В 19:30 в заседании парламента был объявлен перерыв до 21:30. До этого депутаты четыре раза голосовали за изменения в бюджет, но никак не могли договориться. Затем перерыв продлили до 23:30, а потом до часу ночи. Вдали от телекамер народные избранники «продолжали консультации». Окончательно бюджет был принят около 6 часов утра.

«Ночное заседание спровоцировано правительством, которое нарушило все сроки бюджетного процесса. Кабмин должен был подать проект бюджета на второе чтение не позднее 3 ноября, но задержали подачу больше чем на два недели. И в том же бюджетном кодексе написано, что депутатам дается 10 дней на рассмотрение и доработку бюджета, а не полтора дня, как это сейчас происходит, — в спешке и под покровом ночи. Депутатам дают 200 страниц правок в бюджет, чтобы они рассмотрели их за пару часов, это означает, что не может быть никакого качественного рассмотрения, а то же продавливание, как и раньше», — напомнил в комментарии изданию Украина.ру экономический эксперт Виктор Скаршевский.

О чем консультировались

Как отмечают эксперты, через государственный бюджет 2019 года будет перераспределено около 40% ВВП. Высокая доля перераспределения средств через госбюджет может свидетельствовать о попытке тоталитаризации или же сигнализирует о том, что представители украинского политического класса пытаются таким образом извлечь собственную выгоду.

Как рассказал исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко в интервью изданию Украина.ру, есть четыре группы депутатов, логика которых влияет на принятие государственного бюджета.

Украина потратит более 10 млрд рублей на выборы в 2019 году
Украина потратит более 10 млрд рублей на выборы в 2019 году
© РИА Новости, Рамиль Ситдиков | Перейти в фотобанк

Первая группа — это мажоритарщики. Им надо покупать голоса на своих избирательных участках, значит, им нужно финансирование. Они будут закладывать в бюджет свои собственные «хотелки»: им надо избраться, они входят в пик политического цикла. Вторая группа — это те, кто будет делать рекламно-маркетинговый шаг для своих партий. То есть пиарится на бюджете, закладывая «хотелки», но такие, которые потом впишутся в экономическую логику… И четвертая, наверное, самая малочисленная группа: те депутаты, которые будут пытаться заработать на этом бюджете. Свой интерес они не могут туда вмонтировать просто потому, что у них нет бизнеса, и они будут поддерживать первую, вторую или третью группу. Такие депутаты фактически продадут свой голос», — пояснил Устенко.

Изменения ко второму чтению

К первому чтению правительство подготовило проект бюджета на 2019 год, основываясь на макроэкономическом прогнозе с ростом реального ВВП на 3% при инфляции 7,4%. Он предусматривал доходы на уровне 1,008 триллиона гривен, расходы — 1,094 триллиона гривен, предельный уровень дефицита в сумме 89,989 миллиарда гривен или 2,3% ВВП, предельный объем госдолга — 2,449 триллиона гривен. Прогнозный валютный курс на конец года — 29,4 грн/доллар.
Минимальная зарплата с первого января 2019 года вырастет на 12% — с 3723 до 4173 гривен.

Также Кабмин предложил установить социальные расходы бюджета на уровне 301,8 миллиарда гривен, а на финансирование культуры потратить 5,4 миллиарда гривен, из которых 1 млрд — на производство новых фильмов.

Сам бюджет от первого ко второму чтению не сильно изменился. Доходы и расходы выросли на 17,7 млрд грн, то есть меньше чем на 2%.

Доходная часть увеличена за счет пересмотра налоговых поступлений от ожидаемых в этом году.

«В данном бюджете доходы были увеличены в соответствии с бюджетными выводами, которые нам были поданы Верховной Радой. Мы учли 2 миллиарда гривен поступлений от НБУ и еще около 10 миллиардов от других различных налогов. В целом цифра выросла на 18 миллиардов гривен в доходах, по сравнению с тем, что мы подали к первому чтению. Однако это не абсолютное увеличение. А это еще ряд доходов по специальному фонду», — уточнила глава Минфина Оксана Маркарова.

Щедрой рукой правительство увеличило расходы на безопасность и оборону, добавив на эти нужды 2,2 млрд, в окончательном варианте бюджета расходы на эту сферу составляют 194,6 млрд грн. При этом увеличены расходы на зарплату военнослужащих на 500 млн грн и на приобретение жилья для личного состава на 120 млн грн.
Расходы на здравоохранение увеличены лишь на 3,4 млрд грн, до 95,7 млрд грн. В частности, в "обновленном" проекте госбюджета на 191 млн грн выросла медицинская субвенция для лечения диабета и на гемодиализ. Также на 203 млн грн увеличены расходы на закупки систем имплантационного слухопротезирования и лечение детей-инвалидов с необратимыми дефектами слуха.

На Украине приняли госбюджет-2019 с дефицитом в 2,3% ВВП
На Украине приняли госбюджет-2019 с дефицитом в 2,3% ВВП
© пресс-служба Кабинета министров Украины | Перейти в фотобанк

Также увеличены и расходы на образование. Общий фонд выделяемых на образовательную сферу средств составил 126,9 млрд грн, что на 4,5 млрд грн больше, чем это предполагалась изначально.

