Вдобавок уполномоченный Верховной Рады по правам человека Людмила Денисова заявила: танкер заблокировали, потому что его владелец якобы находится под украинскими санкциями. При этом решения суда о задержании судна или кого-то из членов экипажа не было, и нет до сих пор.

Денисова добавила, что у СБУ и украинских пограничников нет претензий к экипажу танкера — 12 морякам, гражданам России. Но те отказались покидать «Механика Погодина».

Какие доказательства — не понятно

Капитан задержанного танкера Михаил Замятин сообщил, что у судна было разрешение заходить в порт Херсона. Замятин заявил, что уведомил о заходе судна в порт за трое суток до прибытия, добавив, что раньше проблем с заходом в украинские порты не было.

По словам капитана, танкер привез дизельное топливо из Туркмении на Украину в интересах канадской компании Oil Marine Shipping and Chartering Inc — по договору фрахта. Порт приписки «Механика Погодина» — Санкт-Петербург, прямого отношения к Украине у судна нет.

Но это не аргумент для представителя президента Украины в Автономной республике Крым Бориса Бабина (Крыма у Украина нет, а представитель президента есть). Он отметил, что «Механик Погодин» находится во владении российской компании, входящей в санкционный список Совета национальной безопасности и обороны Украины. Следовательно, делает вывод Бабин, судно нужно арестовать.

Как украинская Служба безопасности собирается доказывать факт того, что владеет танкером «подсанкционная» компания — неизвестно. Суд по делу о возможном аресте танкера планировали на 13 августа, в Херсоне, но по состоянию на утро понедельника соответствующего ходатайства прокуратуры в суд не поступало.

Украинские власти повышают ставки

В свою очередь постоянный представитель президента Украины в автономной республике Крым Борис Бабин заявил, что задержанный в Херсоне «Механик Погодин» стоит около 7 миллионов долларов.

«Как мне сказали в СБУ, ориентировочная стоимость судна и танкера — до 7 миллионов условных единиц», — отметил Бабин в украинском радиоэфире, добавив, что судно везло нефтепродукты для украинского получателя.

В России предпочитают пока не комментировать ситуацию вокруг задержанного судна — предполагают для начала лучше разобраться в происходящем. Впрочем, уже очевидно, что украинские власти поднимают ставки в противопоставлении себя России и всему российскому, ради рейтингов играют роль «бойцов с Кремлем».

Пограничники Украины признались в бессилии перед Россией в Азовском море
Пограничники Украины признались в бессилии перед Россией в Азовском море
© George Chernilevsky

Не случайно президент Порошенко регулярно заявлял, что Россия якобы хочет объявить блокаду Украине в Азовском море, хотя ни одного украинского танкера или сейнера РФ не задержала.

Готовятся воевать?

Масла в огонь морского напряжения между Россией и Украиной подлил заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины Георгий Тука. В интервью украинскому изданию «Апостроф» он заявил, что официальный Киев изучает варианты реагирования на ситуацию в Азовском море, в том числе силовой.

При этом Тука сомневается, что Украина может «своими силами справиться с ситуацией в Азовском море, где Россия останавливает и досматривает украинские суда».

«Ситуация очень сложная, но я не могу сказать, что мы его (Азовское море. — Прим. Ред.) потеряли. Я не готов обнародовать определенные сценарии, которые мы сейчас изучаем, в том числе применение силы относительно разблокирования. Вопрос очень сложный. И я просто не хотел бы сейчас, не имея определенного решения, рассказывать о предстоящих действиях", — сказал замминистра.

По словам Туки, «есть определенные сценарии, каким образом можно улучшить ситуацию».

«Я не вижу реального пути, каким образом мы своими силами можем справиться с этой ситуацией. Потому что чисто военного пути я не вижу. Дипломатический? Согласно существующим нормам, действительно, и украинские, и российские силовые структуры имеют право останавливать и осматривать корабли. Ограничений не существует. Речь идет не о нарушении права, а о злоупотреблении правом. Это абсолютно разные вещи. Мгновенного решения не существует, но надо в этом направлении работать. И мы будем работать», — пообещал чиновник.

А началось с задержания «Норда»

В этой связи стоит напомнить, чтол активная фаза российско-украинского морского противостояния началась 25 марта, когда  украинские пограничники задержали рыболовецкий сейнер «Норд», который находился под российским флагом в Азовском море с экипажем из 10 граждан РФ.

Управление ФСБ России по Республике Крым возбудило уголовное дело против Госпогранслужбы Украины по статье «Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава».

Украинский омбудсмен предложила Порошенко провести обмен экипажа «Норд»
Украинский омбудсмен предложила Порошенко провести обмен экипажа «Норд»
© скриншот с видео Державна прикордонна служба України

Херсонский городской суд арестовал капитана судна Владимира Горбенко на два месяца с правом внести залог по обвинению в «нарушении порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее с целью причинения вреда интересам государства», за что предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет.

В настоящее время дело "Норда" из-за слабой юридической базы, в украинском правосудии фактически спущено на тормозах. Но противостояние, вызванное тем арестом, продолжается. И возможно, дело "Норда" получит в украинской правоохранительной системе второе дыхание.