Верховная Рада Украины проголосовала за законопроект, предусматривающий уменьшение стоимости растаможки автомобилей с европейской регистрацией. Также он содержит ряд других изменений.

Пряник

Самой весомой составляющей растаможки автомобиля был акциз, поэтому «евробляхеры» выступали за его снижение. Принятый закон меняет базовые ставки акцизного налога в евро за 1 штуку транспортного средства. Теперь базовая ставка для авто с бензиновым двигателем равна 50 евро, для авто на дизеле — 75 евро. Для дизельных авто объемом более 2,5 литра коэффициент 150 вместо 75. Для бензиновых с объемом более 3 литров коэффициент 100 вместо 50.

К этим базовым ставкам применяются коэффициенты. Сам размер акцизного налога, подлежащего уплате, будет равен базовой ставке, умноженной на коэффициент двигателя и возраст машины.

Так, например, дизель 1,6 л на десятилетнем авто обойдётся в 1200 евро, а пятилетнее бензиновое авто с движком 2 л — 500 евро. К оплате акциза за авто с европейскими номерами нужно будет уплатить ввозную пошлину (10%), налог в пенсионный фонд (3-5%, при регистрации авто) и налог на добавленную стоимость (20% от суммы стоимости автомобиля, акциза и пошлины).

Согласно нововведениям «евробляхеры», которые будут растаможивать авто, получат скидки на акциз. Изначально планировалось, что растаможка в первые 30 дней с момента начала действия закона будет со скидкой 50%. Следующие 60 дней — скидка составляла бы 25%. В окончательном варианте скидка 50% предоставляется на все 90 дней. На протяжении еще трех месяцев «евробляхеры» смогут растаможить свои автомобили, оплатив полную ставку, но без применения штрафных санкций.

Вообще проблема с «евробляхами» возникла из-за того, что на Украине нельзя растаможивать автомобили старше 8 лет, а большинство купленных в Европе машин были в пользовании уже более 10 лет. Кроме того, растаможка младших автомобилей настолько дорогая, что цена европейского авто может возрасти в несколько раз. Новый законопроект дает возможность растаможить любую «евробляху» любого года выпуска — возрастные ограничения сняты как таковые. Новые законодательные инициативы снимают ограничения на растаможку автомобилей стандарта Евро-5 (не старше 2010 года). Украинцам разрешили ввозить машины стандарта даже Евро-4 или Евро-3.

По новым правилам при пересечении границы и заполнении декларации водитель уже оказывается под таможенным контролем. Но таможню для проведения оформления ввезенного транспортного средства он сможет выбрать самостоятельно. Все «евробляхи», которые уже заехали на территорию Украины, а таких в стране 2 млн 700 тыс., смогут растаможиваться без повторного пересечения границы. Иностранному владельцу авто достаточно будет выслать необходимые документы «наезднику» по почте.

Однако активисты-«евробляхары» остались недовольны и предлагают обратиться к президенту Украины, чтобы он наложил вето, поскольку закон «поставил нас на колени» и «забирает последние деньги с владельцев авто на еврономерах».

«Евробляхи» в законе. Кнут и пряник для обхитривших украинское государство

«Евробляхеры» своего добились. Но это очень плохой прецедент, потому что он показывает, что можно с помощью незаконных методов перекраивать закон, добиваться льгот и так далее. Это может привести к тому, что и другие захотят так сделать и будут это использовать. В любой нормальной стране есть железное правило: или платят все, или не платит никто. Сейчас, я уверен, во-первых, навезут хлама, а во-вторых, будет множество «блатных» автомобилей на еврономерах. Грубо говоря, Украина сейчас превращается в Албанию, где очень много ворованных автомобилей, очень много «евроблях». Кстати, в Эквадоре такая же ситуация. То есть Украина сейчас фактически повторяет плохой опыт других стран», — сказал в комментарии изданию Украина.Ру президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.

Кнут

Верховная Рада приняла и изменения в Таможенный кодекс, которыми устанавливаются огромные штрафы за незаконное использование нерастаможенных автомобилей. Применяться штрафные санкции будут через 180 дней после начала действия законов.
За несоблюдение сроков режимов транзита и временного ввоза предусмотрены штрафы, которые будут зависеть от количества дней превышения установленных сроков. За один день просрочки вывоза транзитного авто с нарушителя взыщут 170 грн, за три дня отсрочки вывоза машины — 850 грн.

Лишний месяц пребывания автомобиля на таможенной территории Украины обойдется в 170 тыс. грн или же может закончиться конфискацией транспортного средства по решению суда. За превышение срока транзита более чем на 10 суток, как и раньше, предусмотрен штраф в 8 тыс. 500 грн. Но новыми правилами введена градация: 10-20 суток просрочки — 85 тыс. грн, больше месяца — 170 тыс. грн. Также предусмотрена конфискация по решению суда. За превышение сроков в режиме временного ввоза автомобилей за 10-20 суток просрочки штраф не изменился и составит 17 тыс. грн.

