Митинг под стенами генеральной прокуратуры Украины организовали и возглавили радикалы из «С14», «Правого сектора»*, «Национального корпуса», «Свободы» и ряда примкнувших к ним националистических организаций. Но бодро начинавшееся собрание со временем раскололось на две части.
Как выяснилось, на акции требовали не отставки генпрокурора Юрия Луценко, а его заместителя Евгения Енина. Впрочем, в рядах митингующих это вызвало недоумение — такого поворота они не ожидали.
В то же время, националисты оторвались на славу. Можно сказать, в этот день в Киеве был открыт сезон беспорядков.
Пчелы против меда
В понедельник утром у центрального входа в Генпрокуратуру было шумно. Собравшиеся активисты пришли выразить недовольство по поводу экстрадиции в РФ по запросу ФСБ уроженца Ингушетии Тимура Тумгоева. Протест был не мирным, толпа агрессивно настроенных молодчиков била окна в здании ГПУ, ломала двери. Подожгли мусорный бак, забрасывали полицию камнями.
Досталось и журналистке телеканала NewsOne, которую в прямом эфире забросали яйцами и ударили — одна их агрессивных протестующих на глазах у полицейских. Не обошлось без стычек с правоохранителями: полиция применила слезоточивый газ, а сотрудники прокуратуры поливали толпу водой из брандспойта.
В среде молодчиков были представители разных националистических организаций, поэтому и изначально требования были разными. Кто-то кричал: «Луценко — на нары», кто-то был недоволен работой ГПУ. Поводом для акции послужил подписанный замгенпрокурором Евгением Ениным документ на выдачу РФ разыскиваемого по линии Интерпола Тумгоева, который якобы воевал на стороне Украины на Донбассе.
Решение о выдаче Тумгоева вынесли в октябре 2016 года — никаких свидетельств/доказательств участия в АТО от него, его адвокатов, третьих лиц предоставлено не было.
«Митингующие под ГПУ заявляют, что России выдали «участника АТО». Подчеркиваю, что подтверждение участия в АТО является основанием для отказа в выдаче лица в РФ. «Свидетели» появились только после фактической передачи Тумгоева иностранному государству (где они были все 2 года, пока продолжались судебные процессы?), — отметила пресс-секретарь генерального прокурора Украины Лариса Сарган на странице в Facebook.
По ее данным, Тумгоев проиграл 8 судов в Украине, ЕСПЧ дважды знакомился со всеми материалами дела и отказал ему в ходатайстве о применении статьи 39, подтвердив таким образом отсутствие оснований считать, что Тумгоев преследуется на политической, этнической или религиозной почве.
«Обращение Верховного комиссара ООН по правам человека в Украину носит лишь рекомендательный характер (в отличие от статьи 39 ЕСПЧ). Кроме того, за полтора года с момента первого обращения офис ВК ООН не проявлял больше никакой заинтересованности в судьбе Тумгоева», — говорится в сообщении.
А в России Тумгоева обвиняют в причастности к террористической группировке «Исламское государство»*. И, как заявил замгенпрокурора Енин, Тумгоев в Генпрокуратуре дал показания, что принимал участие в боевых действиях в Сирии. Более того, он подписал свои показания.
Житель Ингушетии прибыл в Украину в 2016 году и запросил статус беженца, мотивировав это угрозой жизни и здоровью в России и преследованиями на религиозной почве. Прокуратура РФ инкриминировала ему участие в террористической деятельности. В батальоне имени Шейха Мансура, который принимает участие в боевых действиях на Донбассе в составе «Украинской добровольческой армии», заявили, что Тумгоев якобы был бойцом их подразделения. Но это ничем не подтверждено.
Все эти доводы не устроили организаторов акции, к которой для пиара примкнули их коллеги по идеологической борьбе. Они заявили, что если до пятницы Енин не подаст в отставку, приведут в Киев войско из ветеранов АТО и активистов.
