В результате лавра изъята из аренды УПЦ, потому что церковь не оформила на нее документы. Но только ли в этом дело? Надо понять хронологию событий и оформления документов, начиная с исходных, так как в последнее время решения (судов и административных инстанций) об отмене принятых документов о праве пользования лаврой идут одно за другим.

В изложении главы юридического отдела Украинской православной церкви (УПЦ) протоиерея Александра Бахова ситуация выглядит следующим образом. «В 2003 году Кабмин изъял комплекс сооружений Почаевской лавры из ведения Кременецко-Почаевского государственного историко-архитектурного заповедника и передал Государственному комитету Украины по строительству и архитектуре. В то же время был заключен договор о пользовании с Почаевской лаврой, который сейчас действителен», — написал Бахов сегодня в Facebook.

Уточним детали — постановлением Кабинета министров Украины № 1699 от 29 октября 2003 года был утвержден «Типовой договор о бесплатном пользовании религиозной организацией культовыми зданиями и другим имуществом, являющимся государственной собственностью», для исполнения которого и по поручению Кабинета министров Украины №65031 от 11 ноября 2003 года Госстрой издал приказ №198 от 26 ноября 2003 года «О передаче в пользование комплекса сооружений Почаевской лавры Украинской православной церкви Московского патриархата».

Томос об украинской автокефалии. Справка
Томос об украинской автокефалии. Справка
© РИА Новости, Стрингер | Перейти в фотобанк

При этом 24 ноября этого года глава юридического отдела УПЦ уточнил в Facebook: «На сегодня договор от 2003 года о пользовании сооружениями (храмы, колокольня, кельи и др.) Свято-Успенской Почаевской лавры за мужским монастырем УПЦ является действующим и неотмененным… Право пользования, приобретенное до 2013 года, не подлежит обязательной государственной регистрации». Договор есть, а регистрации нет?

У представителей заповедника аргументация иная и, честно говоря, более убедительная, чем априорные заявления Бахова. Она подробно изложена в статье, опубликованной 16 ноября в газете «Зеркало недели»: «В декабре 2003 года Госстрой заключил с Почаевской лаврой договор о безвозмездном пользовании всем комплексом сооружений Почаевской лавры сроком на 49 лет — до 1 января 2052 года. Этот документ действует и по сей день. Тем не менее, пункт договора о сроке пользования скрывает коварный момент, спровоцировавший цепную реакцию правовых нарушений. Юрист заповедника Игорь Деревинский убеждает, что, согласно действовавшему на момент подписания договора Гражданскому кодексу УССР от 1963 года, срок безвозмездного пользования имуществом не должен превышать одного года, а следовательно, договор, заключенный на значительно более длительный срок, считается заключенным на один год (ст. 325). То есть такой договор должны были ежегодно перезаключать. И даже согласно Гражданскому кодексу Украины в новой редакции, который обрел силу 1 января 2004 года, договор на право пользования недвижимым имуществом, заключенный на срок не менее трех лет, подлежит государственной регистрации (ст. 794). А договор между Госстроем и Почаевской лаврой не имеет государственной регистрации и до сих пор».

Логика представителей УПЦ понятна — один раз нам передали лавру «каким-то там документом» (презрение к «законам человеческим» в этой среде довольно сильно — не важно, что там написано и как оформлено), вот и делу конец. Такой же подход без желания изучать «всякие там формальности в документах» уже привел к тому, что сама передача Киевской митрополии 1686 года оказалась оспорена. Приведу пример по российским реалиям, который в 2014 году сообщил мне чиновник одного из профильных ведомств: оказалось, при передаче в регионах РПЦ по реституции зданий принимающая сторона не меняет их статус, вследствие чего на них продолжают начисляться налоги, и немалые, которые церковь платить не намерена. Когда же он обратился по этому поводу к юристам Московской патриархии с просьбой разобраться, те ответили: «в регионах юристы епархий сами разберутся», а те явно и не подозревают о таких сложных аспектах.

«Зеркало недели» отмечает просто удивительные моменты, связанные с передачей лавры (на этот раз со стороны чиновников): «В июле 2003 года Кабмин премьер-министра Януковича принял распоряжение об изъятии упомянутых шести зданий из состава заповедника. Но самое интересное было впереди. Правительственное распоряжение никто и не думал выполнять: не создавали никаких комиссий, не составляли актов приема-передачи упомянутых шести памятников. Они как были на балансе заповедника, так и остаются по сей день. А в октябре 2011 года заповедник со всеми упомянутыми объектами передали в сферу управления Министерства культуры». Собственно, сейчас, как признает Бахов, Минкультуры и восстановило свою власть над комплексом лавры.

