В 1789 году на левом берегу реки Ингул, в районе нынешней Нижней набережной Николаева, была основана Вольная Гавань, которую сегодня считают прародительницей Николаевского морского порта. В 1821 году ее перенесли в район Поповой балки, а 1 июля 1862 года, по ходатайству адмирала Богдана Фон-Глазенапа, высочайшим повелением императора Александра II порт был открыт для захода иностранных судов.

С этого времени началась новая история Николаевского коммерческого порта.

Морской порт на реке

Развитие порта не останавливалось ни при ком из императоров, и уже к концу 1913 года общий грузооборот порта составлял более 2 миллионов тонн. Основными экспортными продуктами были железная и марганцевая руды, пшеница, рожь, ячмень и другие сельскохозяйственные продукты.

Убийство под присмотром США. Украина избавляется от порта «Южный»
Убийство под присмотром США. Украина избавляется от порта «Южный»
© РИА Новости, Денис Петров | Перейти в фотобанк

К началу Первой мировой войны Николаевский порт стал третьим в России после портов Петербурга и Одессы по объемам экспортной торговли, а по объемам экспорта зерна ему не было равных среди портов всей Российской империи.

Не прекращалось развитие порта и при Советском Союзе. До Великой Отечественной войны в порту построили Николаевский портовый элеватор. А уже после войны восстановленный порт продолжал переоснащаться, строились новые причалы, проводились дноуглубительные работы, постоянно насыщали порт новым оборудованием.

Итогом грамотной хозяйственной деятельности советских управленцев стало увеличение показателя грузооборота порта в 1989 году до 7 миллионов 645 тысяч тонн грузов.

После распада Советского Союза и произошедшего за ним парада суверенитетов Николаевский морской торговый порт преобразовали в государственное предприятие «Николаевский морской порт», находящееся под контролем ГП «Администрация морских портов Украины».

Впрочем, разрыв торгово-экономических связей, снижение объема внутреннего товарного производства и упадок сельского хозяйства, как неизбежная плата за независимость Украины, сильно ударили по предприятию. Показатели грузооборота порта в середине 90-х годов упали ниже 4 миллионов тонн в год.

Жизнь бьёт ключом… когда есть инвестиции

Ситуация начала улучшаться в начале нулевых годов, вследствие общего роста мировой экономики и прихода в Николаевский порт иностранных инвесторов.

Николаевский морской порт с 2005 года начал активно сотрудничать со стивидорными компаниями (они предоставляют транспортно-перегрузочные услуги в портах) в рамках государственно-частного партнерства. И уже к 2008 году Николаевский порт продемонстрировал наилучший показатель за всю свою историю, обработав 9,3 миллиона тонн грузов.

Через несколько лет в порт пошли и иностранные инвестиции. Так, в 2014 году компания Noble Group (Гонконг, Китай) начала строительство на территории порта крупного перевалочного комплекса зерновых и масличных культур, инвестировав 75 миллионов долларов. Благодаря только этому комплексу грузооборот порта увеличился на 2,5 миллиона тонн зерновых в год.

Легендарный порт Рени: страшная судьба в независимой Украине
Легендарный порт Рени: страшная судьба в независимой Украине
© pixabay.com

Еще раньше, в 2010 году, в Николаевском морском порту американская компания Bunge-Украина через свое дочернее предприятие ООО «Гринтур-ЭКС» инвестировала 100 миллионов долларов в строительство терминала для хранения 140 тысяч тонн зерна. Эта же компания в 2016 году построила крупнейший маслоэкстракционный завод. Общие инвестиции Bunge-Украина в Николаевский порт составили более 280 миллионов долларов.

Если по итогам 2011 года Николаевский порт переработал 8 млн 630 тыс. тонн грузов, то благодаря частным инвестициям в 2012 году показатели его грузооборота выросли более чем вдвое — до 20,679 млн тонн. Дальше рост сохранился: в 2013 году — 20,304 млн тонн, 2014 — 20,803 млн, в 2015-м — 22,233 млн, в 2016-м — 22,424 млн, в 2017-м — 23,533 млн тонн.

Объем грузооборота Николаевского морского порта (Украина) за январь-ноябрь 2018 года составил 25,91 миллионов тонн, что на 21,4% превышает показатель аналогичного периода прошлого года.

Сегодня Николаевский морской порт входит в тройку крупнейших портов страны и находится в списке предприятий, которые имеют стратегическое значение для украинской экономики.

