«Будет обеспечено повышение минимальной пенсии с 1 января 2019 года на 172 гривны до 1669 грн (4070 руб.) для лиц старше 65 лет и со стажем работы не менее 30 лет для женщин и 35 — для мужчин. Также произойдет повышение минимальной пенсии по возрасту для других пенсионеров: с 1 июля — до 1564 грн (3814 руб.) и с 1 декабря — до 1638 грн (3995 руб.)», — сообщил министр социальной политики Андрей Рева.

Приказано выжить

Насколько же повышение пенсий сопоставимо с реальными потребностями пенсионеров? По данным Министерства социальной политики, фактический размер прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность (по ценам ноября-2018), в расчете на одного человека в месяц составлял 2822 грн ($ 100). Иными словами, чтобы прожить месяц в экономном режиме, одному пенсионеру нужно минимум $100. При этом размер минимальной пенсии по возрасту, установленный властью с 1 декабря 2018 года, соответствует всего лишь 1497 грн, или $53 (+ 62 грн, а до этого было 1435 грн).

Условия изменились: многие украинцы останутся без пенсий к 2028 году
Условия изменились: многие украинцы останутся без пенсий к 2028 году
© РИА Новости, Валерий Мельников | Перейти в фотобанк

«С 1 июня 2019 власти планируют повысить минимальную пенсию на 67 грн, до 1564 грн (3814 руб), что, по прогнозному курсу, составит те же $53. А с 1 декабря 2019 еще на 74 грн, до 1638 грн (3995 руб), — $56 при прогнозном курсе 29,4 грн/$ », — отмечает ведущий специалист ОО «Публичный аудит» Тарас Галайда.

В 2011-2013 годах установленный прожиточный минимум для лиц, утративших трудоспособность (соответствует размеру минимальной пенсии), даже превышал минимальную жизненную потребность в $100 на человека. Кроме того, к 2014 году он ежегодно увеличивался на $10-20. В 2014 году этот показатель впервые за много лет вообще не менялся, несмотря на поразительное изменение курса гривны и цен. А вот в 2015-2018 годы рос значительно меньше, чем обесценивалась гривна, и, как следствие, его фактический показатель в твердой валюте сократился более чем вдвое.

«В результате действий власти, которая ежегодно устанавливает размер прожиточного минимума, принимая бюджет страны, минимальная пенсия уменьшилась с $119 (в 2013 году) до $55 (в 2018 году), а ее относительный рост в 2017 и 2018 годах составил всего $3 (с $49 до $52 в 2017 году и с $52 до $55 в 2019 году)», — подчеркнул Галайда.

Расчеты на 2019 год свидетельствуют о том, что даже если цены и курс национальной валюты в 2019 году будут полностью стабильными (что нереально), минимальная пенсия будет покрывать только 53% минимальной жизненной потребности пенсионера, а к концу 2019 года (по условии стабильных цен и курса) этот показатель может увеличиться до $ 56.

Можно сколько угодно говорить об измерениях качества жизни украинцев, но зачастую простой демографический срез говорит о многом.

На начало 2019 года Пенсионный фонд Украины насчитал в стране 11 миллионов 470 тысяч граждан, получающих пенсионные выплаты. На 1 января 2014-го общая численность пенсионеров на Украине составляла 13 миллионов 533 тысячи человек. Таким образом, всего за пять лет в стране количество пенсионеров сократилось на два миллиона.

Можно было бы предположить, что такое резкое сокращение пенсионеров произошло из-за увеличения возраста выхода на заслуженный отдых. Однако даже косвенные данные свидетельствуют об обратном. За последние пять лет на Украине усугубилась ситуация с нехваткой мест для захоронений. По данным Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ, сегодня в стране нужно построить 550 кладбищ, а это на 41 больше, чем требовалось в 2014 году.

Украинцы кормят европейских пенсионеров

Пенсии в странах Европы значительно превышают уровень выплат на Украине. Размер пенсии в Евросоюзе зависит от политики государств, пенсионного возраста, процента отчислений с каждой заработной платы и других факторов.

«Расстреляйте меня и мою семью» — пенсионер в Николаеве устроил акцию протеста
«Расстреляйте меня и мою семью» — пенсионер в Николаеве устроил акцию протеста
© novosti-n.org

Чтобы заслужить высокую пенсию, каждому европейцу нужно выполнить ряд строгих условий, только в таком случае можно рассчитывать на обеспеченную старость. Благополучные европейские страны ставят в приоритет пенсионные реформы, направленные на улучшение жизни пожилых людей.

На Украине же недавно прошедшая пенсионная реформа не изменила жизнь граждан. Уровень жизни пенсионеров на Украине значительно ниже уровня жизни стариков в Европе. Большинство украинских пенсионеров не могут оплатить жилищно-коммунальные услуги и продукты питания.