Автокефалия православия на Украине: Будет совсем не то, что хочет Порошенко
Автокефалия православия на Украине: Будет совсем не то, что хочет Порошенко
© AFP, OZAN KOSE

Что было дальше? «После бегства Януковича (который и как премьер-министр, и как президент поддерживал УПЦ. — Авт.)… руководство Кременецко-Почаевского историко-архитектурного заповедника начало готовить документы для регистрации права государственной собственности на эти шесть памятников в лице Министерства культуры. Как видно из переписки между заповедником и Почаевской лаврой, верхушка Почаевской лавры долго тянула с изготовлением технических паспортов на три из шести памятников (эти документы необходимы для регистрации права государственной собственности), чтобы работники Кременецкого районного бюро технической инвентаризации не прибыли на место для обмера этих объектов. Мотивация духовенства была не слишком оригинальной: зачем расходовать государственные средства, лавра изготовит техпаспорта на собственные. И в конце концов инвентарьбюро нужные работы выполнило, и в июле этого года все шесть техпаспортов были готовы». То есть процесс переписки заповедника с лаврой по поводу оформления технических паспортов на здания занял четыре года!

А дальше начали развиваться самые интересные события, свидетельствующие о том, что в лавре поняли, что документы на право пользования зданиями у нее действительно отсутствуют (что говорит против доводов Бахова, что «право пользования, приобретенное до 2013 года, не подлежит обязательной государственной регистрации»).

Цитирую все ту же статью в «Зеркале недели», так как Почаевская лавра и Синодальный информационно-просветительский отдел УПЦ эти моменты предпочли не проговаривать: «Заповедник получил доверенность от Министерства культуры, чтобы подать документы для регистрации права государственной собственности на шесть упомянутых культовых сооружений, которые сейчас фактически находятся в пользовании Почаевской лавры. А далее возникли не совсем понятные коллизии. Государственный регистратор Почаевского горсовета Роман Рожко принял у Кременецко-Почаевского заповедника эти документы 13 сентября, тем не менее внес заявление в соответствующую базу данных аж через 11 дней — 24 сентября. Свои действия он объяснил тем, что нужно было получить из Фонда госимущества сведения о том, являются ли эти сооружения объектом права государственной собственности, а еще следовало проконсультироваться с Министерством юстиции, как действовать, поскольку религиозная тема весьма деликатна. Проходили дни, а заповедник не получал решения госрегистратора по поданным заявлениям… А дальше произошло едва ли не самое интересное. Гражданин Михаил Подородный, получив благословение и доверенность у настоятеля Почаевской лавры митрополита Владимира (Мороза), подает 27 сентября заявление на регистрацию права пользования на эти шесть объектов за Почаевской лаврой. И государственный регистратор КП «Струсовское» Струсовского сельского совета Теребовлянского района Андрей Яремко почти молниеносно, через полтора часа после подачи заявления уполномоченным лицом, регистрирует право пользования на упомянутые сооружения!»

Автокефалия Украине станет историческим потрясением - немецкие СМИ
Автокефалия Украине станет историческим потрясением - немецкие СМИ
© РИА Новости, Андрей Стенин | Перейти в фотобанк

Тут стоит пояснить такой момент. Когда журналисты пишут о давлении на лавру со стороны властей, то обычно забывают указать, что речь обычно идет о Тернопольском областном совете. А вот городской совет Почаева настроен к лавре предупредительно дружественно. Вследствие этого в 2017 году, например, возникали такие коллизии, когда депутаты областного совета вместе с националистами трижды приезжали из Тернополя в Почаев, чтобы срывать заседания местного городского совета, решившего удовлетворить просьбу монастыря передать ему в бесплатное постоянное пользование три земельных участка для обслуживания житийных корпусов (общей площадью около 2,5 га, притом что площадь зданий заповедника, уже переданных монастырю, — около 7 га). Противостояние завершилось лишь 20 ноября этого года, когда депутаты горсовета под давлением из Тернополя отказали в передаче участков.

