Издание Украина.ру разбиралось, как ныне обстоят дела у флагмана украинского автомобилестроения, который еще несколько лет назад поставлял свою продукцию в Россию и вообще процветал на сотрудничестве с РФ.

Домайданная история «Богдана»: партнерство с российским «Автовазом»

«Богдан» — крупнейший производитель автомобилей на Украине. Производственный потенциал позволяет изготавливать свыше 100 тыс. легковых автомобилей, около 9 тыс. автобусов и троллейбусов, а также около 15 тыс. грузовиков. Основные заводы корпорации расположены в Луцке и Черкассах.

Зарождение предприятия произошло в 1992 году, вместе с началом производства и сбыта машин марок ИЖ, ГАЗ, Москвич и УАЗ. Развитию бизнеса содействовало заключение контрактов о дистрибуции автомобилей марки KIA (1996 г.) и Hyundai (1999 г.), а также покупка авторемонтного завода в Черкассах.

1999 год был ознаменован выпуском автобусов малого класса марки «Богдан». В 2000 году компания впервые, с помощью комплектов АвтоВАЗа, произвела легковые автомобили. В том же году был куплен Луцкий автозавод. Начиная с 2003 года был начат экспорт автобусов марки «Богдан». К 2007 году доля проданной за границу (в СНГ и страны ближнего зарубежья) техники составляла примерно половину от общего производственного объема.

Дорогие друзья: Корпорация «Богдан» захватывает рынок общественного транспорта
Дорогие друзья: Корпорация «Богдан» захватывает рынок общественного транспорта
© JonnyBrazil

В 2005 году «Богдан» окончательно оформился в качестве автомобилестроительной корпорации путем слияния более чем двадцати отдельных подразделений и юридических лиц. Весьма кстати пришлись принятые тогдашним правительством меры по защите отечественного автопроизводителя. Введение 25%-го налога на импортные автомобили послужило хорошим стимулом для развития как крупной сборки автомобилей, так и полного цикла производства внутри страны.

В 2008 году был открыт мощный завод по производству автомобилей в Черкассах с числом сотрудников более 3 тыс. человек с полным циклом сборки. Он строился с перспективой долгосрочного сотрудничества с российским «Автозазом», являвшимся стратегическим партнером «Богдана». Объём инвестиций в этот проект составил более 330 млн долларов. Предприятие должно было выпускать две модели легковых автомобилей Lada (2110, 2111) и три модели автомобилей Hyundai. В церемонии торжеств по этому случаю принял участие президент Виктор Ющенко. Правда, впоследствии вступление Украины в ВТО, принятое с подачи того же Ющенко, нанесло серьезный удар по украинскому автопрому, поскольку резко и без переходного периода были снижены защитные барьеры, открыт рынок страны для иностранных компаний, а поддержки для национальных предусмотрено не было. А экономический кризис конца 2008 — начала 2009 г. заставил сокращать производство и персонал, поскольку значительная часть продукции не находила реализации на внутреннем рынке, на который преимущественно ориентировалась компания.

В 2010 году украинское предприятие получило право поставлять 10-ю модель «Лады» на российский рынок. Кроме того, из российских комплектующих был создан пикап Богдан-2310\2312 и кросс-универсал на платформе ВАЗ-2111.

Но с 2012 года постепенно происходил спад производства: в России был введен утилизационный сбор на автомобили, что привело к снижению конкурентоспособности украинской продукции. Тогда объем производства сократился на 36% — до 13 455. В то же время в марте 2013 г. правительство Азарова приняло меры, направленные на поддержку отечественного производителя, введя пошлины на импорт новых легковых автомобилей.

В 2013 году было подписано соглашение с китайской компанией China Anhui Jianghuai Automobile Co. Ltd, что позволило освоить выпуск новой модели легковой автомашины —JAС J5. Помимо этого, был заключен контракт с еще одной фирмой из Китая — Lifan Group на сборку ещё двух моделей легковых машин китайского производства (Lifan 620 и Lifan Х60).

После Майдана: выживание за счет оборонки и сотрудничества с ЕС

Майдан и торгово-экономическая война с Россией, инициированная новой киевской властью, нанесли автомобильной промышленности Украины практически непоправимый удар — объемы производства упали до минимальных с начала 90-х годов значений. Российский рынок оказался закрыт, а поставки в Казахстан и Среднюю Азию значительно затруднились. Как результат — чистый убыток компании «Богдан Моторс», входящей в корпорацию в 2014 году по сравнению с прошлым годом вырос в 6,4 раза.

