В субботу, 22 сентября, в Одессе произошло очередное покушение на активиста. Стреляли в руководителя местной партийной организации «Сила людей» и ведущего регионального «7 канала» Олега Михайлика. Стреляли в упор из оружия калибра 5,6 мм, пуля зацепила руку и пробила легкое.
Напали на активиста возле его дома — в нескольких шагах от Одесского областного управления полиции. По словам свидетелей, полиция приехала только через час после вызова.
Михайлика госпитализировали в реанимационное отделение Одесской клинической больницы №1 в состоянии клинической смерти. Врачи всю ночь пытались стабилизировать состояние раненого, он потерял большое количество крови. Пострадавшему сделали переливание крови, утром состояние Михайлика стабилизировалось, давление повысилось, активист пришел в себя и смог поговорить с женой и правоохранителями. Но сказал, что ничего не помнит.
Издание Украина.ру искало ответы, кто настоящий заказчик покушения и при тут Порошенко.
Война за берег
В тот день, субботу 22 сентября, Олег Михайлик участвовал в акции протеста против незаконной застройки прибрежной зоны пляжа Ланжерон братьями Кисловскими — депутатами Одесского городского совета и владельцами сети дельфинариев «Немо».
Подобные акции протеста стали традицией для Одессы: против застройки практически на самой кромке прибоя протестуют часто, активистам помогают националисты из «Национальных дружин», «Правого сектора» (организация запрещена в РФ — ред.) и другие радикальные организации. В день покушения «нацдружинники» даже сломали забор и разгромили строительную площадку. Но оперативно вмешалась полиция и националисты и активистов вытеснили за пределы стройки. Буквально через несколько часов строители восстановили забор вокруг стройки.
Одесские СМИ пишут, что под видом строительства реабилитационно-оздоровительного центра дельфинотерапии на набережной Ланжерона строится очередная гостиница. Причем по соседству с уже имеющейся, принадлежащей тем же Кисловским. К тому же строительство ведут практически на пляже, что нарушает украинское законодательство.
Борются со строительством одесские активисты и примкнувшие к ним радикалы уже практически год, но результатов они так и не добились.
Застройщики, братья Кисловские, близки с мэром Одессы Геннадием Трухановым и народным депутатом-мажоритарщиком и президентом Одесской юридической академии Сергеем Киваловым. Один из братьев, Андрей Кисловский, даже ездил в Киев на заседание по делу, где фигурирует мэр Одессы: его обвиняли в покупке за бюджетные средства помещений завода «Краян». На многих мероприятиях Андрей Кисловский присутствовал вместе с мэром Трухановым. И депутаты горсовета Кисловские всегда поддерживали на голосовании инициативы мэра Труханова.
Мэр Труханов занимает должность с 2014 года. Он реальный центр влияния в городе, контролирует и силовиков, и финансовые потоки. В городе он чувствует себя достаточно независимо и может проводить собственную политику, автономную от политики Киева: у Одессы всегда было свое, особенное мнение. Это, в частности, и обусловило затяжной конфликт с губернатором — преемником Саакашвили - Максимом Степановым, которого на должность назначил Порошенко.
Также братья Кисловские и мэр Труханов связаны с начальником полиции в Одесской области Дмитрием Головиным и прокурором Одесской области Олегом Жученко. Несмотря на то, что силовики подчиняются начальству в Киеве, держат равнение и на местные власти: столица далеко, а на месте как-то крутиться надо.
Пострадавший от покушения активист Олег Михайлик враждовал со всеми перечисленными правоохранителями, чиновниками и депутатами-бизнесменами: и с братьями Кисловскими, и с мэром Одессы Трухановым, и с главным полицейским, и с прокурором области. Он даже заявлял, что выдвинется в мэры Одессы и составит конкуренцию Труханову.
Кому выгодно?
За неделю до покушения Михайлик требовал отставки начальника одесской полиции Дмитрия Головина и прокурора Жученко. А еще в мае говорил, что собирается выдвигаться в мэры.
Казалось бы, ответ очевиден: покушение на Михайлика — дело рук власти, которым мешает настырный активист. И вот уже все соратники Михайлика заявляют о том, что покушение — инициатива Труханова и силовиков: «В Одессе сложилась критическая ситуация в плане защиты прав представителей гражданского общества. В городе происходят многочисленные нападения на членов общественных организаций, журналистов и правозащитников, эти нападения не расследуют надлежащим образом. Мы наблюдаем вопиющую бездеятельность местного руководства Национальной полиции Украины, Службы безопасности Украины и Генеральной прокуратуры Украины», — приводит слова одесских правозащитников украинское издание «Вести».
А член одесской организации партии «Сила людей» Игорь Бычков сразу же заявил изданию «Украинская правда»: «Олег всегда говорил, что Труханов возглавляет преступную группировку, которая грабит наш город, а глава ГУ Нацполиции в Одесской области Дмитрий Головин и областной прокурор Олег Жученко прикрывают одесские власти в их незаконной деятельности».
Интересна оперативность реакции губернатора Одесской области Максима Степанова на покушение. На своей странице в Facebook он написал: «Вчера разговаривал с Дмитрием Головиным — полиция рассматривает несколько версий. Лично требую быстрого раскрытия и наказания виновных! (…) Основное задание правоохранительной системы — предупреждать преступления, а не только искать виновных. Мы хотим чувствовать себя безопасно в нашей стране».
И уже 24 сентября прошла акция под управлением нацполиции в Одессе с требованием «незамедлительной отставки начальника одесской облполиции Дмитрия Головина и начальника облпрокуратуры Олега Жученко. В совершении покушения мы подозреваем городского голову Геннадия Труханова и его окружение».
Именно очевидность заставляет задуматься о реальных заказчиках. Ведь если присмотреться, нападение на активиста Олега Михайлика сейчас очевидно невыгодно местным властям и застройщикам. Несмотря на создаваемые им проблемы во время строительства, покушение — очевидный удар по рейтингу доверия к мэру Труханову, чьим оппонентом был Михайлик. А мэр зависим от рейтинга. Да и застройщикам это очень вредит — теперь на стройку придут смледователи, которые будут рассматривать именно уголовную версию покушения.
Пострадал за политику?
Получается, что покушение на Михайлика становится мощным инструментом в руках губернатора и киевских властей для принуждения Труханова к следованию линии партии Порошенко. Это для него сейчас крайне важно, накануне выборов: Одесса — не только миллион голосов, но и финансовые потоки от порта, таможни, туризма.
Кроме него, под удар попали силовики, которые стали излишне близки к мэру и так отдалились от киевского руководства. Покушение на Михайлика — это «звоночек» для них, потому что их теперь всех скополм могут поменять, хотя на самом деле менять будут (если будут) за другое — за недостаточную лояльность Киеву.
Вполне вероятно, что покушение на Олега Михайлика — инсценировка, скорее всего, он стал жертвой принуждения к сотрудничеству строптивого мэра. А звонок президента главврачу Городской клинической больницы №1 подчеркивает общенациональную значимость инцидента. В предыдущих случаях и покушениях президент Украины такой публичной поддержки никому и никогда не оказывал. А, например, маму убитого писателя и публициста Олеся Бузины вообще принять отказался…
В любом случае, похоже, покушение на одесского активиста команда президента отработает по полной.