О том, чего можно ожидать от синода, и какова позиция РПЦЗ, рассказал в интервью изданию Украина.ру киевский публицист Дмитрий Скворцов.

- Чего можно ожидать от синода РПЦЗ в нынешних непростых для православия обстоятельствах?

— Поскольку РПЦЗ является неотъемлемой частью Московского патриархата, она свою позицию выразила ещё пару месяцев тому назад, когда (Константинопольский патриарх. — Ред.) Варфоломей начал творить тотальное беззаконие…

- Тотальное?

— Да. Потому что творит он его по разным поводам практически с момента своего вступления на пост предстоятеля Экуменического патриархата в 1991 году. Но теперь перешёл к открытому попранию канонов, общих для всего мирового православия. И РПЦЗ по этому поводу уже довольно чётко выразила свою позицию.

- В чём она заключается?

— РПЦЗ, конечно же, поддерживает свою материнскую церковь, коей является Московский патриархат, и выступает против попрания тысячелетних канонов.

- Позиция РПЦЗ была выражена на синоде в сентябре, чего можно ожидать от предстоящего синода?

— Мы сейчас видим, что уже некоторые приходы или отдельные настоятели храмов переходят из Экуменического патриархата (из западноевропейского Русского экзархата и даже из Американской архиепископии) в РПЦЗ, а за ними подтягивается уже и паства. 

«У нас есть томос, но мы его не покажем». Что же решил Варфоломей по Украине
«У нас есть томос, но мы его не покажем». Что же решил Варфоломей по Украине
© Пресс-служба президента Украины | Перейти в фотобанк

Поэтому, думаю, РПЦЗ должна выработать какие-то общие подходы к принятию в своё лоно тех, кто бежит из по сути ставшего неканоническим Экуменического патриархата, а также послать, как сейчас модно выражаться, сигнал или месседж для тех, кто желает перейти в каноническую церковь, что их примут как братьев с распростёртыми объятьями.

Тем более на фоне того вероломства, которое сейчас Варфоломей совершил по отношению к своему собственному западноевропейскому Русскому экзархату.

- В чём вероломство?

— Он мало того что отменил свой собственный томос по наделению сообщества русских приходов статусом экзархата, но сделал это, даже не поставив в известность экзарха. Когда последний приехал на последний синод Константинопольского патриархата 27 ноября, то только там узнал, что, оказывается, и его отменили, и экзархат отменили…

Когда он вернулся назад, было принято решение, что, поскольку русские приходы входили в состав Константинопольского патриархата по некой обоюдной договорённости, то обязательства были и у тех, и у других. И Стамбул их не выполнил. Поэтому они сами будут решать, каким будет их дальнейший статус, как они будут жить.

РПЦЗ сейчас должна быть готова к сближению с этой частью церкви, которая формально находится в составе Константинопольского патриархата. То есть, я так понимаю, синоду РПЦЗ есть чем сейчас заняться.

- Ситуация у православных в Европе достаточно запутанная…

— Как и в Америке. Это последствия антиканонической деятельности Константинопольского патриархата ещё прошлого века. Тогда он, пользуясь ослаблением нашей церкви при большевиках, решил заграбастать всю православную диаспору в Америке и Западной Европе. По иронии судьбы этот экзарх западноевропейский, который был «снят с должности» в конце ноября, еще в середине ноября так «топил» за Варфоломея, так его поддерживал в его позиции, так осуждал Русскую церковь за то, что она разрывает евхаристическое общение с Экуменическим патриархатом! Не прошло и недели, и как видим, экзарх этот сам поставлен в принципе перед таким же выбором, перед которым был поставлен ещё в начале сентября Московский патриархат и его неотъемлемая часть — РПЦЗ.

Справка. РПЦЗ возникла как следствие революции 1917 года в России, когда миллионы верующих оказались за пределами страны. Связь с Русской церковью по понятным причинам долгие годы была затруднена. Акт о каноническом общении РПЦЗ и РПЦ был подписан 17 мая 2007 года в храме Христа Спасителя в Москве.