Полвека назад имя школьного учителя из Донецка Виктора Шаталова гремело на весь Советский Союз. Его воспитанники овладевали полным школьным курсом за девять, восемь, а иногда и вовсе за семь лет. Все без исключения поступали в вузы. Уникальная авторская методика преподавания не только привлекла внимание педагогов, родителей и учеников, но и опередила время — до сих пор до конца не раскрыты её психологическая и педагогическая стороны.

Я познакомилась с Виктором Шаталовым в преддверии его 90-летия весной 2017 года в Союзе писателей ДНР. Тёмный строгий костюм, выглаженная рубашка, начищенные тупоносые туфли. Человек из прошлого, руку жмёт крепко-крепко, глядит строго, не против сфотографироваться. Журналистам, которые присутствовали на церемонии его приёма в ряды Союза писателей, сказал так: «В своей жизни никогда не стремился к званиям и наградам, но звание члена Союза писателей ДНР принял с гордостью, принял как награду нашего молодого государства за труд, посвящённый школе, детям, судьбам Родины!» И сразу стало понятно, что эта его несгибаемая позиция является продолжением всего того, что он делал всю жизнь: поступал по совести, не юлил, выражался прямо и чётко.

Успех и признание пришли к донецкому педагогу-новатору в 70-е годы. В 1971 году в газете «Комсомольская правда» появилась статья Симона Соловейчика под названием «Метод Шаталова», и это стало поворотным моментом, направившим внимание педагогического сообщества на педагогику сотрудничества, о которой так много говорил и писал Виктор Шаталов.

Подопечные Шаталова стали известными и успешными людьми, более 60 его учеников защитили кандидатские диссертации, 12 — докторские. В 70-80-х годах методикой Шаталова пользовались 40 городских и сельских школ Донецкой области. По отзывам учителей, уровень оценок повысился на 50 процентов, а уровень знаний — ровно вдвое.

Характер

Виктор Шаталов родился в городе Сталино (современный Донецк) в 1927 году, вуз окончил в 1953 году, но уже с 1951 года начал преподавать математику в школе, а через непродолжительное время занял пост директора. Начало карьеры Шаталова можно назвать радужным. Молодой, работоспособный перспективный учитель, потом директор — но подвёл характер: закалённый войной, он не смог ужиться с вышестоящими чиновниками, говорил всё в лоб, не мог промолчать там, где надо, за что и поплатился. В конечном итоге Шаталов оказался без должностей, обычным учителем в обычной школе с минимумом нагрузки и небольшой зарплатой. Поэтому он принимает решение начать заниматься с отстающими ребятами математикой, становится репетитором.

«Изначально метод Шаталова родился из практики репетиторства, а не из обычных школьных уроков», — поделился со мною ректор Донецкого областного института последипломного педагогического образования Алексей Чернышов. В этом институте много лет изучали и обобщали опыт Шаталова, но последнее десятилетие почти не занимаются этим. Сам Шаталов читал лекции учителям на курсах.
«Ему тогда достались не самые интенсивные дети, но Шаталов силой своего характера, умением чётко ставить задачи и интенсивной проработкой материала (опорные конспекты, многократное повторение, отработка основных учебных умений) добился очень высоких результатов. Вот здесь его характер, сослуживший ему однажды дурную службу, сработал хорошо. Его дети, первый набор, поступили в московские и питерские вузы и сразу создали своему преподавателю репутацию. Конечно, школьники эти были со способностями, но в силу того, что с ними до Шаталова недостаточно занимались, мало уделяли им внимания, они были обычными троечниками. А Шаталов, по сути, создал для них ситуацию успеха!» — рассказал Алексей Чернышов.

Великий донецкий учитель Виктор Шаталов: человек, опередивший эпоху

Шаталов и школа

Когда Шаталов отработал свою методику на репетиторских занятиях, встал вопрос, что хорошо бы этот же метод применить в школе, но проблема в том, что репетиторство и работа с учениками в классе — это не совсем одно и то же. «В обычной школе начались противоречия, — рассказал Чернышов, — в школе используется «квадратно-гнездовая система» получения знаний…»

Я переспросила, что это значит применительно к образованию, а не к сельскому хозяйству. «Это я вам так образно сказал, — ответил с улыбкой Чернышов, — предмет разбит на уроки, все предметы разбиты на уроки, всё это расписано на год. Матрица годового объёма знаний по всем предметам складывается в конце года в единую естественно-научную картину мира в голове школьника, формирует мировоззрение учащегося. Так должно быть в идеале, если ученик не ленится и усваивает программу. Шаталов взял класс и начал обучать его по своей методике, математику они прошли, допустим, за четыре месяца. Получается, что система ломается, то есть всем учителям надо перестраиваться, подстраиваться под его систему. А потом, есть же физиологические и возрастные особенности у детей. Сколько мы знаем примеров, когда в вуз на первый курс приходят дети младше своих сокурсников на два-три-четыре года. Что с ними потом бывает? Им, как правило, неинтересно сидеть в вузовской аудитории, вращаться в студенческой среде. Их социализация идёт в каком-то ненормальном варианте. Вундеркиндом быть сложно».

Где родился, там не пригодился

Для того чтобы успешно массово применить метод Шаталова в обычной школе, надо было изменить все программы, иначе готовить учителей, поменять все учебники, но прежде всего надо было суметь договориться с министерством образования. Впрочем, никогда министерство не дало бы добро на повсеместное внедрение настолько новаторской методики. В лучшем случае Шаталова и «шаталовцев» ожидали бы долгие годы апробации, один экспериментальный класс сменялся бы другим (как это и было до перестройки) и т.д. В связи с тем что внедрение системы Шаталова было невероятно трудоёмким, её осваивали только энтузиасты, но осваивали всё же. И сейчас у него всё так же есть последователи.