Компания была вынуждена перебиваться ситуативными заказами. В частности, определенную загрузку она получила в связи с АТО. В июле 2014 года для Нацгвардии Украины было поставлено 60 специализированных автобусов и 60 специализированных грузовиков на сумму свыше 80 млн гривен. В том же году для украинских военных были сделаны еще 50 автобусов и 15 мобильных пунктов обогрева. Кроме того, был представлен образец бронемашины «Барс», разработанной в конструкторском бюро Черкасского автомобильного завода. Контракт на их поставку в количестве 90 единиц был заключен в 2015 году.

В 2015 году были объявлены планы о начале производства автомобилей Hyundai двойного назначения в количестве около 300 единиц в месяц, однако они остались нереализованными. В 2017 году корпорация передала Вооруженным силам Украины 100 санитарных автомобилей «Богдан-2251». Такое же количество техники, включавшей те же санитарные автомобили и грузовики «Богдан 6317» было поставлено в этом году. Некоторые машины пришлось возвращать из-за недостаточно хорошего качества. 28 января 2018 года в прямом эфире общественного радио член Совета волонтеров при Министерстве обороны Украины Валентина Варава отметила, что из 100 санитарных автомобилей Богдан-2251 на фронт передали 50 автомобилей, причем 25 из них сломались, не проехав и 10 000 километров.

На Украине полностью остановилось автомобилестроение
На Украине полностью остановилось автомобилестроение
© РИА Новости, Сергей Козлов | Перейти в фотобанк

Однако не только оборонный заказ позволяет предприятию держаться на плаву. Троллейбусы, производимые компанией, периодически закупаются в некоторых городах Украины и даже экспортируются в Польшу и Чехию.

Благодаря низкой себестоимости продукции, на «Богдан» обратили внимание некоторые европейские компании из Европы. Так, корпорация стала подрядчиком по изготовлению кузовов для электробусов французской компании Bluebus. В рамках первого контракта в 2018 году украинский производитель должен поставить 5 кузовов.

Bluebus — французская фирма, которая входит в группу Bollore, специализируется на выпуске экологического общественного транспорта. У электрического автобуса Bluebus есть две версии: 12-метровая, рассчитанная на 100 пассажиров, с запасом хода от 180 до 250 км, и 6-метровая, вмещающая 23 пассажира с потенциалом хода на 120 км.

22 ноября «Богдан» на Луцком автозаводе представил первый на Украине полностью электрический грузовик, изготовленный по заказу датской компании Banke Electromotive. Он предназначен для механизированной загрузки твердых бытовых отходов. Спецмашина ERCV27 способна развивать скорость до 80 км/ч. Запас хода без подзарядки тяговых батарей при полной допустимой массе составляет 220 км, а срок их эксплуатации достигает 12 лет. Грузовик оборудован комбинированной вентиляцией, водяными отопителями, системой видеонаблюдения и кондиционером.

В пресс-службе украинского производителя отметили, что электромашина получила положительные отзывы у заказчика, и выразили надежду на начало ее серийного выпуска после завершения сертификации в Дании. Всего по действующему контракту «Богдан» обязуется передать заказчику 15 единиц такой техники, а потребность Banke Electromotive составляет около 200 автомобилей в год.

Banke Electromotive — это датская компания, которая занимается разработкой и изготовлением 100% электрических грузовых автомобилей для муниципального использования и компонентов для них для рынка ЕС. Сейчас это очень перспективное направление, так как в большей части европейских городов с 2025 года планируется полностью запретить въезд легковых и грузовых автомобилей, оснащенных двигателями внутреннего сгорания.

Таким образом, автомобилестроительная корпорация «Богдан» имеет все возможности для производства качественной и конкурентоспособной продукции. Однако политика нынешней киевской власти способствует тому, что она практически не востребована на внутреннем рынке. Вместо поддержки отечественного производителя, Украина зачастую покупает подержанную технику иностранного производства. Тем самым украинский автопром, в том числе «Богдан», лишается денежных поступлений и возможности создания новых рабочих мест. А те заказы, которые корпорация получает из Европы, позволяют ей лишь держаться на плаву и не обеспечивают полноценной загрузки ее производственных мощностей. Этого можно было бы добиться при условии возобновления полноценных экономических связей с Россией, но при текущей политической конъюнктуре такое развитие событий не представляется возможным.