В 2017 году Украина оказалась среди стран с высоким индексом старения по версии Bloomberg. По данным Bloomberg, на Украине насчитывалось 3 человека трудоспособного возраста на одного пенсионера. Но все же это не самый тревожный уровень. Например, во Франции и Сингапуре этот показатель был равен 2,2. В Белоруссии, на Мальте, в Японии и Шри-Ланке на одного пенсионера приходится по 2,3 работника. В России — 2,4, в Греции — 2,5, в Болгарии и Таиланде — 2,6. В группу благополучных стран с точки зрения этого коэффициента входят, в частности, США — 4,4. В Китае — 3,5, в Венесуэле — 5,1, в Уганде — 9.

Здесь также следует учитывать, что далеко не за всех работающих платят социальные взносы. По данным Минсоцполитики Украины, в стране 16 миллионов работающего населения, и только 12 миллионов из них платят единый социальный взнос. Работающие украинцы уже не в состоянии обеспечить нормальное функционирование солидарной пенсионной системы. Сейчас соотношение работающих и пенсионеров на Украине — практически 1:1. То есть социальный взнос с одной зарплаты должен обеспечивать как минимум одного пенсионера.

Заробитчане кормят европейских пенсионеров. Выживут ли украинские?

Отток работоспособного населения и увеличение среднего возраста оставшихся на Украине — это основной фактор, который влияет на дефицит бюджета Пенсионного фонда Украины. Старение населения — не только украинский вызов. Например, средний возраст в Европе — 42 года. Зато европейские страны успешно решают проблемы социального обеспечения стареющего населения и нехватки рабочих рук за счет украинских трудовых мигрантов.

В Италии правительство приняло указ, снижающий пенсионный возраст для отдельных категорий граждан и вводящий базовый доход. Пенсионный возраст, который после непопулярной реформы 2011 года составил 67 лет, планируется уменьшить минимум на 3 года. Объем введенного базового дохода будет колебаться от 780 до 1032 евро. Его будут получать безработные и малообеспеченные граждане.

В соседней с Украиной Польше в 2018 году пенсионный возраст снижен с «европейских» 67 лет до 65 для мужчин и 60 для женщин, причем в 2020 году предполагается рассмотреть возможность нового снижения.

Невыполнимые обещания

В 2019 год Украина вошла с рекордным дефицитом Пенсионного фонда. Главными причинами все больше ухудшающейся ситуации в социальной сфере стали демографический кризис, массовая трудовая миграция, боевые действия на востоке страны, высокий уровень теневой экономической деятельности и низкий уровень заработных плат.

Клинцевич: Двукратное снижение пенсий на Украине за 5 лет — итог правления Порошенко
Клинцевич: Двукратное снижение пенсий на Украине за 5 лет — итог правления Порошенко
© РИА Новости, Илья Питалев | Перейти в фотобанк

Еще накануне принятия бюджета премьер-министр Владимир Гройсман заявил о том, что дефицит всей системы пенсий на Украине составляет порядка 140 миллиардов гривен (341,5 миллиардов рублей). По его словам, вследствие действия нововведений пенсионной реформы, правительство рассчитывает покрыть дефицит в течение семи лет. На выплату пенсий в 2019 году Украина планирует в общем потратить 167,5 миллиардов гривен (408,5 миллиардов рублей).

«На начало года средняя пенсия на Украине составила 2650 гривен (чуть более 90 долларов), однако поскольку это год двух выборов, то правительство запланировало ряд существенных повышений пенсий и соцвыплат. Если все повышения не съест инфляция, то ожидается, что покупательная способность среднего украинского пенсионера увеличится на 15-20 долларов.

Впрочем, термин «средняя пенсия» довольно близок к понятию «средняя температура по палате», а вот реальная пенсия львиного большинства из чуть менее 12 миллионов украинских пенсионеров весьма ощутимо ниже этого показателя», — рассказал в эксклюзивном комментарии Украина.ру экономический аналитик Александр Рябоконь.

Он не видит особого смысла сравнивать украинский уровень пенсионных выплат с иностранными, даже с ближайшими соседями. Уровень не только в разы ниже, но и имеет существенные различия в спектре покупательной способности.

«Но отмечу другой факт. За последние пять лет весьма существенно вырос разрыв между показателями «средняя пенсия» и «средняя зарплата» — не в пользу пенсионеров. Дело в том, что даже по украинским меркам зарплаты растут быстрее и оцениваются по одному году, в то время как начисление пенсий — это длительный процесс, который в немалой степени зависит от налоговых выплат за предыдущие годы.

Например, в 2013 году средняя пенсия составляла 1470 грн (3585 руб.), а средняя зарплата — 3282 грн (8004 руб.) (56% разница). В 2018 году эти показатели составили: 2646 грн (6453 руб.) пенсия и 8712 грн (21248 руб.) зарплата (70%). При этом до 2018 года пенсии практически «стояли» на одном месте (2017 год — 1828 грн (4459 руб.) средняя пенсия).

Учитывая озвученные выше тенденции, а также такие факторы, как предстоящие Украине в ближайшее время огромные выплаты по внешнему государственному долгу (40% бюджета) и череда политических пертурбаций после выборов, весьма маловероятным выглядит реализация правительственных планов по выполнению всех озвученных социальных обязательств в обозримой перспективе», — заключил Рябоконь.