«Метод Шаталова идеально применим при обучении в военных училищах. Там, где требуется алгоритмическое мышление. Его методика прекрасно пошла в профтехучилищах, — рассказал Алексей Чернышов, — мы знаем, что в ПТУ зачастую приходят люди с недостаточным уровнем образования, а за счёт преподавания общеобразовательных предметов по системе Шаталова учащихся за короткий срок подтягивают, выравнивают, и дальнейшее освоение рабочей профессии проходит без особых проблем. Да и само освоение профессий проходило по методике Шаталова».

Метод обучения Шаталова по сей день активно используется в Китае, Японии, на базе больших учебно-производственных центров, там, где много конвейерной работы. В таких условиях методика донецкого учителя отлично срабатывает, когда нужно в сжатые сроки обучить большое количество людей таким образом, чтобы в знаниях не оставалось пробелов.

Сейчас интерес к Шаталову угас, методику критикуют за то, что она создана под конкретного человека, а уникальный результат возможен только при таланте учителя, огромной самоотдаче. Только критики почему-то забывают о том, что в этом и состоит ежедневная титаническая работа любого преподавателя — отдавать, а не надеяться на то, что ученик сам обнаружит то, что ему нужно, и усвоит. А чтобы максимально отдавать, надо хотя бы не думать о хлебе насущном, едва сводя концы с концами, но это уже совсем другая история.

За и pro

Я поговорила с несколькими учениками Виктора Шаталова, мнения о педагоге разделились. Одни считают его метод гениальным до такой степени, что, по их мнению, следует всё школьное образование сверять по системе донецкого педагога-новатора. Другие придерживаются прямо противоположного мнения: «Опорные конспекты Шаталова толкают ученика к зубрёжке!» Первые отвечают вторым, что это никакая не зубрёжка, а черновая работа накопления знаний.

Сторонники метода Шаталова считают, что он отлично подходит хотя бы для тех детей, которые школу «проходят по коридору», работа по опорным конспектам способна дать им твёрдый минимум. Опорные плакаты, тихий опрос, ведомость открытого учёта знаний — это всё то, что действительно способно сделать любой предмет доступнее для понимания слабыми и средними учениками. Для тех же, кто готов прыгать выше, метод Шаталова станет отличной площадкой для старта, опорой для нанизывания других знаний.

При этом стоит сказать, что Шаталов, хоть и новатор, не отвергал ничего из прошлого и современного опыта, он приводил всё в систему и расставлял старые детали по новым нишам. В его методике есть место и докладу, и дискуссии, и кинофильмам, и экскурсиям etc.
В книге «Куда и как исчезли тройки» Шаталов говорит о том, что многие школьники нередко за целый день рта не открывают, чтобы показать свои знания. Учитель действительно не успевает опросить всех, а когда дело доходит до выставления оценок, то они (для проверяющих) выставляются в журнал произвольно. Как правило, школьники возмущаются этой ложью, но дело даже не во лжи, а в том, что многие ребята хотели бы ответить (письменно или устно), но получается это далеко не всегда. Опросы по многим предметам становятся редкими и очень часто случайными, что превращает учёбу из серьёзного дела в игру, где одному везёт, а другому нет.

Часто получается так: смекалистый школьник учит не весь предмет совокупно, не готовится к каждому уроку, зная, что уже спрашивали в прошлый раз и больше не спросят, а осваивает лишь отдельные темы, что нарушает целостное восприятие дисциплины.

Великий донецкий учитель Виктор Шаталов: человек, опередивший эпоху

Эврика, или Несколько слов о методиках

В системе образования новшества определяются теми задачами, которые ставит время. Допустим, был период, когда надо было ликвидировать безграмотность, — были одни методики. Потом наступила эра формирования инженерного корпуса СССР — понадобились интеллектуалы. В этот период совершенно другим методикам отдавалось предпочтение: поисковым, исследовательским и т.д. В наше время, в век интеграции наук, в век компьютеризации и информатизации, уже требуются другие методики, но они, как правило, основываются на тех, что были раньше. Основной метод — это, по сути, комбинаторика, сплав достижений прежних методик и современных нововведений.

«Принципиальное открытие в методиках преподавания, как мне кажется, совершить уже невозможно, не сейчас, во всяком случае, — считает Алексей Чернышов, — а методика Шаталова хороша тем, что она очень технологична. В ней есть несколько приёмов, которые могут использовать практически все учителя с разным уровнем подготовки. Его методика не требует высокого уровня научного осмысления. Она очень проста в использовании и даёт высокий результат».

Даёт высокий результат! Значит, методика Шаталова может стать палочкой-выручалочкой для современных абитуриентов, которые до седьмого пота готовятся к ЕГЭ или ЗНО (украинский вариант ЕГЭ)? Возможность получить в сжатые сроки большой объём информации, усвоить её и выдать на-гора! Пускай и в самом деле методику Шаталова не стоит пытаться применить в школе для всех, но стоит рассмотреть её как шанс для педагогически запущенных учеников, для троечников.

Донбасс, который многими ошибочно воспринимается как исключительно шахтёрский край, порою подбрасывает в мировую топку не только чёрное золото. На шахтёрской земле вырастают интеллектуальные проекты, которые не просто гремят на всю страну, но и остаются в истории. Шахта — это не только рабочие руки, но и культурная и образовательная элита. Это великие имена: Прокофьев, Писарев, Шаталов, Хаткина, Олейников, Бровун etc. И объединяет всех этих людей не только Донбасс, но и общая черта — невероятная работоспособность и внутренний огонь, огонь служения выбранному пути.