчитав все возможные тяжбы и проблемы, которая могла создать Украина на международном уровне, от этой затеи отказались.

В 2016 году директор ОАО «Авиационный комплекс имени Ильюшина» Сергей Вельможкин заявил, что проектируемый Ил-106 будет класса «Русланa». А уже через два с лишним года — в декабре 2018 года главный конструктор ПАО «Ил» Николай Таликов заявил, что старт созданию нового самолета дан.

«На сегодняшний день Ил-106 записан в нашу программу, и мы приступаем к его созданию. Грузовая кабина Ил-106 будет такой же размерности, как у «Руслана». На самолёте будут установлены новые двигатели, новая авионика и все остальное. Создание Ил-106 будет шагом вперед в деле обновления военно-транспортной авиации России. Страна от нас требует, чтобы Ил-106 появился в 2025-2026 году», — сказал он в комментарии RT.

Полицейские в Киеве избили конструктора легендарных Ан-74 и «Мрии»
Полицейские в Киеве избили конструктора легендарных Ан-74 и «Мрии»
© Скриншот телеканала ТСН

Таким образом, по его словам, дискуссия о возобновлении производства Ан-124 в России, которая возникла летом 2018 года, завершилась.

Заявленная Таликовым дата — 2025-2026 годы. Именно к этому рубежу должны создать двигатель ПД-35 для «Слона». Получается, когда проект ЦАГИ получит свое «сердце» — новый мотор, в небе уже будет его более ранний «брат» — Ил-106.

Таким образом, может встать вполне логичный вопрос об экономической целесообразности двух «русланозаменителей». Впрочем, как заявлял в конце декабря 2018 года в интервью РИА Новости генеральный директор ЦАГИ Кирилл Сыпало, «Слон» — проект не для военных.

«Проект «Слон» есть в рамках контракта с Минпромторгом <…> В результате исследований предполагается выработать рекомендации для конструкторских бюро по аэродинамической компоновке, конструктивно-силовой схеме, системе управления такого перспективного тяжелого транспортного самолета, то есть это системная работа, которую ЦАГИ ведет», — отмечал он.

В немецком аэропорту загорелась «Мрия»
В немецком аэропорту загорелась «Мрия»
© РИА Новости, Ирина Александрова | Перейти в фотобанк

Если у России появятся два сверхтяжелых транспортника — один для военных, другой для гражданских нужд, украинское госпредприятие «Антонов» рискует остаться совсем не у дел: денег за экспертизу российских «Русланов» не будет, а на рынке тяжелых грузоперевозок появится еще один, однако гораздо более новый конкурент.

В общем, куда ни кинь, всюду клин. Цена конфликта с Россией оказалась для Украины и ее авиаконструкторов в частности слишком высокой.