По новым правилам человек, который ввез авто в режиме транзита или временного ввоза, не сможет передать его во владение, пользование или распоряжение другим лицам или разукомплектовывать. Также запрещается использование такого авто для предпринимательской деятельности или получения дохода. Штраф за нарушение немалый — 34 тыс. гривен. Лицо, которое в нарушение правил получит авто и будет использовать его для работы, например, в такси, также будет оштрафовано. За первое нарушение предусмотрено взыскание в 8,5 тыс. грн, повторная фиксация — уже 17 тыс. грн, лишение права управления на год и возмездное изъятие авто за счет нарушителя.

Кому на руку

Генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко на своей странице в Facebook проанализировал плюсы и минусы новых законов о снижении акцизного сбора при импорте авто. По его мнению, для автоимпортеров и дилеров позитива нет.

«Разрешили ввозить любые дымящие и чадящие развалюхи — б/у авто Евро 0 (или Евро минус 100), но запрет оставили на ввоз новых авто ниже Евро 5. Разве новое авто Евро 4 для экологии хуже, чем коптящая бэушка ниже Евро 0? В ЕС хоть техосмотр останавливает ввоз заведомого автошрота, а у нас теперь никаких барьеров нет».

В то же время, по мнению эксперта, для простых украинских бляхеров — это 100% победа и 100% позитив.

«Можно теперь растаможить любую бляху с Евро 0 по уменьшенным ставкам акциза (в 5-38 раз меньше по сравнению с существующими). Плюс ещё и скидка на растаможку 50% на 90 дней с момента публикации законов. Плюс растаможка без выезда за границу на внутренней таможне без документов на авто при наличии договора купли/продажи авто, оформленного без нотариуса в любой подворотне на Подоле. Так что поздравить их можно, они объединились и победили, пока автомобилисты с украинской регистрацией молчали. Вот пример, как надо действовать», — считает Назаренко.

«Евробляхи» в законе. Кнут и пряник для обхитривших украинское государство

Что же касается «бляхобизнесменов» — организаторов бляхобизнеса и собственников «литовских фирм» которые зарабатывали на бляхах, — по мнению эксперта, нововведения — 100% негатив.

«Они проиграли, хотя сами эти акции протеста и финансировали! Простые бляхеры теперь кинутся оформлять и растаможивать авто, спрыгнут с их крючка, а они лишатся заработка на бляхах. Кто им будет давать по 900-1500 евро за ввоз блях через «верблюда» или по 200 евро за «перезаезд», если можно будет легально растаможить авто даже Евро0? Поэтому прогнозирую, что они будут лоббировать вето законов, чтобы не потерять налаженный бизнес и прикормленных клиентов. Плюс они мгновенно теряют свой политический вес: бляхеры растаможат бляхи и все! Цель достигнута: мавр сделал своё дело — мавр должен уйти! А уходить с подножек политического Олимпа не хочется», — отмечает Назаренко.

А вот для простых украинцев, которые не имеют авто, законы позитивны на все 100%.

«По сниженным налогам (в 5-38 раз) можно пригнать даже авто Евро ноль. Плюс депутаты услышали критику (я много вчера/позавчера общался с парламентариями) и распространили скидку 50% на акциз на всех украинцев, а не только бляхеров», — подчеркивает Назаренко.

Для простых украинцев, которые имеют авто на украинской регистрации, принятые законы скорее негатив, чем позитив.
«Пусть каждый по-своему оценивает — не спорю. Они тоже смогут пригнать из ЕС авто дешевле, но сначала надо своё авто продать, а оно в ночь вступления Закона в силу станет на 20-30% дешевле», — считает эксперт.

Генеральный директор Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров отмечает, что принятые законы выгодны для Европейского Союза, но не для государства Украина.

«Украина уже превратилась в могильник для хранения ядерных отходов из ЕС, США. Теперь ещё и превратится в мусорник для вывоза евроавтошрота. И я говорю не просто о старых авто из ЕС, которые могут ездить (подобные бляхам и старющие Жигули по Украине ездят и от блях не отличаются). Я говорю о полном гнилом автошроте, который уже не ездит и который будут вывозить на эвакуаторах в Украину наши " бизнесмены", получая по 200-1000 евро возврата от ЕС утилсбораза вывоз шрота из ЕС, и сдавая шрот на металлолом, бросая то, что не примут (вредные для здоровья компоненты) в наших лесах. Плюс у автозаводов ЕС появляется дополнительный рынок: даже те европейцы, кто не обновлял авто, так как не знал, куда сбагрить старое (при запрете у нас ниже Евро5), теперь знают куда! К нам!!!», — подчеркнул Назаренко.