В интервью изданию Украина.ру известный украинский правозащитник, советский диссидент, один из основателей Украинской Хельсинкской группы Владимир Чемерис раскрывает некоторые подводные камни ситуации с введением военного положения на Украине.
- Если депутаты Верховной Рады утвердят решение и военное положение будет введено, это повлечёт за собой целый ряд ограничений. Какие ограничения, на ваш взгляд, окажутся самыми серьёзными?
— Я думаю, что Верховная Рада проголосует за введение военного положения, потому что голоса известных патриотов в Верховной Раде есть. Проголосует и несистемная оппозиция, скажем так, проголосует и правящая коалиция.
По Конституции Украины, президент должен подать указ о введении военного положения, где должен указать, что именно он хочет ограничить. И Верховная Рада в течение двух дней должна утвердить или не утвердить этот указ.
То есть, указ будет утверждён, но что напишет в этом указе президент, это пока ещё не известно. Мы только знаем, что президент сказал: ограничивать свободу слова, свободу собраний, другие гражданские права он не будет.
На самом деле это и не нужно для президента, потому что у нас и свобода слова, и свобода собраний, другие гражданские права — уже и так ограничены. Просто ограничивать их какими-то законодательными или нормативно-правовыми актами в такой ситуации, в ситуации военного положения, будет намного легче.
На самом деле этот указ о введении военного положения имеет несколько другую цель.
- Какую же?
— Сейчас все говорят, что были ситуации, когда гибли люди — под Иловайском, под Дебальцево, во многих других случаях. Но тогда военное положение не вводилось. Вводится сейчас, перед выборами — и в этом главная его цель.
Главная цель — перенести выборы. Они, очевидно, будут перенесены после введения военного положения, и президент будет иметь ещё несколько месяцев и возможность грабить Украину, и, главное, возможность сконцентрировать вокруг себя правый электорат, на который, собственно говоря, рассчитана вся его предвыборная кампания — это и изменения в Конституцию относительно НАТО, это и автокефалия, и так далее.
Будет запущена так называемая «патриотическая» истерия. На заседании Совбеза присутствовал глава Мининформполитики, которое в народе называют «министерством правды», эта истерия будет запущена. Цель — в первую очередь, сконцентрировать правый электорат вокруг президента. Чтобы, когда уже будет избирательная кампания, которая перенесётся на несколько месяцев, была (успешной. — Ред.).
- Насколько реальны такие надежды Порошенко, окажет ли всё это нужное для него воздействие?
— Пока что его (Порошенко. — Ред.) избирательная кампания, все эти билборды с лозунгом «Армия. Язык. Вера» — они не сработали, рейтинг президента не поднимается. На самом деле для украинцев эти вопросы не являются актуальными, что показывают и социологические опросы. Актуальны другие вопросы — в первую очередь, вопрос мира и войны, вопрос социально-экономической ситуации, и т.д. Но президент не может апеллировать к вопросу социально-экономической ситуации, потому что тут — полный провал. Не может апеллировать и к вопросу мира и войны, потому что обещание завершить войну или антитеррористическую операцию за две недели — оно тоже провалено.
Поэтому Порошенко будет акцентировать внимание только на вопросах ура-патриотизма, у него просто нет других карт. Он будет эти карты выкладывать. А как там дальше будет… Вопрос в том, что перенесение выборов на два месяца — это ещё не окончательный вариант.
- Потом ведь может случиться какое-нибудь новое обострение?
— Да, снова будет ситуация развиваться, и выборы снова и снова могут переноситься. При этом президент, как Верховный главнокомандующий, имеет шансы продлевать такую ситуацию — послать новые корабли, например… Он может провоцировать новую ситуацию, чтобы продолжать военное положение.
- Будет ли общество протестовать, или же протестовать в нынешних условиях сложно?
— Мы говорили уже о том, что вряд ли будет ограничена в указе президента свобода собраний, например. Потому что она и так ограничена. У нас на самом деле собрания с определённой тематикой вообще невозможно провести — например, с тематикой социальных протестов, антифашистской и так далее, и так далее. На них даже не полиция будет нападать, а будут нападать нацистские группировки — при бездеятельности или при откровенном попустительстве полиции. Такие акции, более-менее локальные, в Украине сейчас провести невозможно.
Но… будет ли новый Майдан, если люди уже выйдут? Я думаю, что он будет. Будет, потому что для этого есть все социальные причины в украинском обществе. Но вряд ли до избирательной кампании это возможно, потому что люди сейчас всё-таки сконцентрированы на том, чтобы изменить ситуацию путём выборов — до конца, вероятно, не понимая, что вряд ли она изменится.