«События, происходящие в последнее время в мире — нарушения прав человека, притеснения журналистов и общественных деятелей, — вынуждают людей искать убежище за пределами стран их проживания», — отмечается в комментарии к документу, опубликованному на сайте президента РФ.
Так, согласно новому указу, признаны устаревшими ограничения для тех, кто преследовался в родной стране за действия, которые в России также признаны преступлениями, для лиц, осужденных или находящихся под следствием в России, и тех, у кого два гражданства.
В первую очередь снимается ограничение на право получить политическое убежище, если между Россией и страной гражданства беженца есть соглашение о безвизовом пересечении границы. Это касается, сегодня в первую очередь, граждан Украины.
Также ограничения сняты для людей, которые прибыли из страны «с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека» (закрытый список этих стран ежегодно составляет МИД России).
Кроме того, теперь попросить политическое убежище имеют право те, кто не может или не хочет возвращаться в свою родную страну по экономическим причинам, из-за голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
При этом подчеркивается, что, несмотря на снятие этих ограничений, решение о предоставлении политического убежища будет приниматься в индивидуальном порядке.
- Константин Фёдорович, в чем польза указа для украинских политэмигрантов?
— Прежде всего этот указ позволяет легализовать в России положение очень многих политэмигрантов, и, между прочим, не только с Украины, которые до этого не могли получить право политического убежища из-за необоснованного ограничения в указе Ельцина 1997 года.
Мы в Государственной Думе в 2017 году весной внесли соответствующий закон. Мы этот указ переписали в закон, сняв вот эти ограничения.
- Какие именно?
— Самых существенных ограничений два. Запрет на предоставление политического убежища гражданам тех стран, с которыми у России безвизовый режим пересечения границы. Это реально всё СНГ, в том числе и Украина, кстати, до сих пор.
Запрет на предоставление политического убежища гражданам стран с развитыми демократическими институтами. Список этих стран МИД должен ежегодно представлять в администрацию президента.
- Чем был вызван ельцинский указ?
— Конъюнктурными мотивами. Ельцин внес своим указом ограничения, нарушив тем самым норму Конституции, по которой Россия предоставляет политическое убежище. Под влиянием своих советников он сделал это, чтобы не огорчать среднеазиатских, кавказских и украинских владык, это с одной стороны, а с другой — чтобы не создавать проблем со странами Запада.
В результате за все время подписания этого указа в России не появилось ни одного политэмигранта. И когда мы этот момент удостоверили, придя в Государственную Думу, то подготовили соответствующий закон, который слово в слово переписывал указ президента, снимая только эти два ограничения.
- Сколько, по вашему мнению, украинских граждан могут обратиться с просьбой о предоставлении политического убежища?
— Это тысячи людей. Сложно оценить. Мы ведь знаем и о депутатах, и о министрах, и о журналистах, и о президенте Викторе Януковиче, и о бывшем премьер-министре Николае Азарове, и так далее, и так далее. Это прямые кандидаты на политическое убежище. Часть людей, которые здесь находятся и вынуждены здесь находиться, уехав, или бежав с Украины, естественно, заинтересованы в легализации своего положения. Если бы была такая альтернатива, то они бы не добивались российского гражданства, а получили бы статус политического убежища, оставаясь гражданами Украины. А потом при благоприятной ситуации они могли бы вернуться на Украину.