Директор Кременецко-Почаевского историко-архитектурного заповедника Вадим Микуличин заявил по поводу действия регистратора: «Распоряжение Кабинета министров от 17 июля 2003 года № 438-р, на которое ссылается госрегистратор Андрей Яремко, не может быть основанием для регистрации права пользования этими шестью объектами, поскольку оно касается лишь изъятия их из состава заповедника. Кроме того, в регистрационных документах указан ненадлежащий арендодатель — Госстрой, которого давно нет, он был реорганизован в Министерство регионального развития и строительства еще в 2005 году». Но самое смешное то, что вместо кода ЕГРПОУ Госстроя регистратор внес код… заповедника. Все шесть объектов зарегистрированы на основании одного заявления Почаевской лавры, а должны были подать шесть отдельных заявлений, так как изготовлено шесть техпаспортов на эти объекты».

И это, по словам Микуличина, еще не все нарушения: «Идем дальше. Закон «О государственной регистрации вещевых прав на недвижимое имущество и их отягчающих обстоятельств» (п. 3 ст. 18) и постановление Кабмина о порядке регистрации этих прав (п. 13) от 25 декабря 2015 года №1127 требуют от государственного регистратора рассмотреть заявления, зарегистрированные в базе данных, в порядке их очередности. И следующее заявление должно рассматриваться после принятия решения насчет предыдущих заявлений или отказа в регистрации по результатам их рассмотрения… Эти требования законодательства не соблюдены. Заповедник получил отказ в регистрации 31 октября на основании того, что уже зарегистрировано другое вещевое право — пользование. Государственный регистратор г-н Яремко рассказывает в интервью телеканалам, что не видел в базе данных шести заявлений заповедника, зарегистрированных на три дня раньше (24 сентября), чем заявление Почаевской лавры. На самом деле он их видел, поскольку сам сформировал регистрационную ведомость, что подтверждают его фамилия, имя и отчество под ней. И грубейшее юридическое и логическое нарушение, которое совершил этот государственный регистратор, — регистрация права пользования объектами может происходить лишь после регистрации основного права — собственности. Тогда владелец предоставляет объект в пользование, поскольку право пользования — производное от права собственности».

В общем, документы были составлены предельно неряшливо, к тому же дружественный регистратор из Почаева придержал поданное ранее заявление заповедника, одобрив за полтора часа поданное позже заявление монастыря. Неудивительно, что тернопольская прокуратура инициировала  расследование перерегистрации, и 23 ноября антирейдерская комиссия Министерства юстиции отменила  решение почаевского регистратора. Именно это решение и вызвало бурю в СМИ, с подачи УПЦ написавших о том, что власти отнимают у нее известную лавру.

Пользование зданиями лавры за монастырем УПЦ сейчас сохраняется и после решений Кабинета министров Украины (никто монахов не выгоняет), другое дело, полностью восстановив контроль за комплексом зданий, ведомство Андрея Юраша теперь может после провозглашения автокефалии передать лавру новой церковной структуре.

Выводы

Итак, очевидно, что юридически УПЦ и ее структуры, безусловно, сами виноваты, что вовремя, своевременно и надлежащим образом не оформили документы на переданные им в безвозмездном порядке здания и сооружения. Но это только одна сторона этого непростого дела. А есть еще два, как нам кажется, более важных аргумента, которые должны быть учтены при рассмотрении этого вопроса.

1. Государство помимо регламентации и регистрации документов должно (на то ведь оно и государство) оказывать всестороннюю помощь юридическим и особенно физическим лицам с оформлением документов. Потому что именно государство обслуживает интересы населения, а не наоборот. То есть на протяжении всей этой истории, с 2003 года, государство просто закрывало глаза на неправильно оформленную священнослужителями документацию и при этом не оказывало помощи в ее оформлении. А сейчас, когда у режима (не государства и не народа) появилась необходимость передать здания другой церкви, этим небрежением бывших госслужащих легко воспользовались нынешние чиновники.

2. Конечно, все понимают, что на самом деле по истории и по логике или, в конце концов, по духу, а не букве закона лавра, и не только Почаевская, но и Киево-Печерская, принадлежат Украинской православной церкви, у которой в свое время эту собственность реквизировали большевики. И поэтому не так уж в этой истории важно, как оформлены документы — по букве закона или с нарушениями. Важно в соответствии с духом закона, что это собственность УПЦ. И забирать у церкви здание лавры на основе неправильно оформленных документов — верх цинизма, столь свойственный режиму Порошенко во всех остальных его делах и начинаниях.