Николаевский морпорт расположен вблизи международных транспортных коридоров: ТРАСЕКА — «Европа — Кавказ — Азия», МТК № 7 — «Дунайский водный путь», NELTI — «Новая евроазиатская транспортная инициатива» (Северный Китай — Казахстан — Западная Европа).

Согласно реестру Администрации морских портов Украины, в порту работают ООО «Днепро-Бугский морской терминал», ООО «Стивидорная компания «Никмет-терминал», ПАО «ГПЗКУ «Николаевский портовый элеватор», ООО «Стивидорная инвестиционная компания», ООО «Новая европейская компания», ООО «Гринтур-ЭКС», ООО «Эвери», ООО «Миконт», ООО «Сельскохозяйственное предприятие «Нибулон» и другие портовые операторы.

Приватизация Николаевского морского порта: Украина стреляет себе в ногу

Инвесторы новые — схемы старые

Однако оборотной стороной медали привлечения иностранных инвесторов стал полный уход государства от осуществления хозяйственной деятельности в порту. Дело в том, что уже много лет Николаевский морской порт — единственный среди портов Украины, в котором госпредприятие не занимается стивидорной деятельностью, а сдает все свои активы и мощности в аренду частным предприятиям.

Одесский морской торговый порт. История расцвета и стремительной деградации
Одесский морской торговый порт. История расцвета и стремительной деградации
© РИА Новости, Сергей Поляков | Перейти в фотобанк

Предыдущее руководство Николаевского морского порта организовало схему, при которой все мощности по перевалке и обработке грузов, принадлежавшие порту, передали частным стивидорным компаниям.

Фактически ГП «Николаевский морской порт» сотрудничает с предприятиями, которые осуществляют хозяйственную деятельность на территории Николаевского морского порта на условиях государственно-частного сотрудничества (аренды госимущества), на основании заключенных договоров аренды госимущества и получает поступления: 30% арендной платы от аренды недвижимого имущества, 100% — от аренды движимого имущества. Поступления от аренды составляют около 70% в общем объеме чистого дохода от реализации.

Единственный причал (№8), оставшийся в управлении порта, находится в ужасном состоянии. Последний раз его эксплуатировали еще во времена Второй мировой войны.

Морской порт сегодня — это территория и акватория с причалами, на которых работают частные и государственные компании. Госстивидоры — это портовые операторы. ГП "Николаевский морской порт", к примеру, не переваливает ни одной тонны, как и ГП "Одесский морской торговый порт", потому как в свое время частные стивидорные компании в рамках закона арендовали имущество морского торгового порта в Одессе в виде площадок, складов, кранов и ведут на них свою деятельность. Это было сделано по всему порту в Одессе и Николаеве.

По факту же на территории этих портов работает отлаженная по Украине схема, при которой отчисления в казну порта от такой «совместной деятельности» идёт зачастую ниже рыночной стоимости аренды имущества. Ну а разница, соответственно, оседает в карманах его администрации.

При том что прибыли, получаемые частниками в порту, в сотни раз выше удерживаемой арендной платы.

С таким счастьем и на свободе

В январе 2017 года Фонд госимущества Украины включил в список предприятий на продажу 13 портов Одесской, Николаевской, Херсонской, Запорожской и Донецкой областей. Сама по себе приватизация — дело полезное, но только тогда, когда касается неприбыльных активов. Но когда на приватизацию выставляют прибыльные и развивающиеся предприятия, отчисления от которых всегда давали существенный доход в бюджет, существует опасность, что частные владельцы будут скрывать прибыль в офшорах. А государство от этого ничего не получит.

Из флагманов в банкроты. Как Ильичевский торговый порт стал жертвой мошенников
Из флагманов в банкроты. Как Ильичевский торговый порт стал жертвой мошенников
© seaport.com.ua

Впрочем, существование прибыльных государственных активов противоречит самой логике киевского режима постмайданной Украины, являющегося скорее ликвидационной комиссией, нежели суверенным правительством.

Не миновала эта судьба и Николаевский морской порт, в котором в 2017 году сменилось руководство. По сути, в порт зашла команда антикризисных менеджеров, работавшая в порту «Ольвия» до передачи его в концессию иностранному инвестору. И тут же в порту начались сокращения. Уволили 140 человек, сняли с баланса порта непрофильные объекты. Ситуация дошла до акций протеста со стороны работников порта.

Кабмин был вынужден прислушаться к протестам портовиков и создал специальную комиссию по расследованию обнаружившихся фактов нарушений трудового законодательства. Однако, как и следовало ожидать, нарушений в действиях новой команды управленцев выявлено не было.

Действия новой администрации порта говорят о том, что одно из самых прибыльных предприятий Николаева пустят с молотка.