Господдержка программ регионального развития в рамках децентрализации составит 12,8 млрд грн.

Выросли, про сравнению с предыдущим проектом госбюджета, и расходы на культуру — до 5,4 млрд грн. При этом правительство предусмотрело увеличение финансирования на поддержку творческих фестивалей и региональных инициатив, а также на создание фильмов. Увеличились и расходы на социальную защиту — на нужды детей-сирот добавили всего 200 млн грн.

На выборы народных депутатов и президента Украины в проект бюджета заложено 4,3 миллиарда гривен.
К слову, Петр Порошенко заявлял, что не подпишет бюджет-2019, если ко второму чтению не учтут его требования по субсидиям. Несмотря на это, сейчас сумма субсидий для населения на жилищно-коммунальные услуги осталась такой же, то есть не изменилась — 55 млрд грн.

Но правительство позаботилось о собственном содержании и содержании парламентариев. В доработанном правительством документе увеличены расходы на аппарат Верховной Рады и Кабинет министров. Так, по сравнению с проектом бюджета, принятом в первом чтении, расходы из общего фонда госбюджета на аппарат Верховной Рады предлагается увеличить на 18% — с 1,667 млрд грн до 1,964 млрд грн. На 32% вырастут расходы на секретариат Кабинета министров Украины, с 829 млн гривен до 1,099 млрд грн. При этом на обслуживание Администрации президента Украины расходы остаются на прежнем уровне — 944 млн грн.

Миллиард на раскрутку Порошенко

Зато в проекте бюджета на 2019 предусматривается выделение 1 миллиарда гривен на специальный "Фонд Президента Украины", из которого будут финансироваться образовательные и научные программы для молодежи.

«В проект бюджета заложили 10 млрд гривен от растаможки машин на еврономерах, но этот закон еще не подписан президентом, поэтому это — нереальная база, во всяком случае на момент принятия бюджета. И между первым и вторым чтением сразу бросаются в глаза два момента. Во-первых, произошла покупка голосов депутатов с помощью субвенции на социально-экономическое развитие отдельных территорий, которой не было в первом чтении. Это чисто предвыборный фонд мажоритарщиков в сумме 4,9 млрд гривен. Кстати, чтобы профинансировать эту субвенцию, на 3,1 млрд грн срезали расходы на Государственный фонд регионального развития. Фонд — более прозрачный, а вот субвенция — менее», — сказал Виктор Скаршевский.

Курс в ЕС и НАТО: Украина отправляется в Большую Медведицу
Курс в ЕС и НАТО: Украина отправляется в Большую Медведицу
© РИА Новости, Михаил Маркив | Перейти в фотобанк

И второе, на что обратил внимание эксперт, — это появление в документе «Фонда президента».

«Для того чтобы Порошенко гарантированно подписал этот закон, в него добавили один миллиард гривен в придуманный Фонд президента. Это противоречит законодательству, Бюджетному кодексу, но чего не сделаешь ради победы, или, точнее, ее финансирования. Что же касается финансирования субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, в требовании Порошенко не было никакой конкретики — он не сказал, что сумма, заложенная на эти нужды в бюджет, должна увеличиться на 15%, и не сказал, что на субсидии должно быть выделено, например 90 млрд гривен или 80. Это было чисто популистское заявление. Правда, он и не говорил, что я хочу сделать за ваши деньги, уважаемые украинские налогоплательщики, свой персональный фонд президента, и те расходы, которые должны производиться из госбюджета, теперь уже будут идти с этикеткой «Фонд президента». Ведь на носу выборы. Порошенко этого не говорил, но указ президента о создании этого фонда вышел 6 ноября, как раз между первым и вторым чтением, и правительство оперативно среагировало, включив в проект бюджета 1 млрд грн. И теперь из госбюджета на украинских граждан будут расходоваться средства за счет украинских налогоплательщиков, а президент будет выступать неким посредником, пиарясь в предвыборной гонке», — пояснил Скаршевский.
Под надзором МВФ и ради новых долгов

Кстати, доработать проект бюджета ко второму чтению помогали эксперты Международного валютного фонда, за которыми, по-видимому, и осталось решающее слово.
Депутатов торопили принять бюджет, чтобы Украина успела получить кредитные деньги от МВФ уже до конца нынешнего года. Как пояснил Виктор Скаршевский, правительству Украины больше нужны даже не деньги МВФ, а связанные с ними кредиты.

«Возможно, будет кредит от Европейского союза на 500 млн евро, если будет отменен мораторий на экспорт леса-кругляка и сделают еще какие-то уступки для ЕС. И Мировой банк обещал 600 миллионов долларов, он также обещал гарантии на выпуск евробондов. То есть правительству нужен кредит МВФ для набора новых кредитов. Поэтому так и торопились. А потом они будут рассказывать, что МВФ дал денег, значит, мы — великие реформаторы. А все реформы заключаются в умножении долгов», — заключил Скаршевский.