Когда в друзьях согласья нет…
Но главное, на митинге, поводом которого послужил Тумгоев, среди собравшихся произошел раскол. Многих возмутило то, что в отставку должен уйти только замгенпрокурора Енин.
«Почему только Енин, Луценко то же должен уйти в отставку. Потому что на очереди на экстрадицию еще около 30 иностранцев, воевавших в АТО. Луценко и всю его шайку надо отправить в отставку», — кричала одна из активисток.
Но от нее отмахивались, как от назойливой мухи, делая акцент только на заместителе, не упоминая его босса.
Но и на этом все не закончилось. От ГПУ активисты по тревоге побежали на Пушкинскую, где, как им сообщили, полиция штурмует офис ветеранов ОУН и батальона «Айдар», который они «отжали» у арендовавшего его предпринимателя несколько лет назад.
В полиции уверяли, что штурма не было.
«В настоящее время под зданием действительно находятся работники полиции, поскольку имеются сведения о том, что в помещении находятся активные участники событий возле Генеральной прокуратуры Украины», — заявили в полиции.
Как оказалось, некие молодые люди закрылись в офисе и не пускали туда полицию.
Под домом собрались общественные активисты, атошники, представители ОУН, народный депутат от «Батькивщины» Игорь Луценко, нардеп от Радикальной партии Ляшко Оксана Корчинская. А когда полиция выложила фотографии офиса с портретом Гитлера и свастикой, заявили, что их хотят скомпрометировать.
Группа активистов пыталась прорваться в райотдел, куда увезли активистку, ударившую журналистку телеканала, но все обошлось без серьезных стычек.
«Картинка на руку Порошенко»
В то же время, как считает эксперт по безопасности Сергей Шабовта, картинка вышла отвратительная — беспомощная полиция, избитая журналистка, бесчинствующая толпа.
«Это говорит о том, что как бы и что бы собравшиеся там силы демонстрируют полное презрение к правоохранительным органам, к общественному мнению и это совпадает с градусом, которое очень организованно поднимается в соцсетях. Малограмотные по своей сути люди стали очень агрессивно писать в соцсетях, нести бред, и все это складывается в хорошо отрежиссированную картинку. По моему мнению, все это хорошо укладывается в пользу нашего президента», — подчеркивает в комментарии Украина.ру. Сергей Шабовта.
Как отметил эксперт, с Луценко у президента сейчас непростые отношения: он стал склоняться к союзу с мэром Киева Виталием Кличко.
«Я бы в этой ситуации не исключал участие СБУ, которое рассказывает о «руке Кремля», которая дестабилизирует ситуацию в Украине, но, на самом деле, сами ее раскачивают с помощью своих людей из «С14», «Национального корпуса», группировки Дмитра Корчинского. Под лозунгами русофобии у них возникла потребность защищать боевика ИГИЛ*, на защиту которого не встали даже европейцы. Личность аморальную», — отмечает Шабовта.
То, что на акции в поддержку Тумгоева собралась разношерстная публика, которая сначала требовала в отставку Луценко, а потом перешла на его заместителя, говорит о том, что в их среде нет согласия. Но при этом, они свою функцию исполнили, передали Луценко «черную метку».
А в целом очевидно, что полиция, подчиненная министру МВД Украины Арсену Авакову и националисты, им же вскормленные и вооруженные, теперь оказались по разные стороны баррикад. Для Порошенко это тоже плюс — он может со временем после ряда подобных инцидентов предложить другую кандидатуру министра. Сам Аваков, как видно, реально так же не управляет ни всеми, ни частью радикалов. В общем на улицы Украины прокралась война радикалов с правоохранителями. И это — закономерный итог политики, которую проводили в стране четыре года президент Порошенко и его окружение, что наносит колоссальный ущерб его репутации в глазах европейского сообщества.
* Организация запрещена в России Верховным судом РФ